4 мин.

«Хочется забыть этот сезон, вычеркнуть его из жизни». После гонки-беды биатлонистки в отчаянии, а тренер извиняется

25-я, 42-я, 52-я, 58-я, 65-я, 81-я – места российских биатлонисток в спринте Нове Место.

Удивительно, но по формальным критериям это не худшая гонка в истории нашего биатлона – 5 с лишним лет назад все сложилось еще печальнее: никого в тридцатке, только двое в топ-60.

После чемпионата мира и недолгого роспуска по домам команда (и так не крепкая) совершенно разобрана – глобально это не поправить, до конца сезона всего 9 дней. Интереснее уже не форма, а то, как девушки и тренеры реагируют на потрясения.

Ульяна Кайшева – наш постоянный финишер – 58-я; и кажется, понимает причину:

«Чувствую себя полной энергии, но со стрельбой, похоже, неправильно тренировалась. Я немного снизила стрелковую нагрузку – думала, будет свежесть взгляда. Но не сработало».

Светлана Миронова, в которой видят лидера, привычно невозмутима даже после 52-го места: «Ничего не произошло со стрельбой, просто произошло три промаха и все. Уже конец сезона, всем тяжело. Не беру в расчет норвежцев – не знаю, какой у них секрет».

• Самый пронзительный монолог – у Куклиной, которая осенью ставила планом регулярные попадания в десятку. Ни одного попадания нет, а после 42-го места Лариса выговорилась:

«Я не знаю вообще… Мне настолько стыдно за собственные результаты. Психологически, наверное, уже сдалась. Я не ждала такого провала в этом сезоне. На вкатке все было великолепно. Что-то произошло в Контиолахти (речь о падении – Sports.ru) и потом посыпалось. Я хочу забыть этот сезон, вычеркнуть из жизни, как будто его не было. Надо искать с нуля, надо просто рыться. Так бегать нельзя, это ужас».

• Шеф Михаил Шашилов тоже нашел силы на интервью – и эти 20 секунд посвятил только извинениям (анализировать и правда нечего):

«Прошу прощения у всех болельщиков, руководства – ну вот такие мы на сегодня. Ну вот так получилось, еще раз прошу прощения. Я прошу прощения за всех спортсменок. И за всех, кто помогал спортсменкам».

Тренера, который на седьмом десятке впервые возглавил команду на Кубке мира, стоит уважать за умение держать удар. Весь сезон, даже в самые сложные моменты он не прятался и находил правильные слова, не обвинял спортсменок, не срывался, не суетился.

Другое дело – работа, и вот ее результат: есть золото в эстафете Антхольца (во многом шальное, потому что ни до, ни после у команды толком ничего не получалось), несколько локальных успехов вроде финиша в топ-6, ноль личных медалей, ноль и на ЧМ.

Вернут ли Логинова в команду? Уволят ли тренеров? И чего ждать с допинг-делом Устюгова? Отвечает босс биатлона Виктор Майгуров

А вдобавок дрожит полная квота на следующий сезон. Это и престиж, и показатель класса, и важный инструмент для того же Шашилова, который рассчитывает давать больше практики молодым/резерву. Сейчас женский состав выставляет на личные гонки шестерых – и если упустит позицию в Кубке наций, то в олимпийский сезон квота сожмется до пятерки.

Минус позиция в основе – значит, меньше простора для обкатки, меньше выбор уже на этапах, острее конкуренция в межсезонье с понятными издержками.

С квотой и правда очень нервно, но, на первый взгляд, сносно: надо закончить сезон в топ-5 – и Россия пока как раз пятая, опережает Беларусь на 46 очков.

На самом деле команда Шашилова уже 6-я – дело в вычетах: из итоговой суммы отнимут 6 худших по очкам гонок. Виртуально Россия отстает от Беларуси на 39 очков, а впереди две смешанные эстафеты (обычная и одиночная), а также последний спринт в Эстерсунде.

Вычеты устроены так, что обе предстоящие эстафеты тоже сгорят – и между Россией и Беларусью будет почти равенство:

• если Беларусь выиграет одну из смешанных эстафет (что крайне маловероятно), то перед спринтом в Эстерсунде опередит Россию на 9 очков;

• если Беларусь не проявит себя в эстафетах, то Россия выйдет на решающий спринт лидером с отрывом в одно очко.

В одном спринте можно обыграть сборную-конкурента на 30-40-50 баллов, так что все решат форма и удача в конкретный день. Очки в Кубок наций приносят три лучшие спортсменки от команды – у белорусок бегут четверо, у наших шестеро.

Наш биатлон – посмешище: спортсмены привыкли к слабости, тренеры ни на что не влияют – и все вместе терпят комментатора

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов, Александр Вильф