Детектив в биатлоне: экс-президента обвинили в симпатии к России – ему дарили часы, дорогую охоту и заказывали проституток
В биатлоне снова допинг-доклад – разумеется, о России. Сначала – контекст.
В апреле 2018-го норвежец Андерс Бессеберг покинул пост президента Международного союза биатлонистов (IBU). Причина веская – обвинения в коррупции и сокрытии положительных допинг-проб наших спортсменов.
Независимая комиссия IBU сегодня опубликовала доклад о деятельности экс-главы. На 220 страницах подробно расписаны все претензии к Бессебергу и экс-генеральному секретарю IBU – Николь Реш.
Мы прочитали документ и собрали главное.
1. Важным пунктом в расследовании под руководством юриста Джонатана Тэйлора была необходимость доказывать, что пробы российских биатлонистов действительно нужно было скрывать. Здесь, само собой, не обошлось без показаний Григория Родченкова.
Изначально именно экс-глава Московской лаборатории заявил, что Бессеберг скрывал положительные пробы русских. И если эти заявления IBU не принял на веру, то в рассказах о допинговых схемах сомнений не было. Здесь IBU апеллирует к расследованиям Ричарда Макларена и Дениса Освальда, а также к решениям CAS и подтвержденным случаям допинга в российской команде.
По словам Родченкова, с 2005-го по 2015-й многие российские биатлонисты выступали на допинге. Сначала был туринабол, затем рекомбинантный эритропоэтин, ну а перед Сочи-2014 – уже знаменитый коктейль «Дюшес» (оксандролон, метенолон, тренболон + алкоголь).
Перед Олимпиадой в Ванкувере ЭПО в сборную России доставляли врачи Станислав и Андрей Дмитриевы. Изначально препараты проходили обработку – из них удаляли сиаловую кислоту (это препятствовало обнаружению допинга в пробах). Но когда в сезоне-2008/09 трех россиян поймали на ЭПО (Альбину Ахатову, Екатерину Юрьеву и Дмитрия Ярошенко), выяснилось, что в команду поступили некачественные препараты.
Вместо Дмитриевых врачом сборной стала Ирина Родионова. А разработками допинга занялся сам Родченков. Правда, сначала у него не получалось – до «Дюшеса» он пробовал разные комбинации препаратов, но они не принесли результата на ЧМ-2011 (три серебра у России). Так что Дмитриевы возобновляли поставки ЭПО.
Перед Сочи-2014 биатлонисты, как и спортсмены из других видов, участвовали в допинговой программе. По словам Родченкова, Родионова сообщала ему о 15-20 биатлонистах, употреблявших коктейль «Дюшес» для улучшения результатов.
Независимая комиссия резюмировала: «Доказательств более чем достаточно для того, чтобы сделать выводы:
• Многие биатлонисты сборной России принимали допинг (в частности, рекомбинантный эритропоэтин и стероиды) в период с 2008 по 2015 гг,
• Их поддерживали и защищали от разоблачения конспираторы из Минспорта, Центра спортивной подготовки (ЦСП), РУСАДА и СБР».
2. Далее комиссия разбирает причастность Бессеберга и Реш к сокрытию допинга. Первое, что рассматривает Тэйлор – какие же взятки получили функционеры IBU?
В показания Родченкова есть упоминание разговора между Александром Кравцовым (бывший директор ЦСП и СБР) и Александром Тихоновым, который состоялся в мае или июне 2013-го. Те якобы обсуждали взятку, которую они дали Бессебергу, и спорили, сколько же поместилось в чемоданчик с деньгами – 300 или 400 тысяч долларов? При этом Тихонов заявил, что у него есть рычаги давления на главу IBU.
Комиссия пыталась взять комментарий Кравцова и Тихонова. Первый захотел ответить на вопросы в письменном виде, но так и не сделал этого. Второй согласился поговорить с комиссией. Тихонов не скрывал, что в российском биатлоне был допинг, но когда речь зашла об этом разговоре в кабинете, заявил, что Родченков его выдумал.
