4 мин.

Он был особенным 18 лет назад

Уле К Сагбаккен

Фото Эспена Кристегорда и NTB Scanpix

Adressavisen, 09.04.2018

 

1

Старший брат Мортен Хегле Свенсен рассказывает, почему Эмиль  стал одним из лучших биатлонистов мира.

-Эмиль долго был маленького роста и ниже всех в своем классе. Однако, когда он внезапно выиграл региональную гонку, я понял, что вот-вот что-то произойдет, рассказывает Мортен Хегле Свенсен Adressavisen.

И продолжает:

-У него была фантастическая карьера.

Зима 2000 года, региональная гонка для 13-14 летних биатлонистов в Нурфьордэйде. Это была индивидуальная гонка, и, согласно статье, опубликованной Aftenposten  в 2009, «рослый 14-летний подросток пришел к финишу с солидным запасом времени».

Он уже был заранее провозглашен победителем. Даже диктор на стадионе объявил об этом. Малыш из Trondhjems skiskyttere, которого побеждали все и всегда, получивший  и в этой гонке невыгодный дальний номер, совершенно выпал из поля зрения. Эмиль Хегле Свенсен, 14 с половиной лет, последние недели тренировал стрельбу, пользуясь советами  более взрослых парней, товарищей по клубу. И он прорвался к победе.

Некоторое время спустя старший брат Мортен, который сам тренировался в том же клубе, понял, что у братишки есть талант. Талант, который позже завоюет 4 олимпийских золота, 12 золотых медалей Чемпионатов мира и 36 побед на Кубке мира. Сегодня этот талант является вторым  из знаменитых биатлонистов Норвегии и вторым из известных спортсменов-олимпийцев Трённелага. И вот теперь, в возрасте 32 с половиной лет, он сказал, что этого достаточно.

-Было что-то особенное в  том, как Эмиль работал в своей повседневной жизни все эти годы, с самой юности. Он рано начал мыслить системно и очень хотел получать советы от старших по возрасту спортсменов, говорит старший брат Мортен.

Он не хочет предаваться спекуляциям на тему о том, чем сейчас займется его брат, но говорит, что уже какое-то время знал, что Эмилю не удалось вернуть мотивацию.

-Я не удивлен его решением. Нельзя продвигаться вперед, работая вполовину. Когда мотивации нет, невозможно мучить себя еще один сезон, говорит Мортен, не понаслышке знающий эту проблему.

-Да, было много забавных моментов, улыбается он.

И вот мы возвращаемся на 18 лет назад, в Нурфьордэйд. Согласно старшему брату, после этого многое изменилось. Когда Мортен перебрался в Лиллехаммер, младший брат начал систематически тренироваться в Тронхейме. В то время, как многие в этом возрасте думают о  количестве тренировочных часов, Эмиль думал о содержании этих часов. А уж когда младший  брат переехал в Лиллехаммер,  когда ему испольнилось 16, его талант стал проявляться еще ярче.

-Я учился  третий год в гимназии, когда Эмиль решил переехать. Когда я говорю о том, что он очень внимательно слушал советы старших и  обдумывал их, казалось бы, все должно было идти наоборот. На самом деле, это мы его больше слушали, говорит Мортен и иллюстрирует:

-У нас был режим  с шестью тяжелыми интервальными тренировками , и таким же числом  стрелковых тренировок и  щадящих тренировок в неделю. Часть из нас была довольна, когда приблизительно придерживалась этого графика, но большинство срывалось раньше. Я помню несколько случаев, когда мы сидели в машине и ждали, пока Эмиль еще тренировался. Потому что он ставил перед каждой тренировкой конкретную цель и не уходил, пока ее не добивался, будь то работа над лыжным ходом или стрелковая тренировка. Он не смотрел на часы. Он продолжал, пока не добивался того, чего хотел.

3

Он явно прогрессировал, и уже через полгода в Лиллехаммере младший брат обогнал старшего. Сам Мортен также обладал талантом и считался одним из самых быстрых биатлонистов в своем возрастном классе.

-Да. На лыжне Эмиль был  быстрее всех нас уже в первый год,  признается Мортен, который много лет жил вместе с Эмилем в Лиллехаммере, даже когда закончил карьеру в 22 года.

-Мы всегда были на связи, так что я первым узнавал о чем-то особенном, сказал Мортен, комментируя новость об уходе Эмиля в понедельник.

Спустя годы после того, как они жили вместе, Мортен создал семью и вернулся домой в Тронхейм. В течение нескольких лет он был шефом группы смазчиков, а этой зимой во время Олимпийских игр в Южной Корее работал экспертом-комментатором  канала  Discovery и присутствовал при том, как Эмиль завоевал свою личную бронзу. Так что можно сказать, что эти двое постоянно следуют друг за другом в своей взрослой жизни.

4

-Твое лучшее воспоминание?

-ЧМ в Эстерсунде в 2008,  когда он впервые выиграл в индивидуальной гонке, а затем разбил на финише  Уле-Айнара Бьорндалена в масс-старте. Вся семья следила за гонками, и это было неожиданно. У Эмиля тогда были уже победы на Кубке мира, но это же был Чемпионат мира, улыбается Мортен и добавляет:

-И еще – вершиной всего была победа в масс-старте в Сочи в 2014. Это вызвало взрыв эмоций, говорит Мортен, который в Сочи был главой смазчиков.