«Что же от меня останется, если я перестану быть биатлонисткой?»
По утрам Макарайнен в спортзале одна. Конечно в идеале нужен кто-то, кто будет следить за тем как хорошо выполняются упражнения и контролировать процесс. Часто ее спаринг-партнером выступает гражданский муж Яркко Силтакорпи, но этой осенью он возобновил свою обычную трудовую детельность в качестве школьного учителя.
Весной прошлого года Кайса столкнулась с трудным выбором: стоит ли продолжать карьеру? Тогда практически вся тренерская структура финского биатлона претерпела изменения. И биатлонистке пришлось оценивать найдутся ли для ее команды достаточно мотивированные люди, которые буду готовы пожертвовать собственным временем для ее успеха. Вопрос о продлении или прекращении спортивной карьеры также коснулся и экономического аспекта.
Макарайнен знала, что все спонсоры не отвернутся от нее сразу в один момент - олимпийскую медаль она не завоевала, но в третий раз выиграла общий зачет Кубка мира.
— Конечно, я не могу знать, что еще мне предложили бы, если бы я закончила. Во многих других профессиях зарабатывают намного лучше, чем в биатлоне.
Впервые мысль о прекращении карьеры вызвала у спортсменки не только чувство страха.
— До сих пор эта мысль была самой страшной: что же от меня останется, если я перестану быть биатлонисткой? Что я есть? Есть ли я вообше что-нибудь? Скольким людям я просто Кайса и скольким - биатлонистка Кайса Макарайнен? Иногда мне не хватает этого - быть чем-то другим.
Был, однако, еще один вопрос, который повлиял на решение остаться в спорте: осталась ли у Макарайнен впереди "идеальная гонка"? Разве ее еще не было за столь долгую карьеру?
—Да, вероятно были, но не много. Конечно, это привлекает, было бы интересно увидеть каким бы был результат. С чистой и быстрой стрельбой. Предпочтительно, в гонке с 4 огневыми рубежами. Лучше в какой-нибудь значимой гонке. И если бы были офигенно быстрые лыжи и офигенно хороший ход.
В начале карьеры развитие было быстрым. Кайса переключилась с лыжных гонок на биатлон в двадцатилетнем возрасте. Уже через год она была в основной сборной и смогла участвовать в Кубках мира. Несмотря на то, что, например, родители были не в восторге от смены вида спорта, а у будущей звезды сначала даже не было собственного оружия. С другой стороны, мотивации хватило так надолго именно потому, что все с самого начала возникло только благодаря собственному желанию.
— Все нужно было делать самой. Никто не принес мне какой-нибудь уже готовой немецкой тренировочной системы.
В начале 2000-х, когда Макарайнен начала свои выступления, биатлон еще не был популярным видом спорта в Финляндии. Когда успех пришел, Кайса стала знаменитостью и одной из самых популярных финских спортсменов. Но на обратной стороне популярности не только один позитив. Биатлонистка признаеется, что за эти годы многие вещи причиняли ей боль.
— Иногда, особенно зимой, казалось, что внимание уделяется абсолютно всему. И если я - десятая, а следующая финка, например, тридцатая, то о других финнах не писали вообще ничего, а лишь что я провалилась.
Спортсмену сложно избежать сравнения с другими: даже во время подготовительно периода свою форму сравниваешь с другими так часто, как только случаются совместные тренировки. Иногда это нарушало уверенность в себе, которая и так не является сильной стороной Макарайнен.
— Могло бы быть намного легче, если бы я могла оставаться уверенной в себе даже в тех ситуациях, в которых потерпела неудачу. Было бы не так сложно с этими самыми неудачами бороться.
После поражений финка не всегда старается скрыть свои эмоции. У нее нет маски топ-спортсменки за которой можно спрятаться.
— Обычно я сначала говорю, а потом думаю. Иногда были драматические ситуации, когда есть очень сильные эмоции, но совершенно отсутствует "медиа-фильтр". О многих вещах я, наверное, рассказала больше, чем нужно. Но и люди сами видят где истина. Другие ценят, когда люди говорят то, что думают.
Два года назад Кайса и ее гражданский муж Яркко построили дом в 2 километрах от центра города Йоэнсуу. Дел еще хватает: в прошлом году оформили дворик, этой осенью - складские помещения. Биатлонистка наслаждается собственным спокойствием и тем, что все вокруг ее отгораживает от остального мира. Даже на лыжню она попадает сразу как выходит со двора!
— Мне необходимы пространство и природа. Я бы никогда не смогла переехать даже в центр Йоэнсуу, не говоря уже о Хельсинки.
В какой-то момент Яркко работал учителем в столичном регионе, так спортсменке пришлось жить и тренироваться там.
— Это было ужасное врмя! Слишком много людей! Мне нравится находиться в большой компании, если я знаю этих людей. Но, все равно, я делаю свою работу в лесу и выросла в маленькой деревне.
Другими словами можно сказать, что Кайса в большей степени явлется сельским человеком.
— Некоторые вещи раньше были лучше. Но не все. Но я просто иногда бешусь из-за планшетов и смартфонов, если они перестают работать. Для меня огромный стресс поменять телефон или компьютер, когда всему нужно заново учиться.
Сидение за компьютером - не лучшее занятие для биатлонистки. Она признает, что некоторые обязательно "бумажные" дела становятся долгами.
— Это кошмар, когда дома приходится этим заниматься!
Весной биатлонистка приняла решение продолжить карьеру еще на один год. На этом этапе жизни естественно продолжать карьеру только один год за раз, и это не трюк, а обыкновенный реализм. В любом случае ясно, что завершение карьеры не за горами, поэтому сложно поверить, что у финки еще нет плана, который лишь только ожидает правильного момента, чтобы осуществиться.
— Нет никакого плана. Я не знаю ничего о другом. Конечно, вертятся идеи типа цветочный магазин-кофейня.
Кайса надеется, что по завершении карьеры сможет попробовать разнообразные вещи. Вряд ли лишь решит посидеть за школьной партой. Опыт Макарайнен безусловно пригодился бы в биатлоне, но она мечтает о передышке от спорта. Так же и тренерская карьера ее не привлекает.
— У меня нет тренерского образования. И я не стала бы сразу тренировать тех, кто ставит себе целью Кубок мира.
Но в одной вещи Кайса, все же, уверена.
— Офисным планктоном я точно не стану.
Перевод с финского/Фото: Julia Sadykova
А может,всё-таки,Кайса,до Пекина 2022?Всё возможно!Я уверен,каждый любитель биатлона очень сильно этого хочет.
Иного не дано.