Команда Тэйлора проверила счета Бессеберга и заметила, что глава IBU почти не тратил деньги. На это норвежец заявил, что пользовался наличными, которые получил от Союза в качестве суточных. При этом непонятно, как ему хватало суточных для оплаты переездов, питания и проживания во время командировок и отпусков.
При обыске в доме Бессеберга полиция обнаружила 13 наручных часов. Четыре из них – приурочены к конкретным турнирам, еще 9 – изделия люксовых брендов. Экс-глава IBU подтвердил, что получил часы за 20 тысяч евро во время ЧМ-2011 в Ханты-Мансийске. Еще одни ему подарил Тихонов, происхождение еще семи – неизвестно.
Бессеберг ездил в дорогие охотничьи поездки, за которые платила принимающая сторона. Он подтвердил, что получал 3-4 приглашения в Ханты и 2-3 – в Тюмень. Чиновник не платил за проживание, оружие и пошлины за трофеи. А когда его позвали на охоту в Канаде, по словам члена Исполкома IBU Джима Каррабре, Бессеберг тут же потерял интерес к охоте, как только узнал, что расходы лягут на него.
Тихонов подарил боссу норвежского биатлона 500 евро. Тот уверен, что это взятка
Еще один вариант подкупа норвежца – заказ проституток. Бессеберг сознался, что пользовался услугами проституток в России, и что они, вероятно, посланы к нему кем-то из российских спортивных чиновников. Однако он уверяет, что с переводчицами никаких интимных связей у него не было, хотя такие подозрения тоже возникали.
При общении с девушкой, с которой Бессеберг познакомился на банкете в Хантах, а потом виделся в Тюмени, ему помогали в СБР – она не говорила по-английски.
С генеральным секретарем Николь Реш тоже налаживали связь. В 2011-м она познакомилась с «человеком B» (так его называют в докладе IBU), который часто приходил ей на помощь, помогал устраивать встречи и дарил подарки от имени другого человека. За счет «человека B» Реш летала в полностью оплаченное путешествие в Нью-Йорк осенью 2013-го. Реш рассказала полиции, что это была деловая поездка, однако она взяла на это время отпуск, а IBU не оплачивал ее расходы.
3. Еще один момент, который смутил комиссию IBU – взаимоотношения руководства Союза и Александра Тихонова.
В 2000-м Тихонова обвиняли в организации покушения на губернатора Кемеровской области Амана Тулеева. Спустя год он покинул Россию – и его объявили в международный розыск. Когда Тихонов вернулся, его признали виновным (в 2007-м) и приговорили к трем годам тюрьмы. Но освободили в зале суда по амнистии, объявленной в честь 55-летия Победы в Великой Отечественной войне.
При этом Бессеберг оставил Тихонова на посту вице-президента IBU, что противоречило дисциплинарным правилам Союза и создавало угрозу имиджу IBU.
Второй эпизод, в котором норвежец не предпринял никаких действий по отношению к Тихонову, связан с допинговым делом сезона-2008/09. Тихонов предложил Реш взятку в виде коробочки с драгоценностями. Генеральный секретарь отказалась, даже не заглядывая внутрь, и тут же сообщила об инциденте Бессебергу, тот выслушал, но эпизод проигнорировал.
К слову, Тихонову уже все отрицает: «Я никогда не пытался никого подкупить. Готов об этом заявить на детекторе лжи».
4. Николь Реш тоже принимала странные решения, по мнению комиссии. На этапе Кубка мира-2014/2015 в Антхольце на трассе нашли шприц со следами ЭПО. Он лежал в зоне, доступ к которой имели только аккредитованные лица. Судья отметил, что накануне инцидента видел на трассе российских тренеров, а также биатлонистов из других команд.
