Ольга Зайцева: «Женщины возвращаются после декрета, а у Шипулина тем более все получится»
Самая успешная российская биатлонистка последнего десятилетия в интервью Sport24 рассказала о старте сезона, оценила шансы Антона Шипулина на успешное возвращение, вспомнила, каково было тренироваться под руководством Анатолия Хованцева, который снова главный в сборной, а также пожелала удачи Екатерине Шумиловой в сборной Молдавии.
— Для России сезон начался с седьмого и четвертого места в эстафетах. Можно ли уже сделать какие-то выводы?
— Первые гонки всегда считались разгоном. Нужно было прочувствовать в них свою форму и посмотреть, как готовы другие. Окончательных выводов по ним делать, конечно, нельзя. Победили те, кто справился именно в этих двух гонках. У них сегодня сошлись звезды. Каждый спортсмен себя прочувствовал, а дальше будет видно.
— Сейчас многие восторженно говорят об отборочных стартах в команду перед этим сезоном…
— Я бегала в то время, когда у нас был такой же нормальный отбор. Не совсем понимаю, почему это привлекло такое внимание у общественности. Может быть, я что-то упустила. Спортсмены должны отбираться по спортивному принципу — это норма.
— Даже, если отбор за две недели до старта? Ведь есть риск, что кто-то подведется на своем максимуме лишь к этому отбору.
— Не вижу в этом проблемы. Если человек отберется таким образом и дальше не покажет результат, то он потеряет место в команде. Это нормальная конкуренция. Если кого-то и брали на усмотрение тренеров, то дальше нужно было доказывать свое присутствие в команде результатом. Не помню, чтобы у нас в команде были блатные. Если кого-то отцепляли, то человек потом мог показать результат на российском отборе и вернуться в команду.
— Российский биатлон сейчас в кризисе. Союз биатлонистов не восстановили в правах, суперзвезд в составе за спиной Антона Шипулина пока не видно… Извечный вопрос: что делать?
— Вопрос очень сложный. Скажу банально: нужно немного подождать. Такой ответ, конечно, никого не обрадует. Спорт в нашей стране развивается хорошо. Надо еще больше работать над детским спортом. Тогда у нас вырастет поколение спортсменов с другим менталитетом. К тому же сейчас отголоски политики на международном уровне сказываются довольно сильно на все сферы, в том числе и на спорт. Надо это время перебороть и пережить.
— Почему у лыжников получается лучше?
— Ну, а бывало, что лучше получалось у биатлонистов. У тех же лыжников такой мощный результат тоже появился относительно недавно. Потому что пришло время тех спортсменов, которые показывают результат именно сейчас. Везде бывают перепады и смена поколений.
— Чтобы вы посоветовали биатлонистам сборной? Там сейчас много новичков.
— Есть и новички, есть и спортсмены, которые уже выступали на этапах Кубка мира или Кубка IBU. Конечно, Кубок мира — это немного другое, но желаю им выходить на старт с уверенностью. Пусть они делают свою работу с самоотдачей и любовью, и при этом не боятся великих спортсменов.
— Антон Шипулин решил продолжить карьеру. Насколько проблематично ему будет вернуться после пропущенного межсезонья?
— Сразу хочется сказать, что женщиныс возвращаются после декрета и показывают результаты. Тем более у него есть пример — родная сестра Настя Кузьмина. Думаю, что у Антона тем более все получится. Это, конечно, сложно, но если он решил, пусть дойдет до конца и сделает все возможное, для достижения своих целей. Если покажет результат, то будем радоваться за него. Если нет, то ничего страшно — он ведь человек, а не машина. Но он сделает все возможное, это точно!
— Вам доводилось тренироваться под руководством Анатолия Хованцева, возглавляющего сейчас сборную России. Что можете о нем сказать?
— Тренер он профессиональный, но на спортсменов очень сложно угодить. Не каждому подходит методика тренера — это можно о любом наставнике сказать. При Хованцеве некоторые говорили, что мы мало тренируемся, а при Пихлере, наоборот, что слишком много. Кому-то методика подходит, а кому-то — нет. Все спортсмены разные. Вот поэтому и существует индивидуальный подход. А также должно быть взаимопонимание и доверие между тренером и спортсменами, личными тренерами и тренером сборной.
— Давно ли общалась с Вольфгангом Пихлером? В чем секрет его успеха со шведской командой?
— Такое ощущение, что мы с Вольфгангом всегда на связи. Наверное, этим летом разговаривали последний раз. В такой небольшой по биатлонным меркам стране, как Швеция, проще сконцентрировать все усилия. Им легче провести качественную подготовку. Тем более что в этом сезоне чемпионат мира пройдет в шведском Эстерсунде. Да и раньше у шведов были сильные спортсмены: Форсберг, Бергман, Ферри… После них был провал, и вот только сейчас появляются звездочки.
— Каким спортсменам трасса в Эстерсунде подходит лучше, если исходить из антропометрических данных?
— Нельзя точно сказать, кому эта трасса подходит больше. Все будет зависеть от погодных условий. На рыхлом снегу легким спортсменам будет проще, а на твердом — наоборот. Мне Эстерсунд всегда нравился. Я там свой первый этап Кубка мира выиграла, поэтому я это место и полюбила. Там на трассе есть и равнина, и тяжелые подъемы, и непростые спуски. Высоты, как в горах, там не будет — так что на это, неудачные результаты списать будет нельзя.
— Когда видите, что Катя Юрлова и Кайса Мякяряйнен, с которыми вы соревновались бок о бок, продолжают выступать, ничего внутри не трепещет?
— Трепещет. Но я же сама прекрасно понимаю, что это прошлое и вернуться на лыжню уже нереально. Я бы даже сказала, что это будет просто смешно.
— Болельщики на улице вас узнают?
— Бывает, но я обычно в такие моменты удивляюсь: «Ой, а вы меня еще помните?» Хотя это, конечно, приятно.
— Вы как-то поддерживаете физическую форму?
— С осени прошлого года я стала регулярно бегать. Потому что ребенок пошел в детский сад, и освободилось время. Отвожу его в сад и сразу отправляюсь на пробежку. Втянулась в форму, а то до этого с ней все было совсем печально после рождения второго ребенка.
— Винтовку давно в руках держали?
— Не притрагивалась к ней с 2014 года, когда пробежала последнюю гонку. Винтовка числится на балансе спортивной школы, и сейчас она лежит в тире.
— Не хотите старшего сына отдать в биатлон?
— Александр сейчас занимается хоккеем, и ему нравится быть вратарем. Поэтому вопрос про биатлон отпадает. Летом после хоккейного сбора он ездил тренироваться с лыжниками. Конечно, для хоккея — это не самый лучший вариант, ведь специфическая работа теряется, но для физической подготовки это очень большой плюс.
— Общаетесь ли вы с кем-то из подруг по сборной прошлых лет?
— Связь, конечно, осталась с девчонками. И я благодарна спорту, что почти в каждом регионе есть человек, которому можно позвонить и пообщаться. К тому же большой плюс есть в социальных сетях, через которые можно все узнать и увидеть — понять, чем человек живет. Поддерживаю контакт со многими: с Яной Романовой, Анной Богалий, Катей Шумиловой. Если честно, я очень рада за Катю Шумилову. Она теперь будет выступать за сборную Молдавии. Думаю, что Катя еще покажет себя. Буду болеть за нее. Очень радостно, что сезон начался. Первые эстафеты оставили неплохое впечатление. Болельщики, с которыми вместе смотрели гонки, говорят, что результат вызывает определенный оптимизм.
Буду с интересом следить за биатлоном и дальше.