Артефакты. Зал № 5. Демократы 1 (Olympic, Breakout, Щурците, Metro, Time)
Зал № 1 (Count Five, May Blitz, Arzachel, Asylum Choir, The Third Bardo)
Зал № 2 СССР (Сокол, Аргонавты, Садко, Скифы, Оловянные солдатики)
Зал № 3. Британия 1 (The Creation, The Poets, The World Of Oz, Hard Meat, Pinnacle)
Зал № 4. США 1 (Third Power, Ultimate Spinach, Conquerroо, The Music Machine, Stepson)
Уважаемые посетители виртуального музея музыкальных артефактов! После продолжительного перерыва мы возвращаемся к нашим экскурсиям и сегодня попадаем в Восточную Европу. Разделение мира на два лагеря - капиталистический и социалистический, произошедшее после окончания Второй мировой войны, имело не только геополитическое, но и идеологическое значение. Основным орудием "холодной войны" на идеологическом фронте являлась культура, в первую очередь, массовая, имевшая наибольшее влияние на людей.
Страны Восточной Европы, находившиеся в так называемом "социалистическом лагере", перенимали западную культуру, в частности, музыку куда более активно, чем Советский Союз. Пока наши первые ВИА на рубеже 60-70-гг. пытались копировать Beatles образца 63-64 гг., рок-группы из Польши и Венгрии уже записывали прог-рок-композиции в духе Pink Floyd. Естественно "демократы" котировались ниже звездных коллег из Англии и США, но для советских меломанов и музыкантов, творчество групп из Восточной Европы имело большое значение. Показатель того, что даже в условиях идеологического давления можно делать так, как на Западе. Не в один-в-один, конечно, но хотя бы, что-то похожее.
Примечательно, что стремясь подражать в плане музыки и внешнего образа, западным группам, команды из Восточной Европы стремились сохранить аутентичные черты. Пели не только на английском, но и на своем родном языке, иногда использовали какие-то этнические мотивы. В целом "социалистический рок" был ярким, самобытным и довольно масштабным явлением, которое невозможно осветить в рамках одного поста. Поэтому ниже я приведу пятерку команд из разных стран, которые были и остаются достаточно известными у себя на родине и среди меломанов, но не являются группами первого эшелона, такими как польские "Czerwone Gitary" или венгерская "Omega". Подчеркиваю, что речь идет о 1960-х - 1970-х гг.
Olympic
Город: Прага (Чехословакия/Чехия)
Годы активности: 1962 - наст. вр.
Рекомендовано к прослушиванию: "Zelva" (1968), "Ptаk Rosomаk" (1969)
Одна из наиболее популярных рок-групп в истории чешской музыкальной сцены была основана в 1962 году под названием Karkulka, а с 11 ноября 1963 г. по сегодняшний день – Olympic. Фронтменом группы и единственным бессменным участником с момента основания до наших дней является певец, гитарист и композитор Petr Janda/Петр Янда. Первые выступления Olympic состоялись в театре «Semafor», где начиналась карьера многих известных чешских музыкантов и певцов. Первоначально команда исполняла традиционный для того времени эстрадный поп, но после того, как "битломания" докатилась до Чехословакии, музыканты Olympic сосредоточились на биг-бите. За несколько лет музыканты выпустили большое количество синглов, некоторые из которых имели особый успех: «Dej Mi Vic Sve Lasky», «Snad Jsem To Zavini Ja», «Modrave Mameni».
В период "пражской весны" 1968 года на волне всеобщей демократизации у группы вышел первый полноценный альбом - Zelva, ставший поворотным событием в истории чешского рок-н-ролла. Музыкальный материал этой пластинки представлял собой интересный симбиоз из среднетемпового бита, сложных инструментальных аранжировок и блюзовых гармоний. При этом группа пела преимущественно на родном языке, что придавало их песням особый колорит.
Новость о вторжении войск Варшавского договора в Прагу в августе 1968-го музыканты Олимпика встретили во Франции, где находились с гастролями. В то время им поступило немало выгодных предложений о сотрудничестве на Западе, но музыканты приняли решение вернуться домой. Спустя год они выпустили новый лонгплей Ptak Rosomak, также имевший крупный успех среди меломанов. В последующие годы состав группы часто менялся, музыканты экспериментировали с различными стилями - от хард-рока до эстрадного поп-рока. Группа до сих пор дает концерты, но именно старые хиты с первых пластинок Олимпика остаются их главным достоянием. Слушаем композицию "Dedeckuv duch" с их дебютного альбома.
