16 мин.

Мы участвуем в биатлонных выборах: снимаем Драчева, зовем Пихлера и предлагаем концепцию новой сборной

6 апреля Правление СБР осмыслит тренерский совет (прошедший удаленно) и, возможно, выйдет на большие решения: кадровые, структурные, тактические.

В распоряжении Sports.ru есть все документы/бюллетени, отправленные в регионы, – и мы тоже готовы заочно поучаствовать. Как было, например, с проектом отбора в команду.

Мы выбрали ключевые пункты (оценки действующим тренерам, кандидаты на их позиции + добавили президента СБР от себя, а также состав сборной) и кое-что предложили. Предлагайте и вы в комментариях!

Павел Копачев: концепция-мечта

Наш биатлон так долго деградирует, что нарисовать идеальный мир – хоть какая-то попытка выйти из тупика.

Наш редактор Слава Самбур не даст соврать: перед ЧМ-2020 я оптимистично прогнозировал команде 0 медалей, если только Логинов или Юрлова не зацепятся в личных гонках. Так получилось, что Саша перевыполнил план (золото в спринте, бронза в преследовании), но он уникум. Просто сильный спортсмен, которому подойдет любой тренер (даже Касперович). Главное, чтобы Логинову не мешали. В идеале – помогали.

Но помогать в нынешнем СБР некому.

Президент Владимир Драчев давно напоминает надоедливую ворону – ее (его) никто не воспринимает всерьез. Спортсмены считают балаболом, ветераны накатали письмо и призывают к отставке, а свой же сотрудник, исполнительный директор СБР Сергей Голиков, обвиняет в нарушениях закона и грозит судом.

Вот теперь Драчев реально влип: бизнесмен из Питера (тоже работает в СБР) обвиняет в нарушениях закона и готовит переворот

Главный тренер Анатолий Хованцев – авторитетный, но уже пожилой человек – два года назад помогал этому президенту выиграть выборы, но с тех пор превратился в обузу. Если Хованцева убрать, команда облегченно вздохнет: по крайней мере, логистических проблем и методических косяков поубавится.

Старшие тренеры – Норицын и Белозеров (в целом, адекватные дядьки) – в этом хаосе потерялись. За весь сезон мужская и женская команды лишь раз (!) заехали на подиум в 18 эстафетах. Только эти «достижения» намекают на «неуд».

И хотя я против резкой смены тренеров (тот же Белозеров полноценно работает с сентября), но если подойти к нашему биатлону системно, отключить клановость и позвать действительно лучших, то никому из руководителей-2020 руль бы я не доверил.

Президент СБР – Павел Ростовцев

Я в курсе, что он возглавляет спортивное министерство Красноярского края, и работой в общественной организации его вряд ли заманить, но более системного человека в нашем биатлоне нет. Тем более с таким богатым и серьезным опытом управления, знанием иностранных языков.

Да, при нем самой большой телебригаде пришлось бы несладко, но, возможно, это тоже изменило бы наш биатлон.

Главный тренер – Вольфганг Пихлер

А почему нет? Это же менеджерская должность, где за немца – авторитет, любовь к России, непредвзятость, связи с фирмачами и производителями патронов. На пенсии Вольфганг, возможно, был бы рад востребованности – в конце концов, летать каждую неделю в Россию вовсе не обязательно.

Как альтернатива – Ольга Зайцева; ей уже предлагали эту должность в январе 2015-го, пора бы и возвращаться в биатлон хоть в каком-то качестве.

Тренеры мужской команды

Андрей КрючковАндрей ГербуловАртем Истомин

Крючков – прекрасный методист, Гербулов – въедливый настройщик стрельбы, у них приятный и не склочный тандем, куда, вполне вероятно, вписался бы молодой Артем Истомин.

В нашем биатлоне есть 24-летний тренер: он учится у шведов и доступно рассказывает, в чем сила Логинова

Впрочем, я не против и тренера Белозерова, который, по крайней мере, не боится публично высказываться. Еще вариант – вернуть из Канады Павла Ланцова.

Тренеры женской команды

Андрей ПадинСергей Коновалов

У Падина непростой характер, но он требовательный, гибкий и чрезвычайно работоспособный мужик. С ним в паре вполне уживется дипломат Сергей Коновалов, который не просто охраняет трубу, а действительно учит стрельбе, разбирает ошибки, придумывает упражнения.

Как запасной вариант – Владимир Королькевич, но он приходил в команду дважды за короткий отрезок. Возможно, третья попытка – уже перебор.

Составы

Мужчины: Александр Логинов, Матвей Елисеев, Карим Халили, Кирилл Стрельцов, Никита Поршнев, Василий Томшин.

