7 мин.

Гигант по имени Фуркад. Часть 5: Охотник. Часть 6: Человек слова

Часть 1: Начинающий чемпион

Часть 2: Олимпийский бог 

Часть 3: Каннибал

Часть 4Младший брат

Примечание: статья вышла до Олимпиады в Пхенчхане

Часть 5. Охотник

Как говорил Колюш: «Но когда же это закончится?» В свои 29 лет Мартен еще не поставил точку в карьере. Уже сейчас он демонстрирует исключительный характер. Он уже выиграл в целом всё, что можно. Есть только один человек в истории биатлона, который может смотреть на него свысока: Уле Эйнар Бьорндален.

Восьмикратный олимпийский чемпион, двадцатикратный чемпион мира и обладатель в сумме 95 побед, норвежец долгое время казался недосягаемым. Но начиная с 2010 годов биатлон породил нового монстра.

С точки зрения статистики, француз пока не дотягивает до уровня своего блистательного собрата. Особенно в том, что касается титулов Олимпиад и чемпионатов мира (статья была написана до Олимпиады в Пхенчхане – прим.). В Кубке мира, даже если у него меньшее число побед, невиданная стабильность француза уже позволила ему сравняться с Бьорндаленом по числу выигранных Кубков мира (6) и даже превзойти его по общему числу больших и малых глобусов: 26 против 25. В отношении Кубков мира нет сомнений, что Мартен далеко превзойдет Бьорндалена.

Но удастся ли Фуркаду стать величайшим биатлонистом всех времен, превзойдя недосягаемого Бьорндалена? И хочет ли он этого сам? Что заставляет Мартена Фуркада соревноваться? В любом случае, не погоня за историческим величием и рекордами. «На самом деле, рекорды - это больше трюки журналистов» - признался Мартен, когда мы попросили его высказаться на эту тему.

Но в то же время, сложно остаться полностью равнодушным к цифрам. При условии, что будут верно расставлены приоритеты, Мартен уточняет:

«Я никогда не мечтал о том, чтобы иметь больше побед, чем Бьорндален. Но по мере развития моей карьеры становится всё более увлекательным приближаться к его достижениям. С тех пор как ты завоевываешь первый Кубок мира, первый титул чемпиона мира, первый олимпийский титул, тебе становится нужна эта морковка перед носом для поддержания мотивации. Сейчас я рассматриваю это как удовольствие, увлекательную игру. Но я не стремлюсь кого-то превзойти».

Итак, средство оправдывает цель. Будучи охотником, что бы он сам об этом ни говорил, Мартен Фуркад в любом случае идет по следу скандинавского гиганта. Какой бы несерьезной ни казалась эта погоня, она может служить подпиткой на заключительном этапе карьеры. Ключевым моментом будет спортивное долголетие. Бьорндален стал олимпийским чемпионом в 40 лет, а в 43 года завоевал медаль на чемпионате мира. К счастью для него, Фуркад не нуждается в столь долгой карьере, чтобы достичь подобных высот.

Самый большой вызов, который мог бы обессмертить Мартена Фуркада на вершине исторической иерархии – это побить рекорд Бьорндалена в 95 побед, самое большое его достижение. На сегодняшний день каталонцу не хватает «всего лишь» 26 побед! Если он сохранит темп последних лет (10 побед в 2015-16, 14 в 2016-17, уже шесть этой зимой), цель не кажется недостижимой.

Помимо цифр, которые явно возносят Бьорндалена и Фуркада над остальными смертными, их спортивное наследие имеет и другой аспект: «Эти два парня продвинули вперед мировой биатлон», - говорит Венсан Дефран, - «Мартен с его невероятной требовательностью показывает пример остальным, которые пытаются за ним следовать. В этом сезоне Йоханнес Бо поднялся на его уровень, но здесь Мартен пожинает плоды собственных усилий, когда он толкал конкурентов к тому, чтобы пытаться его превзойти. То же самое в случае Бьорндалена, даже если его преимущество происходило больше из технического превосходства, использования новых методов как в лыжах, так и в стрельбе. Каждый из них по-своему двигал свою дисциплину к новым вершинам».

В этой области Фуркад уже равен Бьорндалену. Двигаясь вперед, он ведет за собой не только соперников и свою дисциплину, но также и тех, с кем он взаимодействует на постоянной основе. Стефан Бутьё подтверждает: «Мы не относимся к такому уникуму, как Мартен, иначе, чем ко всем остальным. Но мы сами должны быть безупречны в нашей работе. Члены команды, сервисеры – мы не можем позволить себе быть на среднем уровне в том, что касается подготовки к соревнованиям. Все должны показывать 100% того, на что они способны. В этом наш долг перед Мартеном».

 

Часть 6. Человек слова

9 февраля 2017 года, Хохфильцен. Команда Франции занимает второе место в смешанной эстафете на чемпионате мира, отвоевав его у России. На подиуме Антон Шипулин и Александр Логинов, звезды российского биатлона, отказываются пожать руку Мартену Фуркаду, обвиняя его в неспортивном поведении во время гонки. Не говоря ни слова, каталонец уходит с подиума. Это была кульминация конфликта, который нарастал в течение нескольких недель.

На самом деле, Фуркад стал мишенью для русских, когда в январе 2017 г. сделал жесткие заявления по поводу допингового скандала. Он назвал «маскарадом» реакцию IBU на доклад Макларена, в котором говорилось, что около 30 русских биатлонистов подозреваются в употреблении допинга. IBU ограничился тем, что аннулировал этап Кубка мира в России. «Я устал, раздражен и по горло сыт всем этим», - сказал тогда «номер первый», - «единственные, кто наказан этими псевдо-санкциями – это российские болельщики».

Мартен даже угрожал бойкотом Кубка мира, но затем передумал. «Я не собираюсь жертвовать собой во благо остальных, я не Лютер Кинг или Мандела», - заявил он. Определенно нет. Но Мартен Фуркад имеет вескую причину с такой яростью ввязаться в бой. Рискуя быть неправильно понятым. Его враг – допинг. Не Россия. Будучи страстным любителем спорта в целом и своей дисциплины, он не хочет видеть ее запачканной обманом или даже подозрением в обмане. «Когда дело касается его спорта, это его бесит», - уверяет Луи Абер.

Действуя таким образом, Мартен Фуркад ставит себя под удар. «Это требует энергии и несет в себе риски, и в некоторые моменты он заходит очень далеко», - говорит Венсан Дефран. Его слова ставят под удар не только его самого. «Это сложно для всей сборной Франции, потому что все заявления Мартена немедленно сказываются и на нас», - подтверждает Стефан Бутьё.

Но главный тренер от этого не перестает поддерживать лидера команды: «У нас одинаковые взгляды по главным вопросам. Это часть его личности. Лично я не могу и не должен объяснять ему, что он должен делать. Я восхищаюсь тем, как он себя ведет в данном вопросе».

Восхищается потому, что в конце концов, его подопечный мог бы загребать титулы, не пачкая руки в скандалах. Но его это не удовлетворяет. В его глазах биатлон важнее, чем он сам. В своем статусе он видит определенные обязанности. К его словам прислушиваются. Если он не будет бороться, то кто же тогда? «У него есть право», - рассуждает Дефран, - «Он лучший, и поэтому должен быть тверже остальных».

Вероятно, для него это также возможность доказать, что он нечто большее, чем просто чемпион, каким бы большим чемпионом он ни был. Он расширяет границы своего величия. Таково мнение Луи Абера: «Когда Мартен стал очень силен, он стал меньше обращать внимания на то, что происходит вокруг. Остались только соревнования. Это сделало его немного плоским, если глядеть снаружи; идеальным профессионалом, который побеждает, но мало говорит о чем-то другом. Думаю, в какой-то момент он захотел показать, что ему тоже есть что сказать, что он может занять свою позицию по важным вопросам. Он хочет показать, что заботится о развитии своего спорта и готов стать его «лицом».

И это неспроста. В данном случае природа сильнее, чем желание казаться. Потому что тот, кто высказывается, и есть истинный Мартен Фуркад. «Это самый настоящий Мартен. Когда ему есть что сказать, он говорит», - подтверждает Стефан Бутьё. И так было всегда. Когда он только вошел в сборную Франции, его очень скоро наградили весьма говорящим прозвищем - "язык без костей". Потому что его рот был всегда открыт. «Он постоянно болтал, шумел», - улыбается Луи Абер одновременно с иронией и любовью. «Он был большой болтун, очень симпатичный, но болтун. Так что в нём это есть».

Годы ничего не изменили. Карьера тоже. Его язык при нем и работает отлично. Особенно когда на горизонте виден допинг. Поэтому он продолжит говорить, и до тех пор, пока вы будете на него смотреть, вам придется его слушать. Таков Мартен Фуркад, человек, который никогда не боится сказать то, что он не боится думать.

Часть 1: Начинающий чемпион

Часть 2: Олимпийский бог 

Часть 3: Каннибал

Часть 4: Младший брат

Источник