14 промахов в двух гонках – Ирина Казакевич быстра на трассе, но почему ее так трясет?
81, 100, 109, 79 – места в последних гонках Кубка мира у Ирины Казакевич, нашего лучшего новичка-2020/21
Эти старты пополам разделило межсезонье, все неудачи пришлись на Эстерсунд – значит, живет надежда, что через две недели (с переездом в Хохфильцен) ситуация наладится. Но надо ли верить в магию места? И даже если да – какие еще потрясения соберет Казакевич в следующий уик-энд, до какого уровня расшатает собственную психику?
Ее случай – одновременно и необъяснимый, и симптоматичный.
По большому счету, мы ничего не знаем о надломе Иры – когда и почему он произошел? Единственная зацепка – сломанная в мартовском спринте винтовка: с разболтанным крюком Казакевич промазала 7 из 10 выстрелов и заняла 100-е среди 101 участницы. Так закончился сезон.
Тренер сборной Михаил Шашилов хвалил ученицу за межсезонье: она сильно добавила в скорости, фактически сравнялась со Светланой Мироновой (то есть вышла на уровень лидера), выиграла несколько контрольных срезов и летний ЧР, готова удивлять накануне Олимпиады.
А в ноябре Иру вдруг подкосил отбор: 10-я и 15-я с обилием ошибок. Хотя еще до стартов она наверняка догадывалась, что место в основе для нее найдется. Критерии позволяли решить вопрос, и в этом никакой иронии – люди, которые в первый взрослый сезон забегают в топ-20 спринта на ЧМ, нужны сборной.
Но Казакевич почему-то накрутила себя перед отбором, поплыла там, а потом резонансно попала в состав. Это решение не лично Шашилова, а большого собрания – тренеров сборной, тренеров регионов, руководствв СБР. Так Иру поставили в позицию обвиняемого, который с первой же гонки вынужден то ли извиняться, то ли убеждать, что на самом деле не виновата.
И она не выдерживает, с каждым новым стартом углубляясь в яму – пусть не по результату (79-е место гораздо лучше 109-го), но морально.
Помочь на заказ некому – ни команда, ни Казакевич не работают с психологией системно. Шашилов вроде бы не против, но как будто и не особо увлечен поиском:
1) «Мне неизвестны специалисты, способные гарантированно с этим сладить. Может, они и есть, не знаю, не встречал на практике. Вот друзья могут помочь, но она и сама справится, уверен.
Начинала в прошлом сезоне тоже ни шатко ни валко, а на мире была в двадцатке, и с нолями прибегала. Вспомнить ей надо те ощущения», – это его интервью «Матч ТВ» после индивидуалки накануне.
2) «Мы разговаривали с Ирой. Сегодня новый день, солнце встает по-новому, надо работать, соревноваться», – это он же перед спринтом в эфире.
В совокупности звучит примерно так: да, ее трясет, но должно рассосаться само собой. Хотя без акцентированной и качественной помощи предпосылок мало. Объективно у Казакевич не тот опыт и еще не тот запас прочности, чтобы перезагрузиться по щелчку – как, например, это сделала Ханна Оберг: 74-я в субботу, 1-я в воскресенье.
Остается надеяться только на аутотренинг в инстаграме, разговоры с подругами и Шашиловым – у них, как говорит сам тренер, 10 лет совместного творчества. Без сомнений, это будут душевные беседы, но сильно ли они подвинут к решению проблемы?
И еще один аспект, который может переплетаться с психологией – сама работа над стрельбой в команде.
Два гонки – на слишком крепкий фундамент для выводов, но предварительно видно: сдвигов в точности у команды не произошло. Казакевич попадает в мишень через раз, без очевидного прогресса Миронова, задает вопросы Куклина, ищет себя Васнецова – все это люди из группы Шашилова. Можно ли во всех случаях оправдаться только нервозностью, психологическими проблемами?
Как тут не вспомнить, что в прошлом сезоне наш старший тренер не сработался с молодым тренером по стрельбе Алексеем Волковым, а весной отказался от приглашения человека на замену. В стрелковых тренировках Шашилову помогает Николай Загурский – спец с 20-летним стажем в сборной, со знаниями и наработками, но все же не педагог по стрельбе.