Breakout
Город: Жешув (Польша)
Годы активности: 1965-1982
Рекомендовано к прослушиванию: Blackout (1967), Na drugim brzegu tęczy (1968), 70a(1970), Blues (1971)
Среди большого количества исполнителей польской рок-сцены 60-70-х гг. выделяются три имени: Чеслав Немен - талантливый вокалист, композитор и аранжировщик, Северин Краевский - лидер самой популярной польской группы "Червоны гитары" и герой нашего поста Тадеуш Налепа. Он начал свою карьеру с выступления на Втором Фестивале молодых талантов в Щецине в 1963 году, где вместе с яркой вокалисткой Мирой Кубачиньской обратил на себя внимание публики. Двумя годами позже он основал свою первую группу под названием “Blaсkout”. Команда, игравшая «биг-бит» и блюз-рок с элементами психоделии, стала популярна у публики. В 1967 году "Blackout" выпустили одноименный лонгплей, сопровождавшийся несколькими хитовыми синглами: «Anna», «Wyspa» и «Te bomby lecą na nasz dom».
В 1968 году Налепа по совету своего менеджера и друга Франтишека Валицкого изменил название группы. "Blaсkout" (Затмение) превратились в "Breakout" (Прорыв). Главным ориентиром в музыке для Налепы были британские команды, выросшие на американском черном блюзе, - ранние "The Rolling Stones", "Animals" и, особенно, "Cream", чья пластинка "Disraeli Gears" буквально очаровала Тадеуша и окончательно убедила его в том, что блюз - это его судьба. В феврале 1968 года Breakout дали свой первый концерт на польском музыкальном шоу Musicorama. Затем группа в течение нескольких месяцев давала концерты в голландских клубах, где их принимали за британцев. В репертуаре, помимо своих песен, были каверы Cream и Vanilla Fudge.
В январе 1969 года был выпущен их дебютный лонгплей «Na drugim brzegu tęczy» (На другом краю радуги). Качественный блюзовый материал пластинки был дополнен флейтой и саксофоном в исполнении польского джазового виртуоза Влодзимежа Нагорного, что придало альбому прогрессивного саунда. В опросе читателей журнала «Музикорама» альбом был признан «пластинкой года», а Тадеуш Налепа окончательно утвердился в статусе "отца польского блюза". Одновременно с ростом популярности группы на нее стало усиливаться давление со стороны официальных властей. Участников группы критиковали за внешний вид, образ жизни и "пропаганду капиталистических ценностей", их записи были запрещены на радио и телевидении.
Однако группа, в которой регулярно менялся состав ритм-секции, продолжала записывать новые блюзовые альбомы: "70a" (1970), "Blues" (1971), "Karate" (1972). Параллельно с работой в "Брейкаут" Налепа писал материал для сольных проектов Кубачиньской (альбомы «Mira» (1971) и Ogień (1973)), исполненных в поп-роковом стиле. Группа распалась в 1982 году, но несколько раз возрождалась для участия в различных концертах и фестивалях. Впоследствии Налепа выпустил несколько сольных альбомов, Кубачиньска также работала с различными командами. После смерти Налепы (2007 год) в Польше ежегодно проходит фестиваль Breakout, посвящённый его памяти и памяти Миры Кубачиньской (умерла в 2005 г.). С дебютного альбома Breakout слушаем трек Poszlabym Za Toba ("Я Бы Пошла За Тобой") - породистый блюз-рок, дополненный красивым соло на флейте.
Щурците
Город: София (Болгария)
Годы активности: 1967 - наст. вр. (с перерывами)
Рекомендовано к прослушиванию: Щурците (1976)
История самой долгоиграющей болгарской рок-группы началась в 1967 г. с встречи Кирилла Маричкова и Петара Цанкова, игравших в группе «Бундараци», с Петром Гузелевым и Веселином Кисёвым из команды «Братья Солнца». Первоначально у группы не было названия, но в результате долгих обсуждений музыканты выбрали "Щурците" (Сверчки). Концертная дирекция отказалась зарегистрировать группу с таким названием, вероятно, из-за ее сходства со знаменитыми «Жуками» (неправильный перевод The Beatles) из Ливерпуля, само имя которых было крамольным для социалистического руководства Болгарии.
Первым признанием для группы стало первое место на конкурсе "Золотой Орфей" за песню "Бяла тишина", исполненную совместно с Георгием Минчевым в 1967 г. Через несколько лет, в 1976 году, сформировался состав «Щурците», который будет неизменным в течение более 20 лет: Кирил Маричков - бас, вокал, Петър Гюзелев - гитара, вокал, Владимир Тотев - клавиши, вокал, Георги Марков - ударные.
В том же 1976 г. был записан первый лонгплей группы с одноименным названием, в который вошли песни, ставшие впоследствии хитами болгарского рока: "На Прага", "Дяволски Сезон", "Говори Се За Нещо" и др. Популярность группы достигла своего пика в 80-х., Щурците, исполнявшие "классический рок" с элементами прогрессива, дали более 2500 концертов при переполненных залах. Впоследствии активность группы то нарастала, то замирала, изменялся и состав. В последний раз "Сверчки" во главе с Маричковым собирались вместе в 2017 г. Слушаем трек с их первого студийного альбома под названием "Обич" (Любовь).
