6 мин.

Долгий поход Кантена Фийона-Майе

    18 января 2015 года никому не известный на тот момент юный биатлонист из Франции победно вскинул руки сразу же после того, как пересёк финишную черту в масс-старте в Рупольдинге в жаркой борьбе с Симоном Шемппом и Михалом Шлезингром — как он думал, первым. Но несколько сантиметров на фото решили итог гонки в пользу намного более опытного и именитого немца. Тогда Кантен не расстроился совершенно, ибо для него это было только начало — первый подиум вообще в карьере, которого к тому же никто не ожидал. Вот только с тех пор молодой француз ещё несколько раз оказывался в считанных секундах, даже сантиметрах от первой победы, однако его день всё никак не наступал. Да и в целом карьера многообещающего биатлониста за четыре года, проведённые на Кубке мира, напоминала американские горки, увенчавшиеся... катастрофической Олимпиадой. Кантен всегда умел возвращаться после неудач, что и доказал ещё раз своей бронзой в спринте на постолимпийском этапе в Контиолахти, только едва ли это могло быть большим поводом для радости — все привыкли видеть от него по несколько ярких выступлений в год, но за очередным проблеском мог тут же опять последовать спад формы или трудный период с поисками своей стрельбы. 

      Однако в этом сезоне стартовавший в тени набравших отличную форму Дестьё и Гигонна Фийон-Майе производит уже немного другое впечатление — стал взрослее, спокойнее, научился грамотно раскладывать силы по дистанции, отсиживаться за спинами соперников, если того требовала тактика, и беречь ресурсы для нужного момента. Три бронзовые медали и одно серебро (все — в пасьютах и масс-стартах) до заключительной гонки в Антхольце — безусловно пока что самый стабильный сезон в карьере. Правда, мне как зрителю несколько не хватало прежнего Кантена — дерзкого бесстрашного ребёнка, как его называли на заре карьеры, с которым точно не приходилось скучать на финише. Два года назад 24-летний Фийон-Майе мог отдать все силы, пытаясь выстоять в битве за золото на последнем кругу масс-старта в той же Антерсельве против самого Йоханнеса Бё, который уже тогда явно был небожителем по скорости. А нынешний заматеревший Йоханнес и вовсе кажется неудержимым — да так оно, собственно, и есть. Впрочем, на мой взгляд, новый король биатлона пока что всё же отличается от хладнокровного терминатора Мартена Фуркада образца прошлых лет некоторой импусильвностью и безалаберностью, которые ему так и не удалось искоренить. До поры до времени рыжий норвежец умудрялся чуть ли не играючи выигрывать гонки даже при паре-тройке лишних и совершенно ненужных промахов (и скорее всего продолжит так делать и впредь), однако и до этой гонки ясно было, что при определённых обстоятельствах подобное разгильдяйство может дорого стоить лидеру Кубка мира при всей его фантастической форме на лыжне.

      Йоханнес одержал победы в пяти последних гонках подряд, но не один он был хорош на высокогорном этапе в Антхольце-Антерсельве. Французская компания горняков в лице Гигонна, Дестьё и Фийона-Майе весь уикенд демонстрировала впечатляющую скорость, нечаянно уделав даже лидера собственной сборной Мартена Фуркада. В пасьюте Антонин Гигонна рискнул погнаться за журавлём в небе, продержавшись целый круг за монструозным норвежцем — в кои-то веки кто-то навязал Бё хоть какую-то борьбу. Но штрафной круг отбросил его назад, снова оставив Йоханнеса в гордом одиночестве. В какой-то момент в последовавшем на другой день масс-старте наступило чувство дежа вю — после второй лёжки десяток точных стрелков шли дружной гурьбой, как обычно и бывает в масс-стартах, пока обладатель жёлтой майки не решил, что ему это слишком скучно. На этот раз шедший в то время вторым Гигонна и не пытался увязаться за этим монстром, и остальных, в том числе и Фуркада, по всей видимости, тоже вполне устраивал их общий разумный темп. Единственный, кто рванул за убегающим Бё, поняв, что просвет растёт, наверняка понимал, что для него всё может кончиться довольно плачевно: очевидно же, что Йоханнес взвинтил темп в расчёте либо загнать конкурентов перед стрельбой, либо создать себе комфортный отрыв. Но победа того стоила — даже просто шанс на победу. Чувствуя в себе силы, Кантен снова, как прежде, просто пошёл в борьбу, не гадая, по зубам ли ему этот кусок. Но в рукаве у француза было два козыря, поднимавших его шансы против того, кто последнее время был непобедим: его ярко выраженная хорошая приспособленность к высокогорью и столь же ярко выраженная любовь к схваткам лицом к лицу с противником в контактных гонках.

      И в тот момент — вообще один из редких моментов в этом сезоне — когда у него не было права на ошибку, Йоханнес не сдюжил. Выпорхнув из штрафного круга, лидер сезона быстро съел всё отставание от пары Пайффер-Виндиш, однако в дальнейшем выходить вперёд не стал — учёл опыт предыдущего круга и решил сэкономить силы? Тем временем изо всех сил убегавший вперёд Кантен явно не собирался сбавлять оборотов — рисковать, так до конца! "Последняя стрельба была очень трудной," — признавался после гонки биатлонист. —"Ставки были невероятно высокими, у меня дрожали ноги. Но почти все преследователи ошибались, дав мне возможность немного насладиться последним кругом. Хотя иногда я оборачивался и видел, что они не так уж и далеко от меня, и не мог позволить себе расслабиться — я же не хотел, чтобы меня догнали." 

      Ураганный последний круг младшего Бё, как будто даже не заметившего существования Пайффера, на минуту едва ли не заставил зрителей напрячься в предвкушении неожиданной развязки, но Кантен Фийон-Майе провёл в этот день слишком идеальную гонку, чтобы отдать своё в такой ситуации. Четыре года спустя тех нескольких сантиметров от триумфа тот незадачливый паренёк одержал уверенную и красивую победу, которую уже никакое случайное невезение не могло у него отнять. Конечно, хоть нежданный успех Фийона-Майе и прервал победную серию Йоханнеса Бё, о прерывании гегемонии молодого норвежца в целом никакой речи не идёт. Зато об интриге в борьбе за Малый Хрустальный Глобус в масс-стартовой дисциплине — вполне.

       И есть шанс, что гегемония рыжего вундеркинда из Норвегии будет весёлой — если Йоханнес так и будет продолжать делать подарки направо и налево, уж периодически кто-то будет этим пользоваться. Как Александр Логинов в оберхофском спринте и Кантен Фийон-Майе в антерсельвском масс-старте. И, конечно же, если Мартену Фуркаду удастся найти свою пиковую форму, противостояние обещает быть очень интересным.  И в заключение хочется отметить всё молодое поколение французской сборной — пусть нового Фуркада на горизонте и не видно, в случае ухода многолетнего лидера будут тащить команду как минимум втроём. Учитывая их до удивительного контрастные качества, уж как-нибудь поделят зону ответственности между собой: дерзкий и отчаянный Кантен будет добывать медали в контактных гонках, цепкий Антонин — в спринтах, а наиболее стабильный и быстрый Симон Дестьё хоть и не слишком везуч пока что в плане подиумов, зато надёжно поставляет очки в Кубок наций. И не сегодня-завтра ещё может удивить молодой Жаклен)))