РУСАДА восстановили. Хоть кто-то понимает, что изменилось для России?
Авдохин – о главном.
Почти три года РУСАДА находилось в тотальной изоляции от мировой антидопинговой системы. С сегодняшнего дня ее деятельность снова соответствует кодексу WADA. Событие, которое уже подается как триумф российской спортивной дипломатии над всеми – Маклареном, Родченковым, WADA, МОК и остальными врагами.
На самом деле восстановление РУСАДА – история скорее имиджевая. Ни к русскому спорту, ни тем более к русским спортсменам она отношения почти не имеет.
И вот почему.
Россия действительно нуждалась в реабилитации РУСАДА, чтобы громко просигналить (в первую очередь на внутреннюю аудиторию): все допинговые проблемы остались в прошлом. Нас снова считают цивилизованным государством и доверяют проверку допинг-проб. Это наша победа.
Ради нее Минспорт согласился на чудовищные уступки – признание выводов из доклада Шмида (даже тех, где утверждалось участие в допинговой системе государственных лиц) и доступ к данным Системы управления лабораторной информацией (LIMS) Московской антидопинговой лаборатории.
Правда, министр спорта Колобков нигде публично не озвучивал изменение позиции России, три года твердившей, что никогда не признает допинговую систему на госуровне. Внутренняя риторика такой и останется – по телевидению вряд ли расскажут о переписке Колобкова с WADA, в которой он согласился с требованиями.
Министр спорта Павел Колобков
«Мы сделали для восстановления все, что могли», – максимально размытая и в чем-то даже героическая позиция Колобкова для российского потребления.
Впрочем, и WADA искало компромисс в диалоге с Россией. Внутри организации это вызвало мощное неприятие, но два самых одиозных условия из дорожной карты по восстановлению РУСАДА, казалось, загнавшие процесс в тупик, задним числом все же переиграли.
Признание доклада Макларена заменили докладом Шмида, а пустить в архив Московской лаборатории Колобков пообещал независимого эксперта под контролем Следственного комитета России и только после восстановления РУСАДА.
Ответ на самый важный вопрос – зачем это понадобилось WADA? – в общем-то прост: с их точки зрения ничего не поменялось.
В выводах Шмида (как и у Макларена) обозначена причастность чиновников Минспорта к допинговой схеме в Сочи – это вообще лирический пункт про рефлексию, ответственность и порядочность. Все равно, что заставить ребенка просить прощения – форма не имеет значения, если он не чувствует себя виноватым.
А то, каким образом и в какое время откроется доступ к LIMS – вообще не принципиально. В конце концов, если WADA не устроит схема Колобкова (действительно очень мутная) на практике, аккредитацию у РУСАДА оно может отозвать по-новому.
Адвокат Родченкова: «США зря тратят деньги на WADA, раз те не могут наказать Россию»
По большому счету, эти требования WADA не лежали в юридической плоскости, а были политическими. Это вообще не очень логично: требовать независимости РУСАДА от государства и одновременно заламывать руки государственной структуре – Министерству спорта – ради восстановления.
РУСАДА даже не имело формальной возможности выполнить условия самостоятельно, без участия госчиновников. Но в WADA терпеливо ждали от России признания вины на государственном уровне и, получается, добились своего. Пусть и в таком лайт-режиме
Россия, выходит, тоже в выигрыше – без крупных репутационных потерь (ну да, нейтральные флаги и загубленные карьеры – но что это в государственном масштабе?) выбралась из сложного лабиринта.
А вот для русского спорта прикладных смыслов в восстановлении РУСАДА не так уж и много.
Самый важный – оно ускорит восстановление других забаненных организаций, которое было завязано на возврате РУСАДА полноценной аккредитации. Паралимпийский комитет России и Всероссийская федерация легкой атлетики стали на шаг ближе к тотальной реабилитации, но автоматически она не наступит – там функционерам еще придется трудиться.
Еще в кодексе WADA существует пункт о запрете проведения международных соревнований в странах без аккредитованной антидопинговой лаборатории, но международные федерации воспринимали его формально и в нужных случаях спокойно обходили.
Для топ-спортсменов из России почти ничего не изменится. Да, их допинг-пробы снова будут проверяться в России (раньше этим занимались независимые лаборатории других стран, а контроль осуществляло UKADA – британское антидопинговое агентство).
Если это повод для радости – значит за три года мы так ничего и не поняли.
Антидопинговое агентство США призвало реформировать WADA из-за решения по России
Фото: РИА Новости/Евгений Одиноков, Алексей Филиппов; facebook.com/wada.ama; Gettyimages.ru/Stephen Pond
Авдохин как всегда, всю статью влепил в одном стиле, притянув за уши. Дизлайк