6 мин.

Расслабьтесь, Россию не выгонят из биатлона. В худшем случае – отнимут золото Сочи

Самбур и Копачев объясняют.

Двукратный олимпийский чемпион Евгений Устюгов (как и трое других россиян – Слепцова, Чернышов и Печенкин) подозревается в нарушении антидопинговых правил. Международный союз биатлонистов уведомил об этом и спортсмена, и СБР.

Под вопросом – эстафетное золото Сочи-2014. Чуть ли не самая яркая медаль домашней Олимпиады.

Что же будет с Устюговым?

• Важно понимать: о проблемах Устюгова стало известно не вчера и даже не месяц назад. IBU открыл дело еще весной 2017-го. С тех пор прошло полтора года!

«IBU передал информацию о абнормальных показателях паспорта крови Устюгова еще год назад, – говорил экс-президент СБР Александр Кравцов перед тем, как срулил из биатлона. – Никто ничего не скрывал. Нами ведутся исследования показателей биопаспорта, они еще не закончены».

• Впрочем, обвинения строятся не на повышенном уровне гемоглобина (из-за него могут быть вызваны резкие или, наоборот, незначительные изменения в биопаспорте крови), а на проверке показаний Родченкова и новых данных, которые WADA и IBU получили из украденной базы Московской антидопинговой лаборатории.

• Все претензии – не к 2010 или 2011 году, где Устюгов выиграл личные медали, а к 2013-2014 гг.

Если Евгения признают виновным, то его дисквалификация начнется с 2013 года. А последующие результаты (в том числе, олимпийская эстафета) будут аннулированы.

• Конечно, никто не отберет олимпийское золото на предстоящих Исполкоме (6 сентября) или Конгрессе IBU (7-9 сентября). У Международного союза пока нет юридических оснований.

Процедура, как всегда, долгая и непростая:

1) До 9 сентября (как раз в этот день и закончится Конгресс в Порече) спортсмены должны уведомить IBU о своем согласии/несогласии с обвинениями.

2) Если спортсмены не согласны и готовы предоставить доказательства невиновности, антидопинговый комитет IBU будет дальше рассматривать их дела.

3) И даже если антидопинговый комитет не пересмотрит свое решение, на этом дела не закроются. Биатлонисты могут подать апелляцию в Спортивный арбитражный суд (CAS) и другие инстанции.

То есть процесс можно затянуть или вообще, учитывая особенности дела, подать личный иск против Родченкова. Так, например, сделали Романова, Вилухина и Зайцева, чьи дела до сих пор не рассмотрены Верховным судом Нью-Йорка. Хотя прошло уже больше полугода.

У Родченкова, а также в кейсе Московской лаборатории много тузов (60 или даже 65). Устюгов – только первый. Это новая проверка нашего спорта на реакцию. Что будем делать – сдадимся или повоюем? Найдем ли контраргументы?

РУСАДА в ходе собственного расследования обнаружило 100 тысяч допинг-протоколов, которые с 2011 по 2015 гг. не были внесены в систему ADAMS. Эти данные якобы могут снять подозрения с некоторых российских спортсменов, упомянутых в украденной базе.

• И все же – обвинять во всем WADA, которое прессует федерации архивными данными Московской лаборатории, не стоит. IBU в случае Устюгова проводило собственное расследование.

Международный биатлонный союз (к слову, единственный среди зимних федераций) еще 1,5 года назад нанял независимую рабочую группу, которая работала с докладом Макларена и взаимодействовала по всем вопросам с WADA и МОК. В эту группу входят квалифицированные специалисты – юристы, спортивные врачи, лабораторные эксперты.

Этот процесс был инициирован еще Бессебергом. Сейчас ему дали мощный ход: возможно, чтобы успеть к конгрессу. А возможно, и нет. Искать заговоры – не самое правильное в нашей ситуации.

СБР нужно действовать. И своя независимая рабочая группа (с хорошими юристами, медиками, пиарщиками) точно не помешала бы. В информационном поле наш биатлон вновь провалился. На этом поле просто никто не работает.

Чего ждать от предстоящего Конгресса IBU?

Он во многом определяющий для России: там решат, восстанавливать ли в правах СБР и, возможно, все же вынесут решения по длинному допинговому шлейфу. Сегодня – в основном неформальная часть с первыми контактами, ключевой для нас вопрос рассмотрят в четверг или пятницу.

С декабря статус России понижен до временного членства – такой была реакция IBU на отстранение ОКР от Олимпиады-2018. Наша сторона пока лишена права голоса и возможности выдвигать своих представителей в руководящие органы Международного союза – небывалый случай.

С момента основания IBU в 1993-м первым вице-президентом всегда был человек из России: Маматов, Тихонов, Кущенко, Майгуров (действующий); а есть еще технический, медицинский и другие комитеты, где мы в последние годы теряли позиции.

Зимой СБР выдвинули три условия разбана: отсутствие допинговых случаев за год, помощь по всем расследованиям, восстановление статуса ОКР – все требования выполнены. Расклад портят свежие допинг-подозрения: дела против Устюгова и остальных хоть и не относятся к 2018-му, наверняка влияют на настроения перед Конгрессом.

Если СБР не восстановят в правах, это будет не только имиджевым, но и стратегическим поражением. Свои люди в руководстве всегда нужны – продавливать выгодные для страны предложения и блокировать невыгодные. О большинстве таких мы даже не узнаем – но, например, Майгуров, еще работая в техкоме, отложил серьезные изменения в регламенте, к которым Россия не была готова.

В мировом биатлоне вот-вот сменится власть, и при худшем раскладе первые реформы на всех уровнях организуют без нашего участия.

Жесткие санкции за допинг-историю не исключены, но маловероятны: штраф, перевод в нейтральный статус с частичным допуском (как у легкоатлетов), ограничение по квоте etc – таких вопросов на повестке нет.

Возвращение топ-стартов в Россию – тоже не тема для Конгресса; в ближайшие два года большой биатлон к нам точно не заглянет. Что потом, больше зависит от судьбы РУСАДА – восстановят или нет.

Важнее всего другое: даже если СБР оставят во временном статусе, это пока не повлияет на команду. Весь прошлый сезон, несмотря на временный статус федерации, наши биатлонисты выступали на Кубке мира под флагом России, без каких-либо ограничений. Но если допинговая лавина не остановится, IBU наверняка задумается о внеочередном исполкоме ближе к зиме – и вот там могут наказать крайне жестко.

***

Александр Привалов (слева) и Виктор Маматов едут на конгресс IBU

Владимир Драчев перед выездом в Хорватию оптимистичен, хотя провел последние месяцы пассивно. Вся дипломатия свелась к нехитрому ходу: вместе с ним и Сергеем Чепиковым на Конгресс выехали заслуженные Виктор Маматов и Александр Привалов (на двоих им 166 лет). Их задача – символизировать перемены в СБР и перетягивать недоброжелателей на свою сторону.  

UPD. Привалов не поможет на Конгрессе – он попал в больницу, на восстановление потребуется не меньше 10 дней.

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов (1,2); en.wikipedia.org/Flickr.com/wallyg; biathlonworld.com; biathlonrus.com/Evgeny Tumashov