Противоречивый Ганус
И на антидопинговое российское информационное поле после многолетнего ледникового периода пришла весна: начали всходить первые ростки антидопинговой культуры. Народ разинул рот – видя чудо чудное невиданное. Никто не верил, что среди сорняков может взойти что-то чистое и возвышенное. Сеятель оптимист хорошо всем известен – это глава Российского антидопингового агентства (РУСАДА) Юрий Ганус.
Что сделал Ганус? Просто стал выполнять свои обязанности в соответствии с правилами Всемирного антидопингового Агентства (ВАДА), а не с требованиями великодержавного российского медального плана. Чиновник четко демонстрирует свою независимость от внутренних спортивных интересов страны и ведёт активную работу с текущими антидопинговыми нарушениями.
Следующее заявление Юрия Гануса об оформлении терапевтических использований (TUE) повергло в шок умы спортивных российских болельщиков: «Если такое право у спортсмена есть, то мы должны защищать его права. Система норм позволяет использовать терапевтическое исключение, почему тогда спортсмен должен переходить в другую категорию, в паралимпийское движение?» На фоне высказываний на эту тему наших спортсменов, тренеров и политиков подобное мнение напоминает плевок против урагана. Время покажет, что сильнее плевок или ураган. На самом деле, Ганус ничего героического не совершил, а просто констатировал факт, что TUE являются неотъемлемой частью спортивных правил, которые обязалась соблюдать и Российская сторона, в том числе. И РУСАДА будет выдавать TUE для российских спортсменов национального уровня и будет защищать их права.
Следующая необычная фраза Гануса, которая нас заинтересовала: «Допинг – это профессиональная фарма. Мы не можем конкурировать с США, Германией на рынке фармакологических препаратов». Понятно, что глава РУСАДА знает определение допинга, прописанное в ВАК, и совершенно ясно, что подобное выражение мысли не является оговоркой. Мы думаем, что это камень, брошенный в огород ФМБА, которое определяет фармподдержку в сборных командах России по различным видам спорта. Благодаря мельдониевому скандалу, весь мир узнал, что одним из компонентов фармы нашего профессионально спорта является милдронат, который кушало множество спортсменов. Мы вот как-то сомневаемся, что мельдоний может конкурировать с передовой западной недопинговой фармой.
Мы думаем, что Ганус хотел сказать, что профессиональная фарма должна быть эффективна, как допинг. И встаёт вопрос, где ведущим профессионалам брать высококлассную фарму, если её выдаёт и рекомендует ФМБА. То, что продаётся в развитых странах без рецепта – можно и за свои деньги купить, Уверен, умные так и делают. А что делать, если нужный препарат можно купить только по рецепту врача – это тупик. Если заказать по инету – можно залететь по полной, вплоть до летального исхода. Самим спортсменам и тренерам организовать фармканал, скажем из Германии – сильно хлопотно и нет времени.
И вывод: в России очень мало профессиональной фармы, которая действительно даёт прирост в спортивном результате. И главная вина в этом лежит на ФМБА, которому гораздо проще снабжать спортсменов доступными таблетками, а не эффективными дорогими зарубежным препаратами. Если мы правильно поняли Гануса, у нас в этом вопросе всё сильно запущено.