10 мин.

Гараничева покусали муравьи, Малиновский забыл патроны (есть видео): мы съездили к биатлонистам

Самбур познакомился с командой.

Биатлонное межсезонье – тягучее и как будто безжизненное: сборная пропадает из зоны досягаемости, и кажется, что там ничего не происходит. Хотя на самом деле то, что мы увидим зимой, во многом определяется сейчас.

У команды финиширует второй сбор; год назад к этому моменту только-только расправились с первым. Женщины под управлением Виталия Норицына (на фото ниже) – в Ижевске, мужчины с Анатолием Хованцевым – в Чайковском.

Между городами – пара часов на автобусе, в котором пересекаешь не только границу регионов (Удмуртия и Пермский край), но и линию часовых поясов. Sports.ru на день заглянул в каждый лагерь – везде интересно.

***

Девушки поселились в 300 метрах от стадиона в коттеджном поселке Сосновый бор: гостиница на три корпуса легко теряется среди кирпичных замков. До стрельбища добирались в основном пешком.

В Ижевске не было Екатерины Юрловой (как и в прошлом году, она присоединится осенью) и Вики Сливко – она закрывала сессию; почти все остальные – в деле.

В эту предсезонку основа постоянно работает вместе с резервом. Сергей Коновалов – формально как раз тренер второй команды – дал всем стрелковое задание. Виталий Норицын, стоя в кружке с командой, молча выслушал.

У Светланы Мироновой – новое ложе. По старому были вопросы: из-за особенностей оружия страдала изготовка – планируется, что теперь положения лежа и стоя станут более комфортными и естественными. Норицын пошутил, что с новым ложе Миронова пробегает до Олимпиады-2026.

У Ульяны Кайшевой – новые сережки, сердечками.

На выходной почти все девушки выбирались в город погулять, заглянуть в кафе. Кайшева уехала еще вечером 19-го: для нее сбор в Ижевске – домашний.

У 30-летнего Евгения Куваева – новая работа. Несколько последних сезонов он был аналитиком, с этой весны – тренер резерва по функциональной подготовке.

Именно Куваевым заменили опытного Андрея Падина. Сам Падин возмутился, как обставили увольнение: не предъявили претензии, не сообщили лично, зато тайком договорились с «лучшим другом Норицына». Вика Сливко тоже возмутилась, что ее ждут не только перемены в подготовке, но еще и новый шеф, по сути, не имеющий практики. Но Куваев вроде как втянулся, и у них со Сливко все хорошо.

Наших биатлонисток разозлили, уволив тренера. Это его первое интервью после отставки

На ствол Кристины Резцовой повесили датчик, который отслеживает все колебания и передает данные на компьютер. Компьютер здесь же, на коврике у ног. Весь процесс – под контролем вечного Николая Загурского.

За почти три недели сбора у команды только два выходных. Один из них Евгения Павлова использовала с умом – набила тату, уже пятую: нашла картинку, местного мастера, съездила – хватило нескольких часов. Где именно находится рисунок и многое другое о жизни Павловой, узнаете из большого интервью в ближайшие недели. 

Старший тренер женской сборной Виталий Норицын – коротко о главных переменах в работе:

«В этом году не стали делиться по группам с резервом, совместной работы больше. Может, в некоторых ситуациях это и неудобно – например, в тренажерке. Хотя на стрельбище это плюс для тех, кто из-за стресса много мажет в контактных гонках. Мы изучили статистику – проблема для многих, в том числе поэтому решили объединиться.

На первом сборе в Белокурихе был большой разброс по форме, сейчас все подравнялись. Год назад нам как раз не хватило централизованного мая.

Сейчас многие нас корят, что в Белокурихе мы тренировались, а не лечились. Но извините, апрель был пустой – можно было заниматься каким угодно лечением. С мая все топ-команды тренируются, а не поправляют здоровье. А совместить тренировки и лечение не получится: если в Белокурихе делать ванны, аппликации – как ответит эндокринная система? Организм не справится с нагрузкой, все это уже проходили.

Мы изменили подготовку. В первую очередь, увеличили настрел: соревновательных упражнений, стрельбы в нестабильной психо-эмоциональной обстановке, с жестким ограничением по времени.

Второе – увеличили долю развивающей работы со специфичными средствами. Год назад почти вся она была беговая – сейчас приоритет у лыжероллеров, особенно с июля.

Жесткой работы будет больше, в этом мы немного продвинулись: год назад в основном была третья зона, теперь чаще будем затрагивать четвертую.

