6 мин.

Халвард Ханеволд: «Бьорндален отыщет новую стратегию возвращения на вершину»

Менее года назад биатлонист Халвард Ханеволд, 18 лет входивший в состав сборной Норвегии по биатлону, завершил в Ханты-Мансийске свою профессиональную карьеру, сумев в 40 лет в 40-й раз взойти на пьедестал почета на этапе Кубка мира. Теперь норвежский ветеран вновь оказался в знакомом городке Западной Сибири, но на этот раз уже совсем  в другой ипостаси.

На Олимпиаде в Ванкувере норвежец был самым взрослым участником, завоевавшим «золото». После завершения спортивной карьеры 41-летний Ханеволд стал работать комментатором в Норвежской телерадиовещательной корпорации (NRK). Трехкратный олимпийский чемпион и пятикратный чемпион мира ведет из Ханты-Мансийска радиорепортажи.

– Именно здесь менее года назад вы завершили свою карьеру. Теперь вы снова сюда вернулись, но уже совсем с другой целью. Какие у вас впечатления?

– Самые приятные! Ханты-Мансийск мне всегда нравился. В 2003 году я стал здесь чемпионом мира, а в прошлом году, в последнем в своей карьере соревновании, занял третье место. Даже в самом сладком сне мне не могло привидеться, что последний год в моей жизни сложится так удачно. Хорошо знаю, насколько тонка грань между успехом и неудачей. Я хорошо потрудился и очень горжусь тем, чего мне удалось достичь за последний в своей карьере сезон. Завершить карьеру на пике – это лучший вариант.

– Сейчас, когда вы приехали сюда без лыж и ружья за спиной, чтобы бороться за медаль, вы испытываете какие-то другие чувства?

– Да, это немного странное ощущение. Честно говоря, сейчас особого волнения я не испытывал. Раньше, отправляясь на ЧМ, всегда возникало ощущение, что я еду делать что-то очень важное. Теперь просто чувствовал, что для меня это новый вызов, потому что я знал, что работы здесь будет много, и из-за этого немного нервничал. Но это было совсем другое волнение, нежели то, когда едешь на чемпионат сражаться за медаль.

– Чем вы занимались после завершения спортивной карьеры?

– Создал свою консультационную фирму, читал лекции (Ханевольд изучал в университете экономику. – прим. редактора), работал в NRK комментатором на радио и на телевидении. Кроме того, у меня есть и  другие проекты.

– Иногда скучаете по соревнованиям Кубка мира?

– Быть успешным спортсменом очень приятно, если ты знаешь, что трудишься во имя конкретной цели – в некотором смысле это упрощает жизнь. Иногда я скучаю по этому состоянию и тем ощущениям, которые испытываешь после очень удачных соревнований, скучаю по тому азарту.

При этом я достиг той точки, когда понял, что пришло время заканчивать карьеру. Сейчас в своей жизни я ничего не хотел бы менять, однако есть, конечно, определенные вещи, так сказать, из прошлой жизни, которых в нынешней жизни мне не хватает.

– Все-таки вы не смогли окончательно расстаться с биатлоном и стали работать спортивным комментатором.

– Да, это всегда было моей целью – найти себе такое занятие, которое позволило бы быть в курсе происходящего в биатлоне, и общаться в дальнейшем со всеми людьми, с которыми был вместе много лет. Биатлон – это значительная часть моей жизни, я занимался этим видом спорта профессионально с 20 лет и поэтому просто не мог остаться в стороне.

– Перед своим первым репортажем вы нервничали?

– Конечно! Я ведь раньше никогда ничем подобным не занимался, и когда подумал, что меня будут слушать не менее нескольких тысяч человек, а, может быть, даже миллион, я занервничал, потому что очень не хотелось чего-нибудь перепутать.

– В роли комментатора этот вид спорта видится вам несколько иначе, нежели в роли спортсмена?

– Я понял, что как у комментатора мои ожидания больше, от спортсменов я жду  слишком многого. И когда норвежцы не попадают на пьедестал почета, я разочарован. В то же время приходится все время себе напоминать, как это сложно, и как  нужно трудиться, чтобы попасть хотя бы в первую десятку.

Думаю, что, критикуя нынешних биатлонистов, как бывшему спортсмену важно не забывать свой собственный опыт и помнить, что я сам не всегда был совершенен. Причем теперь это моя работа – комментировать, и я должен откровенно говорить, что спортсмены делают хорошо и что – плохо. Я должен быть честным, а не приукрашивать действительность.

– Благодаря работе комментатора, не стали ли вы другими глазами смотреть на деятельность журналистов?

У меня и раньше было вполне нормальное представление о том, какими должны быть взаимоотношения спортсмена и журналиста, но сейчас я понял, насколько важно для журналиста, чтобы спортсмен был честен, открыт и имел желание общаться.

При этом я вижу, что не все журналисты понимают, что спортсмену необходимо время и на самого себя. Для спортсмена самое важное сосредоточиться на состязании, но часть журналистов полагает, что важнее всего что-то писать о спортсменах. Думаю, что истина находится где-то посередине между этими крайностями.

– Норвежские биатлонисты постоянно лидируют и в этом году. Как бы вы объяснили успехи Норвегии? Хорошая система или же талантливые спортсмены?

У нас долгое время была очень сильная сборная, в которой молодежь могла выступать с более старшими и опытными, благодаря этому все они становились лучше, например, Тарьей и Эмиль. У нас немало хороших спортсменов, хорошая система, множество спонсоров, достаточно денег, благодаря всему этому мы и добиваемся успехов. Вдобавок, и в самой сборной жесткая конкуренция, которая вынуждает всех еще больше выкладываться.

– Стало ли для вас сюрпризом, что Тарьей Бо оказался таким сильным?

– Должен признать, что это действительно так. Я очень горжусь им и не только потому, что он провел несколько великолепных состязаний, но, скорей, даже по причине того, что он был лучшим в течение всего сезона, он был лидером и в декабре, и сейчас  он в числе лучших. Немного найдется соревнований, на которых он не попал в пятерку сильнейших, это весьма впечатляющая статистика.

Но причина в том, что у него очень хорошая подготовка, он много тренировался летом, он силен физически и стреляет отлично. Он очень положительный человек и спокойно относится к делу, он не позволяет себе переживать из-за медалей, кажется, что он черпает энергию отовсюду. Ему нравится в биатлоне все – тренировки, отдых, соревнования, стрельба в условиях стресса, внимание, девчонки, призовые – все!

– У Уле Эйнара Бьорндалена, прозванного королем биатлона, дела в спринте и гонке преследования сложились не самым лучшим образом, уже слышны разговоры о том, что его карьера клонится к закату.

– Нет, это не так. Сейчас у него есть определенные трудности, может быть, уже на чемпионате мира он сумеет преодолеть это состояние, а если нет, то обязательно сделает это весной или летом, он отыщет новую стратегию возвращения на вершину, и я убежден, что именно это он и проделает в грядущем сезоне.

Я знаю это по своему опыту: 2006 год был для меня хорошим, а следующий сезон сложился плохо. Я уже начал думать о том, что, может, уже слишком стар и все кончилось, но я поставил себе новую цель – попасть в 2010 году в Ванкувер. Я для себя все переосмыслил и вышло все удачно.

По материалам Postimees.ee.