Женщины: Екатерина Юрлова-Перхт (если не закончит), Светлана Миронова, Лариса Куклина, Кристина Резцова, Евгения Павлова, Виктория Сливко, Екатерина Глазырина, Анастасия Поршнева, Наталья Гербулова, Ульяна Кайшева.

В России не так много звезд, чтобы выбирать. Но хватает молодежи, которую нужно доводить до ума (доверяя ей). Если бы я назначал тренеров, то не вмешивался бы в их выбор. Единственная рекомендация – не брать на централизованные сборы за былые заслуги. Впрочем, дать шанс Гараничеву, Малышко, Бабикову и Цветкову на общем отборе и летнем чемпионате России, конечно, нужно.

По девушкам все сложнее. Миронова так и не научилась стрелять, Павлова, Кайшева и Сливко (на фото ниже) потерялись еще осенью, а Глазыриной вообще не дали шанса на Кубке мира. Юрлова, по всей видимости, завершит карьеру.

Возможно, напрашивается эксперимент с лыжницами – наверняка, у нас тоже есть своя Стина Нильссон.

Вячеслав Самбур: консерватизм (реалистичный)

Мечтать приятно. Как пригодились бы сейчас системность Ростовцева, опыт и связи Пихлера, мастерство Гербулова, деньги Прохорова. Еще можно заманить Бадью с Мазе, вернуть Шипулина, сбросить лет 50 Тихонову… Но это уже фэнтези, а наш биатлон живет в реальности, где:

• не хватает ресурсов и времени;

• кандидатов подбирают не только по профессиональным качествам, но и по личной совместимости, доступности, готовности.

В СБР и в команде, безусловно, нужны перемены: корректировать что-то после каждого сезона, пожалуй, правильно; а вот время для полного перезапуска – весна 2022-го.

Президент СБР – Владимир Драчев

Мне, как и большинству (что на сайте, что в Правлении), понятно: Драчев на позиции президента провалился. Но.

1) Даже с таким боссом СБР может существовать нормально в следующие два года: 90% полномочий – все равно не у Драчева, а у Правления. В том числе подписи, организация чего угодно и оперативное руководство.

2) Сейчас легче и логичнее отодвинуть Драчева от ключевых вопросов (во многих он и так теряется), чем трясти всю структуру стихийными выборами и неминуемой перестройкой. И ведь нет гарантии, что следующий президент сделает лучше.

3) Наконец, просто надеюсь на сознательность Драчева, который разберется в себе, своем отношении к делу и выберет правильный путь: или поработать действительно в интересах биатлона, заодно подарив нам красивое преображение, или непублично отдать власть другим.

Я далек от риторики «кто, если не Драчев?» – с правильной подготовкой и проработкой в СБР можно привести сильного президента (из бизнеса или госструктур) через два года.

Но сейчас совершенно не интересно, кого предлагает бунтарский лагерь. Этому человеку наверняка неловко, что его двигают к власти люди, не способные – ни организационно, ни технически – хотя бы составить письмо.

Письмо-ультиматум в биатлоне: комичнее Драчева – только бунтари, которые гонят его в отставку

Главный тренер – Валерий Польховский

Но без глубокого внедрения в методическую часть.

Польховский – мощный организатор, со связями, авторитетом, опытом – в том числе работы за границей и с иностранцами. Не просто так в СБР забыли дикую историю весны-2018 (назначение и отстранение день спустя) и в декабре-2019 создали под него новую должность – вице-президент по организации деятельности сборных.

По сути, Польховский уже заменил Хованцева, который не справляется с ролью главного тренера. От его методической концепции уходят, а как вожак 70-летний специалист всегда вызывал сомнения.

Тренеры мужской команды

Сергей Белозеров Артем Истомин Максим Максимов

И попутно «уд» всем за работу в прошлом сезоне. Считается, что сборной не хватает новых людей и идей – тренеры более-менее ходят по кругу. Но это звено – по сути, из новичков, которым есть что предлагать и за что бороться. Есть и чему учиться (в том числе через неудачи), но в российских реалиях регулярно ошибаются даже мэтры.

Странно требовать гранд-прорыва от Белозерова, который принял команду в сентябре-октябре. Даже в этой ситуации он держится достойно (временами наивно, но это вопрос опыта) и позиционирует себя как предводитель.

Раздобыли доклады тренеров в биатлоне: Гараничева убирают из сборной, ждут олимпийских медалей от Логинова и Латыпова 😄

Максимов заступил в июне – при нем команда держит уровень в стрельбе. Истомину нет 25, при этом парни его воспринимают, а Артем вполне состоятелен в роли ассистента.