Взгляды самого Шашилова тоже играют роль. У него репутация прекрасного функциональщика: в последние годы его ученицы (Миронова и та же Казакевич) – самые скоростные в России, но стабильности на рубеже нет и близко. Ну а тренер не скрывает приоритеты:
«Надо собирать людей на следующую Олимпиаду, нельзя думать только о ближайшей. Девчонки, которые сейчас в составе, могут бежать и стрелять. Главное, конечно, что могут бежать. Казакевич, Васнецова, Гореева, Шевченко – вот наш костяк на следующую Олимпиаду».
Совпадение ли, что на этом фоне выделяется Ульяна Нигматуллина (Кайшева), которая большую часть осени провела на самоподготовке? 1 промах на 30 выстрелов, надежнее нет никого в команде.
***
Биатлонная сборная (речь и о мужчинах тоже) не очаровала на старте сезона. Первые гонки – для наших биатлонистов традиционно агрессивная среда, где они не столько навязывают борьбу, а больше унимают нервозность, привыкают к суматохе: отсюда промахи мимо финишного створа (Латыпов), забытые палки (Гараничев), как следует не проверенные крепления или механизмы винтовки (Миронова).
А мы – цепляемся за проблески:
• раз Нигматуллина настолько лучше остальной команды, может, и ее отделение надо рассматривать как благо? Какая разница с кем и как готовиться – был бы результат;
• Латыпов, как и осторожно предупреждал Юрий Каминский, спрогрессировал. Уже есть финиш в топ-10 и рядом – за весь прошлый сезон попаданий в десятку набралось четыре;
• вроде бы избавился от прошлогодней хандры Логинов – в отличие от 2020-го у него сложилось относительно спокойное межсезонье: в коллективе, без травм и тревог;
• наконец, у нас любопытный дебютант: Даниил Серохвостов вообще не задрожал на Кубке мира. Теперь даже странно вспоминать, что его вызвали в основу почти по случайности – у выигравшего отбор Поварницына не оказалось доступа на Кубок мира из-за квалификационных очков;
• ну а Казакевич… Год назад она дебютировала гораздо хуже Серохвостова, но наступил новый день, солнце встало по-новому. Возможно, так получится и на этот раз.
Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов, Александр Вильф
Быстрая-в одни ноги с Васнецовой,которую ракетой никто не объявляет,а стреляеет она получше и на 20 сек быстрей Лариски
Он создал ей тепличные условия, она уже привыкла к тому, что, все что она делает, это правильно так как это по планам тренера! Из сборной её никто не уберёт. К чему это приводит, такая страусиная политика СБР, наглядно показано на примере Елисеева и Гараничева.
«Мы разговаривали с Ирой. Сегодня новый день, солнце встает по-новому, надо работать, соревноваться», – это Шашилов перед спринтом в эфире.
Да, солнце встает по-новому, но закатывается по старому!!!
Потом был отбор, который она завалила, ну ок, взяли все-таки тренерским решением, перед первым этапом эта мадам, смеясь, дала интервью про блат. После же окончания соревнований остается только плакать, поскольку не ясно, как с такой стрельбой, а точнее е отсутствием можно было сюда приехать. Для примера есть Васнецова, ей тоже 24 года, опыта на КМ куда как меньше, по результатам тоже звезд с неба не хватала. Но прошла отбор, выступила в свою силу, не провалившись, решилась даже на интервью до гонки, без всякой надетой маски, не боясь трясучки, сглаза или хейта.
Так почему все должны сделать вид, что с Казакевич это случайность, а не закономерность или тренерская ошибка, может ей теперь еще слюнявчик повесить, холить и лелеять. Это профессиональный спорт, сезон олимпийский, есть конкурентки на ее место. Как видно по результатам Кайшевой и Резцовой на шашиловских барышнях свет клином не сошелся. Гараничев и Елисеев завалили этап их отправили, а здесь продолжают верить, только вера какая-то слепая. Главный тренер просто не хочет признавать, что дело не только в психологии, а и стрелковой подготовке, то есть в его подходе к работе.
Ну, и самое интересное, что ходом Казакевич тоже не блещет, он такой же как и у остальных, либо ее и на лыжне трясет, либо это ее текущая готовность, а хейт лишь отговорка.
Этим всё сказано.