Шприц не передали полиции, а решили провести собственное расследование. Первым делом предложили проверить российскую команду – из-за допинга в 2014-м. Бессеберг согласился, отметив, что и другие страны тоже стоит протестировать. Россиян тут же проверили, но они оказались чисты.
В шприце оставались следы ДНК спортсмена, это мужчина. На предложение провести тесты среди всех участников Реш согласилась, но уже через несколько дней сказала, что стоит подождать. После нескольких сверок в течение следующего сезона дело сошло на нет.
Во время общения с комиссией спортсменов IBU Реш заявила, что шприц передали полиции, пробили ДНК по базе данных за последние 10 лет; а потом предположила, что его вообще могли подкинуть представители СМИ. Однако шприц так и не отдали в полицию и с ДНК спортсменов его не сверяли.
5. Комиссия не нашла доказательств того, что IBU скрывал положительные допинг-пробы россиян. Согласно выводам Тэйлора, РУСАДА и СБР опасались, что система биологических паспортов выявит факты применения допинга российскими спортсменами, и пытались обмануть систему. Но никаких сведений, подтверждающих, что кто-либо из IBU помогал в этом, нет. Кроме того, комиссия считает, что это было невозможно.
Несмотря на это, Реш подозревали в оповещении российской стороны по делу Евгения Устюгова. Показатели его биопаспорта вызывали вопросы у WADA еще в 2016-м. Тогда аномалию Устюгов объяснил генетикой. Реш могла предупредить российскую сторону о новых проверках биатлониста.
Когда IBU разбирал дела Ольги Зайцевой, Ольги Вилухиной и Яны Романовой, Реш критиковала WADA и отмечала, что обвинения основываются на домыслах. Она также переписывалась с «человеком B», который переживал за судьбу Зайцевой. Реш заявила, что готова помочь россиянкам в CAS. Когда Зайцеву признали виновной в 2017-м, генсекретарь написала «человеку B», что хотела бы атаковать МОК и WADA в прессе. На что тот ответил: «Приезжайте в Москву».
По мнению комиссии, Реш могла придерживаться мнения, что россиянок не следует отстранять, но как генеральный секретарь она не имела права консультировать их, объяснять, как лучше подавать апелляцию в CAS, или помогать любым другим способом.
6. В сезоне-2017/18 финал Кубка мира по биатлону прошел в Тюмени – хотя уже в декабре 2017-го IBU ввел санкции против Союза биатлонистов России. А на Олимпиаду-2018 допустили только четырех спортсменов.
IBU отказался полностью исключать СБР, а лишь понизил статус федерации до временного членства. Несмотря на бойкот нескольких стран (например, в Тюмень не приехали чехи), IBU оставил финал Кубка мира в России. Во время голосования Исполкома 4 члена отдали голоса за перенос, еще 4 выступили против. У Бессеберга был решающий голос – и он отдал его в пользу России.
Когда президент объяснял это решение комиссии спортсменов, он заявил, что это соответствует рекомендации WADA, хотя на самом деле такой рекомендации он не получил.
Кроме того, норвежец выступал за допуск России до Олимпиады-2018. Он предлагал отстранить лишь тех, кто выступал в Сочи-2014. При этом Исполком IBU был против любого лоббирования интересов России в этом вопросе, слова Бессеберга же противоречили этой позиции.
7. Перед публикацией отчет отредактировали – затерли некоторые имена, цифры и данные. Удивляет другое: последние 22 страницы полностью скрыты от публики.
Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Алексей Филиппов, Алексей Даничев; globallookpress.com/Viktor Chernov/Russian Look; Gettyimages.ru/Alexander Hassenstein/Bongarts
Бессеберг ходил на охоту в Сибири и спал с русскими девушками, поэтому все российские биатлонисты - допингисты, примерно так.
По моему, историю со шприцом приписали, чтобы страниц в докладе было побольше. Если и остальные "доказательства" такие же, то понятно, зачем этот доклад нужен.