Тренеры женской команды

Владимир Королькевич Сергей Коновалов Виталий Норицын

Последние 6 сезонов с проблемной женской основой нянчились только они.

Королькевич – лидер по опыту и заслугам, сильный спец-европеец, знающий наши реалии, плюс хорошая связка с Польховским. Вернуть его из Беларуси в ближайшие недели несложно.

Коновалов – дипломатичный тренер-стрелок, уже работал вместе с Королькевичем, да и в принципе хорошо адаптируется ассистентом под многих.

Норицын – пожалуй, самый спорный кандидат. Ему дали два года на позиции старшего – роскошь для женских тренеров. Но явного шага вперед у команды нет – за сезон однозначный «неуд».

Вместе с тем у Норицына прекрасный контакт с девушками, ему всего 36 – и объективно, он не из тех, кого можно принять за случайного гостя в нашем биатлоне. В потенциале Норицын может быть полезен еще несколько десятилетий; а пока – нормальный вариант с отходом на вторую роль при опытном лидере.

Составы

Мужчины: Александр Логинов, Матвей Елисеев, Карим Халили, Кирилл Стрельцов, Никита Поршнев, Евгений Гараничев, Антон Бабиков.

Женщины: Екатерина Юрлова-Перхт, Лариса Куклина, Светлана Миронова, Екатерина Глазырина, Ирина Старых, Евгения Павлова, Татьяна Акимова.

Простая формула: потенциал и/или приличные результаты в недавнем прошлом (пара прошедших сезонов).

Прессинг Гараничева всегда в моде (тренеры даже не рекомендовали его в команду), но очевидно, что точечные перемены в подготовке (силовой) выведут Евгения из тупика. Если что, всего год назад Гараничев боролся на ЧМ за медаль в пасьюте и за победу в масс-старте.

Плюс аванс для Акимовой, которая а) возвращается после декрета, б) хочет и умеет работать с Норицыным, в) единственная в команде помимо Юрловой, кто выигрывала личную гонку на Кубке мира.

Алексей Авдохин: революция

Тренерам однозначно «неуд». Несколько общих вопросов, говорящих об их работе в этом сезоне, на которые каждый ответит сам:

• Стал ли сезон шагом вперед?

• Сколько человек добились прогресса (в скорости, стрельбе, результатах) по сравнению с прошлым сезоном?

• Что нового привнесли в команду Норицын и Белозеров – после Коновалова и Хованцева?

• Пользуются ли они авторитетом у спортсменов?

• Подвели ли они сборную в идеальном состоянии – физическом, стрелковом, психологическом – к ЧМ?

• Почему обе сборные провалили сезон в эстафетах – главном индикаторе командной подготовки?

• Открыли ли они новые имена и точно ли доверяли тем, кто этого заслуживал?

Тренеры сборной и президент

Я давно против централизованной подготовки в том ущербном формате, который принят в нашем биатлоне.

Главным в сборной должен быть не тренер, а команда менеджеров с понятными функциями – логистика, администрирование, коммуникация с личными тренерами и сервис-бригадой, методические поддержка и контроль. Все.

Посмотрите на списки сборной. У каждого биатлониста по паре личных тренеров (да, часто один фиктивный – ради документов и бонусов), но бог с ними – не в биатлоне придумали эту практику паразитирования на спортсменах.

Факт – половина команды (Юрлова, Логинов, Старых, Гараничев, Халили) тренируется вне сборной или находятся в ней чисто формально. Но и остальные спортсмены заезжают на сборы со стопкой индивидуальных конспектов, которые потом муторно согласуют и адаптируют под методику тренера основы, и как показывает практика – эти гибридные конспекты мало кому подходят.

Зачем все это? Централизованную подготовку нужно сохранить, но только в том формате, ради которого спортсмены на нее соглашаются – финансирование, экипировка и инвентарь, сборы, медицинская и методическая поддержка, сервис.

Всю работу биатлонисты должны выполнять по планам личных тренеров – это и индивидуализация, и ответственность, и минимизация конфликтов. Да, возможно, одновременное присутствие десятка личных тренеров на сборах – перебор, но в этом и нет необходимости. Достаточно нескольких грамотных специалистов (стрелкового, по физической подготовке, психолога), которые будут вести спортсменов по их планам – стоять у трубы, отслеживать важные показатели, корректировать работу в зависимости от биохимических данных. Все остальное – дистанционно с личными тренерами.

Да, механизм необычный, сложный и отчасти рискованный, но предыдущий не работает сезонами – при любых тренерах и методиках. Надо пробовать.

