4 мин.

«Вы хоть попрыгайте, покричите»

Главная фишка стадиона Нове Место – редкая для крупных турниров атмосфера домашнего уюта. Совсем не Оберхоф, где беспрерывно гудит каждая ступенька. Совсем не Ханты-Мансийск, где размах и шик ощущаются в любой детали: от ширины финишного коридора до ценников местных ресторанов.

Здесь, на Areal Sportovniho Klubu Nove Mesto na Morave (полное наименование стоит прописать для галочки), все кажется простым, полуофициальным.

Тренеры готовы по-свойски пообщаться с прессой во время гонки, гонщики – причем обоих полов – запросто раздеться по пояс в микст-зоне, а пару минут спустя, натягивая водолазку, бросаться под диктофоны. Фанаты, ожидая автографы, вклиниться в рабочую беседу и периодически, будто случайно спутав древко флага (надо уточнять – какой страны?) с копьем, побеспокоить журналистов: мол, давайте там живее.

***

Рекорд посещаемости чешской арены рухнул: куцеватые трибуны заполнились на две трети – шесть тысяч зрителей. К следующему году организаторы обещают перенести VIP-ресторан в другое место и достроить пару секторов в длину – там, где трасса ныряет под мостик. Тогда вполне может накапать что-то в районе пятнадцати.

Перед стартом ритмично грохотала «We will rock you». Валерий Польховский неосознанно притопывал в такт:

– Гараничев на пристрелке идеально отстрелял. 50 выстрелов – в ноготь, – для наглядности главный достает руку из кармана. – Но есть примета такая: кто идеально работает до гонки, ошибается в ней.

Женя опровергал примету до второго рубежа, затем – покорился.

На Шипулина, наоборот, все промахи просыпались сразу, в один присест. Перекинувшись парой фраз со старшим Фуркадом, Антон выбрался в микст-зону:

– Сам не пойму, что там такое было. Вроде все правильно делал, но тренеры потом показали, что стрельба сместилась влево. Два промаха – многовато. Ладно, после них сосредоточился, поправки внес.

Российские флаги в Чехии

– Трасса до вашего финиша не успела разрушиться?

– Трасса в порядке. Думал, что быстро ее разобьет, но вот сейчас, смотрите, уже до конца гонки она дожила.

– С Симоном Фуркадом о чем только что говорили?

– Да так, он спросил, сколько я промазал, ничего особенного.

За особенное сегодня отвечал Андрей «Джокер» Маковеев, чье прозвище такими темпами не протянет до весны. Когда индивидуалку – с нулем – выигрывает человек, ни в одном сезоне не выбиравшийся за 80%, появляются вопросы. Первый, что вполне естественно – к старшему тренеру мужской команды, доктору по настройке глазомера Андрею Гербулову.

– Андрей Саныч, что вы сделали с Маковеевым?

– Ничего не сделал, – Гербулов не смутился. – Он много над собой работает. У него стабильные результаты сейчас, потому что стал серьезнее, чем раньше. Когда Андрей на четвертый рубеж приехал, честно скажу, подтрясывало.

– А он сам нервничает хоть когда-то?

– Андрей – уравновешенный парень, никаких эмоций нет.

Маковеев, подтверждая реплику шефа, отрешенно расхаживал по микст-зоне. У него всегда одинаковое выражение лица – хоть первое место, хоть тридцатое. Его обнимал Свенсен, что-то приветственное кричал Алексис Беф, хлопал по спине Тим Берк.

– Очьен силное впечатлене, – старательно выдавливал комментатор. Андрей чуть ли не равнодушно побрел к иностранным телевизионщикам.

– Нам он тоже нужен, в трансляцию! – Александр Бедарев включился в борьбу.

Кадр для истории: первый победный финиш в карьере Маковеева

И первый золотой пьедестал

Пришлось подождать.

– Андрей, вы хоть попрыгайте, покричите!

– Думаю, вечером придут какие-то эмоции. Сейчас устал, просто хочется все обдумать, свыкнуться с мыслью.

– Иностранцам вы как отвечали?

– На русском.

– Сами-то удивлены собой?

– Я больше спринт люблю, а тут получилось отработать непрофильную дистанцию. Выходил бороться: повезло – четыре нуля. Все делал как обычно – не волновался. Спасибо, кстати, организаторам, что смогли сберечь трассу. Она мне нравится, хотя и рельеф тяжелый. Так интереснее.

– Тренеры вас вели, что-то сообщали?

– В основном бодрили, а по времени и отрывам я сам все понимал.

– Вы жену на гонки берете после «Рождественки»?

– Я бы рад, но она работает.

Польховский сиял на бирже, от него хотелось подведения итогов.

– Валерий Николаевич, если Маковеева за скобки вынести, как вам гонка?

– Не-не-не, давайте не будем его за скобки выносить! А вообще, тенденция сегодня видна, что большинство промахов случилось на первом рубеже: Лапшин, Малышко, Волков. То есть парни там сразу наошибались, раскрепостились и в своем ритме поехали.

– Это из-за возраста?

– Наоборот, люди с опытом еще трепетнее к выступлениям относятся.

А по Маковееву так и не скажешь.

Текстовая трансляция и полные результаты мужской индивидуальной гонки

Андрей Гербулов: «Все правильно сделал!»

Валерий Польховский: «Сегодня праздник на нашей улице»

Фото: Евгений Тумашов/Союз биатлонистов России

Репортажи Sports.ru из Оберхофа и Нове Место