Жуткая облава в биатлоне: опять русский допинг
Полиция, обыски в IBU и, конечно, Родченков.
У мирового биатлона серьезные неприятности: накануне полиция Австрии обыскала штаб-квартиру Международного союза (IBU) в Зальцбурге. Последствия рейда могут быть чудовищными – для России в том числе. А может даже, для нее в первую очередь.
Что известно прямо сейчас.
• Операция связана с подозрениями руководства IBU в коррупции при распределении телеправ (в обход антимонопольного законодательства) и, главное, в допинговых вопросах.
Полиция проверила компьютеры, изъяла часть документов и опросила чиновников Союза. Среди них точно были главные фигуранты дела: бессменный президент, 72-летний норвежец Андерс Бессеберг, а также генеральный секретарь Николь Реш. На время расследования Реш передала полномочия исполнительному директору IBU Мартину Кюхенмейстеру.
• Следствие предполагает, что чиновники IBU за деньги скрывали факты применения запрещенных препаратов некоторыми спортсменами – вскоре WADA подтвердило, что обыски связаны именно с допингом.
Норвежская полиция, пришедшая на помощь силовикам Австрии, тоже выступила с заявлением: ведется расследование в отношении гражданина Норвегии (разумеется, Бессеберга), который совершил экономическое преступление.
• Бессеберг даже нашел время для комментария – и стало понятно, что русскому биатлону тоже есть о чем переживать:
«Утверждается, что российские биатлонисты с подозрительными показателями крови получали возможность соревноваться, что является нарушением австрийских антидопинговых законов и кодексов WADA. Я полностью опровергаю это. Когда есть подозрительные значения крови, эти тесты автоматически отправляются в лабораторию в Осло для оценки».
• Самое жуткое для нас, что речь идет не о каких-то давних пробах – под подозрением анализы, сданные русскими биатлонистами на ЧМ-2017 в Хохфильцене (Австрия). Пора напомнить, кто там бежал.
Мужчины: Антон Шипулин, Антон Бабиков, Максим Цветков, Алексей Волков, Александр Логинов, Евгений Гараничев. Матвей Елисеев и Дмитрий Малышко значились в заявке, но не выступили ни в одной гонке.
Женщины: Ольга Подчуфарова, Татьяна Акимова, Ирина Старых, Светлана Слепцова и Ирина Услугина. Дарья Виролайнен и Екатерина Глазырина не стартовали.
По информации норвежских медиа, 17 из 22 наших биатлонистов, выступавших в сезоне-2017/18 на Кубках мира и IBU, принимали допинг.
• Пара фактов. Из всей заявки на Хохфильцен комиссия МОК пригласила на Олимпиаду-2018 только троих: Елисеева, Бабикова и Акимову – выходит, только в их отношении не возникло подозрений. Плюс Ульяну Кайшеву, которая позапрошлой зимой была далека от основы.
Больше того, на самом старте ЧМ-2017 Екатерину Глазырину сняли со спринта и отстранили от соревнований в связи с допинговыми подозрениями. Спортсменка больше года не выступает, ее не слышно и не видно – ни решения, ни пояснений по ней тоже нет.
Зачем вообще Глазырину привезли на ЧМ-2017, если знали о проблемах?
• Редкая новость о русском допинге обходится без реплик Григория Родченкова – человек в маске вроде как помогает расследованию в биатлоне. По словам профессора, Бессеберг годами получал взятки из России, подробно описан случай 2013-го: за несколько сотен тысяч евро норвежец закрыл глаза на нетипичные показатели в паспортах крови.
«По непонятным причинам IBU вообще не хотел расследовать эти экстремально аномальные отклонения в биопаспортах у русских.
После Сочи-2014 все стало еще хуже. IBU просто брал «грязные» паспорта у русских и делал их «чистыми» или просто прятал. Кто должен быть наказан за это? И IBU, и Россия. Все они виноваты».
По Родченкову, почти половина российских биатлонистов употребляла допинг. Среди них – двукратный олимпийский чемпион Евгений Устюгов, завершивший карьеру в 2014-м. Как сообщают французские журналисты, у него были аномальные показатели крови с 2010 года – WADA уже открыло дело против Устюгова.
• Андерс Бессеберг считается пророссийским чиновником, несмотря на обилие дисквалификаций наших гонщиков. Очень популярно мнение, что и в сезоне-2008/09, и в сезоне-2013/14 бан получили значительно меньше русских биатлонистов, чем стоило бы наказать.
Допинг в олимпийском биатлоне: трое наказаны, трое ждут
Самые свежий пример лояльности Бессеберга – сохранение этапа Кубка мира в Тюмени этой весной. На исполкоме IBU шла жесткая дискуссия, но гонки не перенесли в другое место – во многом благодаря норвежскому президенту.
Несколько лет назад Тюмень выиграла право провести ЧМ-2021 – как предполагается в расследовании, победу обеспечили взятки членам конгресса IBU от 25 до 100 тысяч евро. К слову, турнир уже отняли – в связи с докладом Макларена.
Сумма коррупции Бессеберга оценивается в 300 тысяч евро, возможный вердикт – 5 лет тюрьмы. За допинг – до 3 лет. Расследование касается не только мошенничества с запрещенными препаратами, но и неких подарков: причем если допинговая часть относится к 2017-му, то обвинения в коррупции – к 2012-му.
• У многих биатлонистов доверие к Бессебергу на нуле: он руководит Союзом со дня основания (то есть со дня отделения от федерации пятиборья) – 25 лет и, как полагают спортсмены, за это время у него скопилось много нехороших секретов.
Бойкот этапа в Тюмени со стороны Канады, Чехии, США и в меньшей степени Украины – сигнал не только России, но и Бессебергу. Некоторые биатлонисты намекают, что работа IBU в вопросах антидопинга могла бы быть жестче и эффективнее. Некоторые критикуют открыто: в прошлом сезоне Габриэла Коукалова демонстративно не пожала руку президенту на награждении – как раз из-за пассивности в борьбе с допингом. Олимпийский чемпион Себастьян Самуэльссон давно требует смены руководства IBU.
Выборы президента в конце августа-начале сентября: постаревший Бессеберг рад бы выйти на пенсию, но преемника нет – а оставлять в кресле чужого, видимо, рискованно.
UPD. Андерс Бессеберг ушел в отставку с должности президента IBU.
Фото: foursquare.com/Jure Chmel; globallookpress.com/Martin Schutt/dpa-Zentralbild/dpa, Tobias NykaNen/Bildbyrån; nrk.no/Lars Thomas Nordby; globallookpress.com/Sammy Minkoff/imago
давно требует? да мы его ток увидели недавно, в школе требовал что ли? чушь не пишите
До этого аналогичным образом поступили с Блаттером.
Безотносительно того, брали ли они взятки или нет. Кто-то реально верит в то, что это только Россия такая "плохая", а все остальные чистые-пушистые?
Единственное, что мог делать ИБУ - по-тихому, под предлогом болезней, отстранять спортсменов от соревнований на время, а не дисквалить их сразу. Но это его, ИБУ, право, определять меру наказания спортсменов. Причем, результаты анализов в первую очередь проходили через многолетнего руководителя медицинского отдела ИБУ канадца Каррабре, он первый получает все данные от лаб, и, следовательно, несет ответственность за происходившее (хотя бы за молчание) наравне с Бесом и Реш.
Однако, его никто не то что не трогает, а вообще не упоминает, даже наши правдорубы Павел Копачев с Вячеславом Самбуром ФИО Джеймса никак не обнародовали.
Ну, давайте, напрягите свой неватный мозг, ответьте мне на вопрос, почему?