А кто в такой ситуации будет главным – вообще не важно, хоть те же Норицын с Белозеровым. Когда в зону их ответственности попадут вещи попроще, чем долгосрочная стратегия тренировок, интенсивность нагрузок, стрелковые объемы и другие величины для десятка человек с разными возможностями, они могут оказаться полезнее.

«Вероятная причина срывов в стрельбе – увеличили стрелковые тренировки на 35%». Удивительный доклад от шефа биатлонисток

Конечно, для такого решения биатлону нужен руководитель нового формата – точно не Драчев, и не кто-то из бесконечной колоды той самой «биатлонной общественности», которая раз в несколько лет пишет открытые письма.

Возможно, справился бы кто-то из бывших, только что с трассы – Антон Шипулин, Николай Круглов или Ольга Зайцева, но есть ощущение, что биатлону нужен человек абсолютно из другой системы, не имеющий в нем связей и обязательств.

Составы

Основа может показаться странной – особенно у мужчин. Логика простая.

1. Это отбор на централизованную подготовку, а не в состав на Кубок мира. Попадание в сборную гарантирует финансирование, условия, инвентарь, но не открывает зеленый коридор для спортсмена на весь сезон. По крайней мере, так это должно работать.

2. Изобретать ничего не нужно – критерии разложены в приказе Минспорта и по большому счету не допускают вольных трактовок от специалистов на местах.

Конечно, всегда есть обходные пути: решение тренерского совета (благодаря ему год назад в сборной оказалась Анастасия Егорова) или выдача фиктивного результата за выполненный критерий (прошлогодние Евгений Сидоров и Полина Шевнина, представлявшие Федерацию Ленобласти, которой руководит Драчев), но главное знание – состав определяют не тренеры, а результаты. Этот же принцип прописан и в положении СБР.

3. И у женщин, и особенно у мужчин выбор выглядит слишком консервативным, а состав – возрастным и неперспективным. Дело в структуре – в бюллетене только основа, но на централизованной подготовке сборная делится на 3 группы: плюс резерв и юниоры.

Ни одного талантливого и перспективного спортсмена потерять невозможно – только при большом желании. Но и вышвыривать проверенных биатлонистов, которые выполнили требования и точно не выглядели слабее молодежи – преступление, особенно при актуальном дефиците конкуренции среди парней.

4. Коротко о критериях – в биатлоне Минспорт требует от спортсменов хотя бы один из перечисленных результатов в прошедшем сезоне:

• чемпионат мира – места с 1 по 30 места в личных гонках (1-5 в эстафетах);

• Кубок мира и чемпионат Европы – с 1-го по 25-е в личных гонках (1-3 в эстафетах);

• Кубок IBU – с 1-го по 10-е в общем зачете;

• общий зачет Кубка России – с 1-го по 8-е;

• чемпионат России (полноценно провести не удалось) – с 1-го по 10-е в личных гонках (1-3 в эстафетах).

Основа четко выполнила критерии на ЧМ и Евро – вся восьмерка, включая Бабикова (14-й в гонке на КМ), Малышко (25-й) и Гараничева (14-й на ЧМ). Латыпов в общем-то тоже, но с такой кредитной историей заслужил пережить межсезонье в резерве.

В нашем биатлоне так и не придумали вменяемый отбор в команду. Мы наконец-то это сделали

Кроме него туда честно отобрались:

Мужчины: Эдуард Латыпов, Василий Томшин (6-й в тотале Кубка IBU), Петр Пащенко, Юрий Шопин, Евгений Идинов, Рустам Каюмов, Дмитрий Абашев (топ-5 Кубка России).

Плюс кто-то тренерским решением – из тех, кого провозгласят очередным главным талантом: Вьюхин? Сидоров? Серохвостов?

Женщины: Виктория Сливко, Анастасия Поршнева, Екатерина Глазырина, Валерия Васнецова (чемпионат Европы), Тамара Воронина (КМ), Екатерина Мошкова, Анастасия Егорова, Елизавета Каплина (Кубок России) плюс биатлонистка на выбор тренеров.

У юниоров своя команда – с подходящей базовой работой и нагрузками, поэтому большого смысла выдергивать кого-то оттуда уже летом нет. А вот шанс на взрослые этапы зимой у них должен появиться через честный ноябрьский отбор.

***

СБР в сложной ситуации: внутри кипят разборки, извне давят уже не только ветераны, но и министр, начало предсезонки сорвано из-за коронакризиса, а главный по финансам прогнозирует банкротство. В этих условиях надо как-то определить и уговорить людей, которые поведут наш биатлон дальше. 

А кому доверились бы вы?

Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Владимир Вяткин, Алексей Филиппов