9 мин.

«Губерниев промерзал – просил у нас по 50 грамм, чтобы не простыть». Дерзкий эксперт в биатлоне, которого уважает даже Тихонов

У России пока не идет на чемпионате мира по биатлону – и команда каждый день получает мощную критику. Особенно ярок экс-тренер сборной (2006-2010), олимпийский чемпион Владимир Аликин:

• «Сколько можно этих анализов? Сходите уже к проктологу или урологу — анализы сделайте»;

• «Тренеры разбежались по лесу как зайцы»;

• «В биатлоне Каминский (шеф мужской команды – Sports.ru) – полный ноль».

Кроме того Аликин виртуально поругивается с Дмитрием Губерниевым: комментатор «Матч ТВ» рассказывает о проблемах специалиста с алкоголем, высмеивает выбор рыбалки вместо работы в сборной и намекает на допинговый шлейф конца нулевых.

Что еще важно знать, Аликин – редчайший человек в нашем биатлоне, которого не трогает Александр Тихонов (хотя критика в обратном направлении проскакивает). Вместе они брали эстафетное золото на Олимпиаде-80. Порой кажется, что Тихонов почему-то опасается резкого и бесстрашного партнера по сборной.

Мы связались с Аликиным и задали ему вопросы об алкоголе, рыбалке, резкой критике, ЭПО и Губерниеве.

Почему ваша критика – это всегда настолько жестко?

– Я не посылаю никого подальше, говорю все по теме. Давайте разбираться: кто готовился к чемпионату мира по плану Каминского? Бабиков и Латыпов – остальные готовились практически самостоятельно.

Нам говорят, что Бабикова реанимировали – я что-то не вижу его реанимацию. Человек еле доехал спринт, проиграл больше двух минут. Насколько я знаю, его поставят в эстафету – при том, что Гараничев еще даже не стартовал на ЧМ. Если тренеры заранее все решили, у меня вопрос к Каминскому: что за дела? И Каминского спросят на тренерском совете: как так, что Бабиков уезжает на «Ижевскую винтовку», занимает там 24-е место и возвращается в команду?

Да, Латыпов прибавил, но функциональная подготовка хромает – на финишном круге подсел. И все подсели, кроме Логинова. Чем занимался старший тренер? Готовил одного Латыпова?

Конечно, Каминский не полный ноль. Но его приглашение вряд ли оправданно: у лыжных гонок и биатлона абсолютно разная специфика, тем более он спринтерский тренер. Оставался бы работать в лыжных гонках, нечего сюда соваться.

Логинов еще соберется. Может быть, Латыпов. Остальным с такими ногами бороться тяжело.

У меня нет претензий к Логинову. Видно, что в этом году он тяжеловато идет, мучается, не та кондиция – в подготовке был промах, может, из-за коронавируса. Надо с ним разговаривать, корректировать, но парень делает свою работу и каши не портит, все равно лидер.

Сколько раз вас звали в сборную за те 11 лет, что вы не тренируете?

– Один – Драчев слезно просил на мужскую команду. Я ответил ради шутки: подумаю, если сделаете мне зарплату как у Пихлера. Драчев засмеялся, разговор закончился. Это не вопрос денег, а вопрос принципа – у нас были Пихлер и Гросс с огромными зарплатами: приехали, получили деньги, уехали, по большому счету ничего не дав.

Я понимаю, почему в сборную не рвутся тренеры. Контракт подписывается на год, но за год много не сделаешь: если выступили плохо – до свидания. Вы представляете, тренер работал в регионе, его вырвали в сборную и через год убрали. Он возвращается в регион, а его место там уже занято – на ставке другой человек. И что делать?..

А вообще, я единственный раз подавал заявку на открытый тренерский конкурс – 15 лет назад, когда спортсмены меня позвали: Владимир Саныч, только вас видим. Тогда в команде была половина моих воспитанников. Заявки подали я и Николай Петрович Савинов – один голос отдали ему, остальные мне.

Я набрал тренерский штаб и начал работать.

Если весной вас позовет Майгуров – пойдете?

– Нет-нет, работать надо с единомышленниками.

Как было после Ванкувера-2010: вернулись, и я вижу, что господа Прохоров и Кущенко начали хождения. Шепчутся за спиной, советуются со спортсменами, ищут тренеров, чтобы убрать меня и Гербулова. Я сразу все понял: ребят, в ваши игры не играю, ухожу. Прохоров и Кущенко ко мне: зачем уходишь, давай на резерв, на юниоров. И я им: а я что, проиграл, чтобы меня понижать на резерв?

В сборную надо идти со своей бригадой, а сейчас кого искать? Было время, мы с Гербуловым хорошо работали – потом он меня, скажем так, кинул, нехорошо поступил. Я даже не знаю, с кем работать.

Да и возраст уже. Чтобы нормально работать тренером – надо пахать вместе со спортсменами, показывать своим примером. Я с командой ходил в походы, делал ОФП, катался на роллерах, участвовал в контрольных.

