Иногда кажется, что наш биатлон проклят. Он не про конкуренцию и справедливый отбор – там другие ценности
Реплика Алексея Авдохина.
Смотреть на мужскую сборную России на этапе Кубка мира в Анси было больно.
Максимально показательная деталь последнего дня: в масс-старт отобрались трое россиян, но как минимум двое (Логинов и Елисеев) какое-то время искали смысл и мотивацию стартовать. Настолько все было плохо – уровень подготовки лыж, физическое состояние, вера в себя и сервис-бригаду.
Простые итоги этапа для биатлонистов, которые в этой команде еще что-то могут:
• Александр Логинов с 3 промахами за этап (94% - гениальная точность) не заехал в топ-10 ни в одной из трех гонок;
• Матвей Елисеев – открытие Эстерсунда и Хохфильцена – во всех протоколах растворялся в конце третьего десятка, а в масс-старте проиграл по скорости лидерам больше 6 минут;
• Никита Поршнев – единственный в основе, добившийся к 3-му этапу прогресса в результатах: 24-я, 31-я и 18-я позиции. Достойно, но ходом – тоже слишком далеко.
Остальные люди из этой команды в декабре вместо спорта занимались туризмом.
•Дмитрий Малышко в двух лучших гонках приезжал к финишу 25-м и 27-м (в худших 51-м и 58-м), пометил обе эстафеты штрафным кругом, но всякий раз выглядел максимально невозмутимым в оценке гонок и своего будущего в команде – решать тренерам.
• Евгений Гараничев держится на 31-м месте в тотале, набирая в среднем по 11 очков за гонку (25-е место) и избегает любой публичности: эстафет, микст-зон после гонок и даже участия в вялых игровых проектах в «Биатлоне с Губерниевым». В отличие от Малышко – и в этой ситуации сразу не скажешь, какая модель поведения честнее.
• Эдуард Латыпов в 5 гонках ограничился единственным заездом в топ-40 и кубковые очки – 25-е место в спринте Эстерсунда.
Спортсмены, которых иногда немного жаль.
Но сегодня их главный тренер Сергей Белозеров объявил, что в январе сборная не изменится – эти люди продолжат кататься в основе. Малышко, Гараничев, Латыпов…
«Мы воспользовались правом укомплектовать команду тренерским решением», – есть подозрение, что, сообщая такие вещи в прямом эфире, тренер должен хотя бы смущаться.
Уникальная ситуация: три биатлониста, которые не выполнили ни одного критерия, уже в безопасности, а Карим Халили, честно отобравшийся через Кубок IBU, подвис в ожидании Правления (23 декабря). Тренер Белозеров ждет специального разрешения на 7-го биатлониста в сборной. Зазеркалье…
Стыд – нормальная реакция человека на неважную работу, которую приходится выдавать за что-то перспективное и глобальное. На обман и несправедливость – особенно если они исходят от тебя.
В критериях СБР действительно прописано право тренеров взять на январь больше одного спортсмена собственным решением – при условии, что по основному критерию отобрались меньше четырех биатлонистов. Но – и это важное уточнение – с учетом результатов на декабрьских этапах Кубка мира и Кубка IBU.
Их результаты вы уже видели.
В идеальном мире тренерское решение – полезный, но ювелирный инструмент, который работает на сохранение в команде кого-то нужного, в данный момент не способного выполнить критерии. Разовая операция по спасению. Костыли, без которых не обойтись.
Беда в том, что в русском биатлоне любой адекватный, но тонкий механизм попадает в руки к деятелям, которые вообще не про спорт, конкуренцию и справедливость. Наш биатлон сейчас про другое – здесь землячество важнее результата, личные связи выше перспектив, а здравый смысл уступает субъективному мнению.
Убрать из сборной биатлонистов, которые очевидно не готовы, давно потеряли мотивацию и просто отбывают номер – расписаться в провале первой части сезона. Отправить их на российские старты, чтобы сравнить с остальными – это уже риск, который, скорее всего, обернется революцией.
Куда проще выйти к камерам с видом строителей межгалактической ракеты. Объяснить, что все идет по плану, что главная цель – ЧМ, а проблема в чем-то мелком и временном: плохой погоде, количестве сервисменов, отсутствии штайншлифт-машины. И пропихнуть дальше полкоманды без надежд и результатов.
Иногда кажется, что наш биатлон проклят. Оказываясь внутри него, люди, выглядевшие прежде абсолютно нормальными, теряют всякую связь с реальностью.
Но, возможно, все наоборот – они нормальные, а все мы сошли с ума и ничего не понимаем.
Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Алексей Филиппов; Вячеслав Самбур
Малышко бьёт антирекорды в сборной, заваливает обе эстафеты, за 3 этапа набирает почти столько же очков, сколько Бабиков за 1 гонку, ему почти 33 года, не проходит в состав по этим же критериям, его оставляют.
Халили показывает стабильные результаты на Кубке IBU, провалив только одну гонку, ему всего 21 год, он проходит по этим же критериям на КМ, а его либо не берут на КМ, либо берут запасным, но скорее всего его просто хотят отправить на ЮЧМ, как говорил Хованцев.
Драчев говорит, что курс на омоложение команды и подготовку к ОИ-2022.
Это все как-то не очень вяжется между собой, показывая, что критерии ничего не значат и их в любой ситуации можно нарушить, а также показывает явную несправедливость по отношению к разным спортсменам.
И Малышко удивляет. Когда он стал таким наглым? Нормальный же был парень.