Metro
Город: Будапешт (Венгрия)
Годы активности: 1960-1972 гг.
Рекомендовано к прослушиванию: Metro (1969), Egy este a Metro Klubban…(1970)
История этой венгерской рок-команды началась в 1960-м году, когда гитарист Зоран Стеванович создал группу «Zenith». В состав этой группы вошли брат Зорана - Душан Стеванович (гитара), Андраш Рудош (пианино), Золтан Элекеш (саксофон), Била Мако (бас-гитара) и Иштван Балинт (барабаны). Музыканты исполняли хиты зарубежных исполнителей, таких как «Shadows», «Ventures», Рой Орбисон, которые в то время не выпускались в Венгрии и были неизвестны публике. Музыканты часто слышали песни этих исполнителей в передачах разных западных радиостанций, в том числе «Радио Люксембург». По итогам успешной деятельности музыканты переименовали свою группу в «Metro» по названию известного танцевального клуба в Будапеште.
В 1966 г. на конкурсе лучших бит-групп Венгрии Metro заняли второе место (вслед за "Illes"), получив награду "Серебряная гитара", В 1969 г. музыканты записали дебютный альбом «Metro», материал которого содержал несколько хитов: «Citromizu banan», «Maria volt» и «Ulok egy rozsaszinu kadban». А ещё год спустя вышел первый концертный альбом группы «Egy este a Metro Klubban…», который был признан № 5 среди альбомов в общенациональном чарте. Композиция «Kocos kis ordogok» стала большим хитом в Венгрии. Композиции группы имеют битовую основу, но имеют оттенок прогрессива: сложную структуру, отсылки к симфонической музыке, активное использование клавишных и духовых.
Зоран Стефанович в 1970-1971 гг. несколько раз предпринимал попытки изменить состав группы, но они не были продуктивными. В 1972 г. он распустил всю команду, признав, что у нее не осталось перспектив, и сосредоточился на сольной карьере. Слушаем трек с дебютного альбома группы под названием "Okos Szamár" (Умный осел).
Time
Город: Загреб (Югославия/Хорватия)
Годы активности: 1971-1977
Рекомендовано к прослушиванию: Time (1972)
Лидером и основателем этой самобытной команды был популярный в Югославии музыкант Адольф "Дадо" Топич, до этого певший и игравший в сербской группе "Korni". В 1971 году в возрасте 22 лет он переехал из Белграда в Загреб и вместе с 24-летним предпринимателем продюсером Владимиром Михалеком основал группу, куда позвал лучших местных музыкантов - гитариста Ведрана Божича, считавшего своими кумирами Хендрикса и Клэптона, клавишника Тихомира "Попа" Асановича, которого называли македонским Джимми Смитом (американский джазовый органист - прим. авт.), флейтиста Брейна Ламберта, басиста Марио Маврина и барабанщика Ратко Дивьяка. Формально это была "супер-группа", так как все музыканты имели опыт выступления в других командах.
В 1972 году Time выпустили первый одноименный альбом, причем тираж составил всего 500 копий, так как местная звукозаписывающая компания Jugoton не ожидала никакого коммерческого успеха. Действительно, кто мог подумать, что прогрессив-рок будет иметь популярность в тогдашней Югославии?! Однако в меломанской среде альбом, состоявший из пяти длинных композиций с богатыми аранжировками и сложной структурой, пользовался большой популярностью.
В начале 70-х гг. прогрессив-рок активно развивался не только в Британии, но и в других западноевропейских странах - Италии, Франции и, особенно, Германии, где возник свой жанр - краут-рок. Постепенно эти тенденции дошли и до Восточной Европы, самым известным представителем жанра стала венгерская Omega. Дебютный альбом Time со временем обрел культовый статус в Югославии, было выпущено несколько переизданий альбома, в том числе расширенных, с добавлением бонус-треков - синглов, которые были выпущены группой в то время. В 1998 году он занял 3-е место в списке 100 величайших альбомов югославской поп- и рок-музыки.
После нескольких кадровых изменений группа выпустила в 1975 году второй альбом с незатейливым названием "Time II". Эта пластинка была более "тяжелой", ориентирована на хард-рок, с несколькими хорошими балладами, в которых используется меллотрон . Еще через год был выпущен третий альбом "Život u čizmama sa visokom petom" в стиле jazz-funkа, после чего группа распалась. Слушаем композицию с их дебютного альбома под названием "Za koji život treba da se rodim" (За какую жизнь я должен родиться) - мощный 10-минутный трек в стиле Дип Перпл, но со своей изюминкой.
На этом знакомство с пятым залом подошло к концу.
Всем спасибо за внимание!
До встречи!