На одном из первых сборов был случай, я им говорю: чего сидите, скоро силовая – поподтягивайтесь хотя бы секунд 30. Они мне: Саныч, вы сами-то сможете? Я прыгнул – 40 раз подтянулся – достаточно? И они поняли, что спорить бесполезно. Надо, чтобы тренер был рядом с командой, а не просто стоял. В 63-64 года тяжело на это собраться.

Как и когда вы рассорились с Губерниевым?

– Я не знаю, откуда что взялось. Не знаю, откуда он взял, что я алкоголик. Может, кто-то видел в компании, как я выпил, передал ему – но это полная ерунда. В команде у нас был сухой закон – мы не пили. Хотя тренеры иногда просили, когда в Австрии ходили в пиццерию. Говорили: Владимир Саныч, начало сбора, ничего, если бутылочку взять? Ну возьмут они бутылочку после работы – ладно. Я был вообще непьющий.

А Дима на Кубке мира промерзал. Потом придет: Владимир Саныч, у тренеров что-нибудь есть, чтобы не простыть – по 50 грамм? Тогда у него программы не было, просто работал комментатором – ходил спокойно, никуда не совался, а теперь его понесло.

Не хочу с ним мириться. Сколько раз он через это проходил: что-нибудь скажет про человека на всю страну, а потом ищет прощения. И сколько раз ему это сходило с рук: с Фуркадом (там даже федерации разбирались, а Дима извинялся), с Малафеевым, много с кем. Что за вседозволенность?

У меня есть нрав, характер – не собираюсь с ним мириться.

Правда, что вы фанат рыбалки?

– Да, я люблю рыбалку и охоту. Когда внуков было поменьше, ездил часто – сейчас четверо внуков, уже реже.

У нас с другом в 180 км от Перми прудик, там разводим карпов – они уже по 5-6 кг. Ловим-отпускаем, ловим-отпускаем. Еще выезжаем на судаков, летом спиннингую.

Охота тоже нравится – все по лицензии, официально, ее просто так не достанешь. Ходили на рябчика, тетерева, утку, лося, медведя, кабана тоже били.

Часто говорят, что конец нулевых (время, когда вы работали) – эра ЭПО в нашем биатлоне. Что там было?

– На 100% отвечаю – политика. Ситуация такая: когда наша сторона захотела свернуть Бессеберга, все это понеслось.

Наши люди ходили и всем рассказывали, что Бессеберг – бабник и алкоголик. Ко мне даже тренеры других команд подходили и спрашивали: зачем все это распространять? Чего добиваются?

До Бессеберга, видимо, дошло, что русские хотят захватить власть. А если в IBU придет русский человек – вся Европа заплачет. И Бессеберг ответил.

Мы провели последний сбор перед сезоном – в Хантах. Приезжаем в Москву на медкомиссию, без нее не выпустят: сдали все анализы – все чистые. Приезжаем в Эстерсунд – попадается Ярошенко. Что он, в дороге съел?

Я подошел к Бессебергу: вы решили в политику поиграть? Он мне: кайн политик, кайн политик. И потом началась чехарда. Бессеберга спросили: на чем поймали русских? Он ответил: это китайская сера. Что это такое, все в шоке. Прошло две недели, и Бессеберг уже заговорил по-другому: нет, это рекомбинантный ЭПО. И это говорит президент федерации, который должен быть в контакте с WADA.

Детектив в биатлоне: экс-президента обвинили в симпатии к России – ему дарили часы, дорогую охоту и заказывали проституток

Сейчас идет суд по Жене Устюгову – та же самая политика. И ничего не докажешь. Вот так нас выбивали. Приезжаем в Оберхоф, сдаем гемоглобин – допустим, он показал 170, а при 175 уже начинается рассмотрение: или допустить, или отстранить от стартов на 5 дней. Приезжают иностранцы, замеряют заново – 175. Мы им предлагаем замерить своими приборами, они откалиброваны по международному стандарту – в ответ: нет, не имеете права.

И все, три раза так выбивали людей из эстафеты: точно это было у Черезова, у Рожкова.

Какие у вас отношения с Александром Тихоновым?

– Я его уважаю как великого спортсмена, мы столько перепахали. Дай боже, нашей команде столько отпахать. У нас были разногласия, когда он был президентом, а я тренером. Но время ушло, успокоились. Бывает, он говорит лишнее, но в основном-то все по теме.

Иногда созваниваемся, что нам сейчас делить? Мы сделали свое дело, Олимпиаду выиграли – он мой боевой товарищ. Разногласия есть в кое-каких моментах, но мы находим компромисс.

Где смотреть чемпионат мира по биатлону 2021: прямые трансляции 10-21 февраля

Фото: РИА Новости/Александр Вильф; ASSOCIATED PRESS/East News; Gettyimages.ru/ Christof Koepsel/Bongarts; globallookpress.com/Kalle Parkkinen/Newspix24