Общий объем циклической нагрузки увеличим за счет первой зоны. Не надо ее бояться – все это делают. Вспоминаю французов в Обертиллиахе прошлой осенью – тренировались точно так же, как мы. Это легко отслеживать, да и ни у кого нет тайн. Я видел выработку Марит Бьорген перед Олимпиадой в Сочи: человек не побоялся сделать 83% нагрузки в первой зоне. Вроде Бьорген неплохо выступила в Сочи».

***

Мужская сборная (основа и резерв) поселилась в гостинице комплекса «Снежинка». В Чайковском очень плотно: не только биатлонисты, но и двоеборцы, прыгуны с трамплина – в том числе иностранцы. 

Вся основа на месте. Уже в 10 утра на стадионе под 30 градусов, и даже хорошо, что в плане – чисто стрелковая тренировка, без бега и роллеров.

Тренировки в жару: сколько пить, как питаться, нужна ли кепка?

Вся работа – только на ковриках и возле них, поэтому Матвей Елисеев выбрался на стрельбище в сандалиях и длинных шортах.

План на тренировку рассказал Максим Максимов (на фото ниже – слева) – единственный тренер-новичок в команде, трехкратный призер ЧМ, муж Альбины Ахатовой. Главный тренер Анатолий Хованцев коротко дополнил.

Мужское хобби Ахатовой: она создала дома мастерскую и собирает винтовки звездам

Неприятности нашли ЕвгенияГараничева на первых же минутах: на лежке он странно заелозил и замахал ногами. Потом, не выдержав, вскочил и убрал коврик с позиции: «А есть метла? Принесите кто-нибудь!».

Принесли большую щетку – Гараничев с минуту расчищал место, где лежал коврик: «То ли под ним, то ли в нем муравьи – меня всего искусали. Кто-то не подмел вчера».

«Ты на асфальт ляжешь, что ли?» – уточнил Хованцев. Гараничев, закончивший с уборкой, молча встряхнул коврик и расстелил где нужно.

У Логинова – лидера сборной и второго в Кубке мира – в целом порядок, несмотря на пропуск первого сбора. В мае он тренировался раз в день, как и команда в Белокурихе.

Антон Бабиков выпал из основы на весь прошлый сезон – отчасти из-за травмы плеча. Но выиграл Кубок IBU, поэтому ему гарантировано участие как минимум в первом этапе Кубка мира. 

«Антон выполняет все нагрузки вместе с командой, но мы все равно подходим к нему осторожно. У нас еще не было серьезной работы, когда нужно жестко ставить палки, получать удар об асфальт. По объему Антон делает все наравне с командой, но в моменте отталкивания – не с таким акцентом, как ребята», – рассказал Хованцев.

Хованцев рассказал все: с кем работал Логинов, что с Гараничевым, куда пропали Бабиков и Цветков?

Тренировка почти целиком состояла из стрелковых соревнований на качество выстрела с таймингом в разных форматах. Кульминация – эстафета: все разбились на команды по трое, каждый делал по одному выстрелу и отправлял на коврик следующего. За промах – три приседания, задача – закрыть три установки раньше всех (15 мишеней).

У команды Логинова, Малиновского и Поршнева все посыпалось моментально: Логинов начал и попал, передал Малиновскому. Тот, зайдя на коврик, издал смущенное «ой-ой-ой» и убежал без выстрела: патронов не было – забыл.

***

В июле мужчины приедут в Тюмень, женщины – в Чайковский. А вот с августом непонятно: обе команды запланировали тренировки в Сочи, но ситуация подвисла. 

Хованцев объяснил: «Если вопрос по Сочи задан – значит, история известна. Там закончились лицензии стрельбища и оружейной комнаты – они выдаются на определенный срок разрешительными органами. Потом идет перепроверка, лицензию продлевают.

Сейчас вопрос решают – надо все согласовать с требованиями Росгвардии к таким сооружениям: охрана оружия, чтобы никто не проник – много моментов.

Других горных баз в России нет. Был Семинский перевал, но сейчас там тренироваться невозможно – трасса в упадке, стрельбище погибло, полная разруха. Как запасной вариант прорабатываем Антхольц, где пройдет ЧМ-2020. С одной стороны, попасть туда на летнюю подготовку за полгода до турнира было бы хорошо.

С другой – ценник непомерный: я не знаю, какие команды готовы платить 130 евро в сутки за человека. А там надо пробыть три недели. Изучаем вариант, что спортсмены поселятся наверху, а мы внизу – в более дешевом варианте, чтобы подниматься только на тренировки. Надеюсь, с Сочи все-таки решится до августа».

В ближайшие дни читайте на Sports.ru интервью биатлонистов и тренеров сборной. А если хотите больше фото, инсайдов и классных историй – подписывайтесь на наш телеграм-канал «Биатлон без Губерниева».

Фото: Вячеслав Самбур/Sports.ru, Ижевск-Чайковский