5 мин.

Биатлонист Елисеев и тренер Каминский поссорились в автобусе – из-за чего и какие последствия для всех?

Матвей Елисеев – уверенный третий номер сборной России по биатлону, постоянный эстафетчик, призер ЧМ – резко сменил группу подготовки перед олимпийским сезоном.

Это хорошо или плохо? А главное – из-за чего все случилось? История неоднозначная и довольно неприятная, сейчас убедитесь.

1. У Матвея не сложилось сотрудничество с Юрием Каминским (еще недавно мощным лыжным тренером, который второй сезон погружается в биатлон) – теперь он в команде Сергея Башкирова. Между группами нет деления на основу/резерв – достаточно пробежаться по ключевым именам, в обоих лагерях есть очень статусные фигуры:

• у Каминского готовятся Латыпов, Бабиков, Халили (и 4 месяца в этой компании держался Елисеев);

• у Башкирова – Логинов, Цветков, Гараничев.

2. Елисеев вообще рисковал вылететь из сборной, так что просто переход из группы в группу – его локальная победа. Матвея было за что наказывать. 10 дней назад Дмитрий Губерниев прокричал в телеграме:

«Каминский предложил снять Елисеева с централизованной подготовки! Оказывается, в один прекрасный день на Семинском перевале, вопреки указаниям Каминского, Елисеев провел самостоятельную имитацию (подъема) в гору на высоте, после чего почувствовал себя плохо! По словам тренера, была нарушена адаптация, что вызывает дальнейшую перетренировку организма! Каминский предложил Елисееву тренироваться самостоятельно и далее отбираться на этапы Кубка мира!»

3. Вот как все было по информации Sports.ru.

В ходе сбора на Семинском перевале (это Алтай, высота 1700+ метров) Елисеев отлучился из расположения команды на сплав по реке – то есть остался в целом недалеко от остальных, но спустился примерно на день.

Сам отъезд + потеря высоты + кое-какая работа на сплаве в комплексе повлияли на состояние Матвея. Перед новой тренировкой Каминский отстранил его по показателям организма, посчитав, что требовательное занятие с имитацией может навредить.

Елисеев не послушался, и разговор перерос в перепалку в автобусе. Еще раз, нас там не было, но спор шел в духе: выходи из автобуса – нет, не выйду. Тогда Каминский вывел из салона всех спортсменов, кроме Матвея, и они уехали на тренировку другим автобусом. Упрямый Елисеев раздобыл себе транспорт, доехал до трассы и демонстративно – вопреки указанию Каминского – тренировался параллельно с командой.

День или два спустя после этой работы Матвея накрыло по здоровью. Потрясенный Каминский обратился в СБР с просьбой убрать спортсмена из состава.

4. Елисеев реально рисковал потерять место в команде – и это тяжелая ситуация для руководства СБР.

С одной стороны, спортсмен, при всех говорящий и делающий что-то наперекор тренеру, по факту неуправляем. От такого надо избавляться, чтобы не мешал ни себе, ни команде.

С другой, как ни относись к Елисееву, его импульсивному характеру и его – объективно не выдающимся – способностям, это все-таки железный игрок основы. Просто так потерять эстафетчика в олимпийский сезон – как минимум недальновидно. В сборной сейчас не тот набор исполнителей, чтобы заранее прощаться с одним из самых опытных, третьим номером по Кубку мира – выше только Логинов и Латыпов.

5. Президент СБР Виктор Майгуров нашел решение: Елисеев покинул группу Каминского и продолжит предсезонку в команде Башкирова. Спасение для Матвея, которому светило наказание; и облегчение для Каминского, который отсек от коллектива явно проблемного персонажа. Наверняка они с Матвеем найдут способы не взаимодействовать зимой на Кубке мира.

Как трансфер отразится на форме Елисеева, вообще непонятно – группы шли разными маршрутами, горные выезды (Бельмекен, Сочи, Семинский перевал) тоже строили по-разному. Может, в самом переходе и ничего критичного: база заложена, есть время что-то корректировать. За 4 месяца до Олимпиады в Сочи Антон Шипулин порвал с группой Николая Лопухова – это был очень болезненный для всех момент. Но Антона нормально подвели к Играм – а группа, кстати, выглядела так себе.

В общем, положительный пример смены курса есть. Правда, 28-летний Елисеев хоть и старше того Шипулина, остался далеко позади по зрелости и мастерству.

***

Тренировать Матвея – испытание для любого. Об этом прямо или намеками говорили почти все, кто с ним соприкасался последние годы: Каминский, Белозеров, Хованцев, стрелковые специалисты Максимов и Ахатова, главный по науке в нашем спорте Крючков.

Елисеев талантлив и азартен, но темперамент и некоторые физиологические особенности мешают реализоваться лучше. Скорее всего, вы знаете Матвея как биатлониста, который регулярно погибает на последнем круге, а порой творит на трассе нечто необъяснимое (летит на первом круге, бросает бежать от неудачи на стрельбе, стреляет экстремально быстро или, наоборот, возмутительно долго).

Прошлый год Елисеев провел на самоподготовке, подчеркнуто не доверившись Каминскому, который тогда дебютировал в биатлоне. Тренер, чувствующий талант Матвея (он этого не скрывает и после конфликта), переживал и на ЧМ выдал резкий монолог с посылом: надо работать вместе, а не порознь.

В биатлоне все-таки полыхнуло: тренер злится на Логинова и Елисеева за автономию. Но проблема не в ней

Но убедить, сработаться, да хотя бы услышать друг друга не получилось. Увы, отчасти это сигнал и для Каминского, которого, несмотря на опыт и регалии, биатлонный мир принимает сложно: в прошлом году к нему не пошли Логинов, Халили и Елисеев, в этом – как появилась возможность – откололся Гараничев.

Правда, Халили вернулся, а верный Латыпов прислушивается и прогрессирует. Теперь еще интереснее, где они окажутся по сезону относительного того же Елисеева.

P.S. Мы предложили Матвею и его супруге Анне прокомментировать возникшую ситуацию, но они отказались.

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов, Наталья Горшкова; biathlonrus.com; globallookpress.com/Kalle Parkkinen/Newspix24