«Россия заплатила за проблемы с антидопингом, а о Швеции мы ничего не знаем. Правила должны быть одни для всех»
В день старта первой индивидуальной гонки кубкового сезона мы поговорили с тренером норвежской сборной по стрельбе Зигфридом Мазе о готовности Йоханнеса Бе, Антоне Шипулине, американских этапах и отстранении антидопинговой лаборатории в Стокгольме.
— Новый сезон для норвежской сборной вообще и для Йоханнеса Бе в частности. Какие у вас ощущения?
— На данный момент все хорошо, его физическая форма в порядке, это говорит, что мы все сделали правильно. Подтверждение мы получили в воскресенье, где в смешанной эстафете Йоханнес показал лучший ход на своем этапе и допустил всего один промах. Сейчас все будет зависеть от его головы, потому что теперь он знает, что физически находится в полном порядке, готов к борьбе и победам. Ощущение этого порой может стать дополнительный стрессом для спортсмена и причиной поражения. Поэтому необходимо уметь справляться с этим чувством ответственности на фоне хорошей формы.
— Понимание формы Йоханнеса после смешанной эстафеты уже окончательно?
— С одной стороны, да, а с другой, она дала нам общее понимание уровня не только Йоханнеса, но и Мартена [Фуркада]. Мы видим, что они оба в хорошей физической и стрелковой форме. Однако сегодня нам предстоит двадцатикилометровая индивидуальная гонка, очень тяжелая. Только после нее мы полностью поймем, кто как готов.
— В ноябре вы говорили, что верите в быстрое возвращение формы Йоханнеса после двухнедельной паузы из-за болезни. Вера оправдалась?
— Посмотрите на результат его этапа. Да, он пропустил несколько дней в заключительной фазе тренировочного процесса, но в случае с таким спортсменом, как Йоханнес, нельзя мыслить короткими временными отрезками, он не юниор. За его плечами много лет тренировок, и на этом фоне несколько дней пропуска, даже по болезни, - это ничто. Первые дни, безусловно, будут проблемы, но они быстро уходят, потому что существует огромная база.
— Может еще и сверхвосстановление произойти.
— Почему нет!
— Антон Шипулин тоже имел паузу, но более продолжительную, чем Йоханнес. Как думаете, насколько быстро он сможет вернуть форму?
— Конечно, я в курсе, я же подписан на всех русских биатлонистов в соцсетях (смеется). Говоря серьезно, все зависит от того, что у него сейчас в голове. Если Шипулин сильно мотивирован и верит в себя, то он вернется очень скоро. Если же он сомневается в себе, это потребует заметно больше времени, потому что нужно будет сначала разобраться с мотивацией и верой в свои силы. Так что если голова Антона готова вернуться, то тело в короткие сроки последует за ней.
— Йоханнес уже адаптировался к новой винтовке?
— Да, смотрите по стрельбе, новая часть приклада, помогающая его сломанной ключице чувствовать себя комфортно, полностью подошла.
— После олимпийского сезона вы что-то меняли в подготовке, привнесли какие-то новшества?
— В общем-то, нет, мы работаем по той же схеме, просто стараемся не откатываться назад в том, что уже достигнуто. То есть повышать качество стрельбы и ее скорость во всех компонентах: подход, изготовка и так далее. В современном биатлоне достаточно спортсменов, которые стреляют быстро и периодически точно. Но если ты ставишь задачу взять желтую майку лидера кубкового зачета, то должен быть стабилен и допустить лишь несколько ошибок на протяжении всего сезона. Ты не имеешь права быть на одном этапе сильным, а на другом проваливаться. Необходимо быть почти безупречным всегда.
— То есть задача выйти из 20 секунд на рубеже не стоит так уж жестко?
— Если для точного попадания во все мишени нужно потратить 23 секунды — ничего страшного. Необходимо четко понимать границу риска.
— Этот сезон очень длинный, и два этапа пройдут в Северной Америке. Вы туда едете?
— Да, мы планируем туда поехать первым составом. Окончательное решение будет приниматься после этапов в Оберхофе и Рупольдинге. Мы еще раз сядем и решим, надо нам это или нет. Но на данный момент — да, мы едем.
— После того как антидопинговую лабораторию в Стокгольме лишили аккредитации, вы в твиттере спросили IBU, что те будут делать в свете будущего ЧМ, который пройдет в Эстерсунде. Ответ получен?
— Нет, не получен, у нас вчера здесь, в Поклюке, прошло собрание тренеров, и там ничего на эту тему не говорили. Мы читали и слышали много о проблемах русских и последствиях, которые вы имели. Но о том, что произошло в Стокгольме и какие будут последствия, мы не знаем ничего.
В марте в Швеции пройдет чемпионат мира, но IBU не дает никакой информации о шагах из-за отзыва аккредитации. Я считаю, что правила должны быть едины для всех. Россия заплатила за проблемы с антидопингом, мы видели расследование и наказание. Логично, что теперь IBU должно начать расследование по поводу событий в Стокгольме. Однако про это ничего не слышно.
Напомним, что гонка была перенесена на четверг из-за тумана.
Фото: globallookpress.com