5 мин.

В биатлоне все-таки полыхнуло: тренер злится на Логинова и Елисеева за автономию. Но проблема не в ней

В биатлоне, как это с ним бывает в сложные периоды, поругались – еще до окончания чемпионата мира.

Тренер мужской команды Юрий Каминский обстоятельно разгромил лидеров – Логинова и Елисеева – за самоподготовку и то, к чему она привела. Резюме:

Матвей нашел некий путь с личным тренером (говорят, он не из биатлона). Их команда показывала планы шефу сборной, но не дождалась комментариев и отстранилась. Каминский пояснил, что невозможно подправлять работу, с которой принципиально не согласен.

Александр к отчетности подошел менее усердно, поэтому взаимодействия не получилось. В итоге у тренеров сборной просто не хватало информации, чтобы на что-то влиять. Темперамент Александра сказался: он мало кого подпускает к себе.

Досада Каминского понятна: в год его дебюта в биатлоне разбежалось полкоманды – еще Халили и отчасти Гараничев. А отвечать за всех вроде как Каминскому, он же старший.

И какой вывод у тренера? Самоподготовка вредит, на следующий сезон надо собирать всех вместе.

Хотя это подмена понятий, которую в позиции Каминского удобно не замечать. Да, Логинов и Елисеев заблудились, сдали относительно самих себя прошлого сезона: Александр больше, Матвей меньше. Но повод ли это для выводов по одному специфичному сезону? Давайте поставим себя на место спортсменов.

1. Апрель-2020. Карантин, Минспорт отменил сборы, а в СБР хаос не только с тренерами, но и с руководством.

Логинов и Елисеев (вряд ли сверяясь) начинают подготовку по своим схемам – ресурсы позволяют. Оба с опытом, кое-какими заслугами, амбициями и понимают: что-то решать нужно сейчас и до конца идти этой дорогой, а не ждать, кого поставят тренером, когда стартуют сборы и куда получится съездить.

2. Ясность с тренерами наступает поздно: Каминского – титулованного лыжного специалиста – утверждают в конце мая, обычно к этому моменту финиширует первый сбор. В нашем случае на первый сбор заедут только в середине лета.

В наш биатлон пришел лыжный тренер-легенда Юрий Каминский. Вот его интервью, где есть Пихлер, допинг и сравнение Сочи с Испанией

3. Логинов и Елисеев отказываются от подключения к команде, в том числе от работы с Каминским, несмотря на его регалии. И это нормально: победы в другом спорте (причем в его сегменте – спринтерском) – хорошо для имиджа, но ничего не гарантируют в новом деле. Какие причины у Логинова и Елисеева, которым уже под 30, сразу бежать за Каминским (да и за любым новым человеком)?

Логичнее посмотреть со стороны, тем более Александр чемпион мира, нащупавший методику. А Матвей осознает, что вышел на приличный уровень, но забуксовал в развитии – время пробовать новое, хотя бы по формату.

К слову, Каминский тогда среагировал с одобрением: «Тренировать спортсмена, когда он не хочет выполнять какую-то работу, бессмысленно. Высокая мотивация, хорошее психологическое состояние – зачастую решающий фактор. Бессмысленно тянуть спортсмена в те условия, которые он не хочет – скорее всего, это обречено на неудачу».

Выходит, теперь не бессмысленно – и надо тянуть?

4. Тут, наверное, маячит контрпример с Латыповым, который весной доверился новому тренеру и спрогрессировал. Пока что это главный успех Каминского в биатлоне, других и нет. Да, 100% – Эдуард оказался прав. Но с чем он выходил в прошлое межсезонье?

Один финиш в топ-15, нет твердого места в эстафете, нет особых достижений – то есть соответствующие статус, ресурсы, условия, знания для самоподготовки. Конечно, для Латыпова достаточно попадания в списки сборной – и он, держа себя в тонусе, ждал сборов. Как ждали Томшин, Пащенко, Стрельцов – как у них дела? И это не считая Бабикова, который сник из-за тренерского просчета.

Централизованная подготовка не сдвинула многих – по логике Каминского, отказываемся от нее?

5. «Сборы, тренерское сопровождение, медицинское обслуживание, экипировка, ставка в ЦСП. Оплачивается проживание, питание, перелет, аренда спортивных сооружений», – вот что ценит в централизованной подготовке Томшин.

«У меня есть ответственность. Я тренируюсь для себя, а не для тренера, как это зачастую бывает в сборной. Я хочу развиваться, а не показывать тренеру, как я хорошо умею тренироваться», – а это открытия Елисеева на самоподготовке.

И все по-своему правы. Важнее не формат – один ты или ходишь в строю, а сама работа: что и как ты делал? И оказывается, ошибки допускают и там, и там.

Сборная Норвегии приехала на чемпионат мира в Поклюку группами из разных стран. Причем увязать место с результатами не получается: Лагрейд и Тарьей Бо готовились на высоте в Антхольце – один уже с парой золотых, другой развалился; Экхофф и младший Бо тренировались дома – Тириль царствует, Йоханнес невнятный.

Кто-то из норвежских тренеров предлагает отказ от высоты или запрещает отъезды домой?

***

Категоричность Каминского – вообще-то опытного и рассудительного – странная. Так же рассуждают Тихонов, Резцова и другие прошедшие советскую школу: всех в стадо – но этой риторикой не заманить.

Тем более в наших реалиях, где тренеры внутри сборной не могут договориться между собой, а их самих тасуют. Кто последним отработал на одной позиции дольше двух сезонов подряд? Не вспомнить.

И спортсмены, видя это, делают выводы: лучше взять ситуацию под контроль самому, чем двигаться в потоке, которые неизвестно как и куда свернет. Доверишься одному тренеру, а его уберут через сезон – и что дальше?

Поэтому у нас кто-то откалывается от сборной, имея возможность и смелость. Кто тоскует по Хованцеву, кто-то до сих пор слушает Норицына, а кто-то проникся Падиным и на связи с ним. А главное, люди, выбравшие самоподготовку, приносили все награды последних лет: Логинов, Юрлова, Шипулин, Волков. И никто не спешил обратно в команду.

А уж сколько желающих на выход будет после этого сезона, вот увидите.

Есть версия, что провал на ЧМ по биатлону – из-за одной ошибки главного тренера. Мы спросили, что он сам про это думает

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов