«Мне говорили: «Семен, какая тебе Олимпиада?». Он выиграл медаль за Виктора Ана
Алексей Авдохин – о первом русском медалисте Пхенчхана.
Семен Елистратов выиграл первую медаль России на зимней Олимпиаде в Пхенчхане – бронзу на дистанции 1500 метров в шорт-треке.
«У меня были сомнения ехать или нет в Пхенчхан. Я советовался с женой, родителями, тренером, а потом подумал: «Стоп, Семен, если ты не поедешь, кому-то станет легче? Это твоя жизнь, твоя дорога. Ты столько преодолеваешь, столько к этому идешь, и ты сейчас возьмешь и сдашься? Нет, ты соберешься, приедешь и покажешь, на что ты способен». Это очень хорошая мотивация», – за две недели до Игр Елистратов отвечал в эфире «Матч ТВ» на самый глупый вопрос, который только можно задать.
Он ждал этой Олимпиады больше, чем кто-то может представить.
На сочинских Играх Елистратову на каждой дистанции чего-то не хватало: утешительные финалы на 1000 и 1500 метрах, дисквалификация на 500-метровке. В эстафете Виктор Ан дотащил сборную до золота, но Елистратов мечтал о личной медали – любой, но которая принадлежала бы только ему.
«На Олимпийских играх-2018 я хочу взять и нагнуть всех на всех дистанциях», – обещал он четыре года назад.
Ан не только сделал Елистратова олимпийским чемпионом Сочи-2014. Без бывшего корейца никто в русский шорт-трек не верил, не понимал, как близки медали в этом изначально совсем не нашем виде.
От Ана Елистратов узнал, как много пашут гении – почти в каждом интервью Семена был отдельный абзац о русском корейце. Каждую минуту рядом с Аном талант Елистратова получил прививку от лени и самоуспокоенности.
Французский тренер Себастьян Крос – еще один человек, без которого Елистратов мог остаться там, откуда начинал карьеру. Результаты Семена поперли в 2012-м, когда француз подписал контракт с российской сборной.
С тех пор Елистратов собрал три десятка медалей на чемпионатах Европы, выиграл личное золото домашнего ЧМ, установил мировой рекорд на 1000 метров и превратился в звезду мирового шорт-трека. Не хватало главного.
«Лучше один раз быть олимпийским чемпионом, нежели 30-кратным чемпионом мира», – говорил Елистратов в интервью «Р-Спорт» через год после Игр в Сочи. Уже тогда он готовил себя к Пхенчхану.
Но все едва не оборвалось в одну секунду.
Два года назад Елистратов пережил страшный момент для любого спортсмена – обвинение в применении допинга. Больше месяца Семен висел под угрозой длительной дисквалификации из-за мельдония, обнаруженного в пробе с ЧЕ-2016.
Пожалуй, это была самая некрасивая история из всех случаев с мельдонием в русском спорте. Семен объяснил, что запрещенный препарат ему подсыпал кто-то из сборной – после появления этой версии в команде одновременно появились детектор лжи и тотальные подозрения.
Никто не говорит, как было на самом деле, но после того случая из сборной исчез один из самых перспективных конькобежцев и земляк Елистратова Дмитрий Мигунов. Все оказалось серьезно – позже он сменил российское гражданство на французское, едва не отобравшись на Олимпиаду в Пхенчхане, и до сих пор не выходит на связь с российскими журналистами.
Семен тоже отказывается будоражить ту тему – прошло и слава богу. Через месяц отстранение со всех россиян, попавшихся на мельдонии, сняли – WADA ввело минимально допустимый уровень содержания для спортсменов, принимавших его ранее.
Четыре года после Сочи вообще сильно изменили Елистратова. Тогда он был молодым, сомневающимся и бесконечно неуверенным в себе парнем, который не спал ночами перед стартом, принимал странные решения в забегах и боялся ответственности.
Теперь ему 27. Да, он по-прежнему не прячет эмоций (сегодня слезы после финиша на плечах тренера Андрея Максимова видел весь мир), но это тот случай, когда им самое время. Мокрые глаза в интервью после награждения и хладнокровный взгляд на старте – самый верный баланс.
Когда за пару кругов до финиша впереди скользили сразу четверо, казалось других вариантов, кроме как вонзиться в эту мясорубку, нет. Елистратов выжидал до последнего, словно знал, что через мгновение кореец Хвон полоснет лезвием своего конька по лицу канадца Амлена, и оба улетят в мягкий борт.
Повезло? О везении в шорт-треке можно говорить только в присутствии австралийца Стивена Брэдбери. Все остальное – тактика, правила и справедливость.
«Когда нас награждали, я стоял и еле сдерживал слезы. Для меня это очень выстраданная медаль. Очень много людей говорили: «Семен, ну какие тебе Олимпийские игры? Куда ты едешь?» А я взял и показал им всем. Не отступил, там, где другие отступали и не сдался там, где другие сдавались. Я безумно рад. Посвящаю эту медаль нашим ребятам, которых подло, мерзко и без каких-либо объяснений отстранили. Не сдавайтесь! Боритесь до конца!» – когда кто-то снова спросит, зачем наши спортсмены в Пхенчхане, просто покажите им Елистратова.
И его слова.
Финал, 1500 метров
1. Лим Хе Чун (Южная Корея) – 2.10,4852. Шинки Кнегт (Голландия) – 2.10,5553. Семен Елистратов (Россия) – 2.10,687
Фото: REUTERS/John Sibley; РИА Новости/Владимир Песня
Помню те слезы Семена после мельдония, слава Богу все быстро закончилось.
И слова поддержки правильные, и нужные, и Виктору Ану за эту медаль тоже спасибо!)
Не только за отстраненных! За нас за всех!