Туман сломал эстафету. Ростовцев – об экстремальной стрельбе
Таких подробностей вы точно не знали.
Оберхоф для биатлона – культовое место. Здесь самые шумные болельщики, море алкоголя и непредсказуемая погода. Если ветер, то обязательно шквальный; если дождь, то проливной; если туман, то ничего не видно. Даже мишеней.
Сегодня мужскую эстафету накрыло туманом так, что гонку несколько раз хотели прервать. Стрелять в таких условиях было практически невозможно. Финны намотали 13 штрафных кругов, белорусы – 12, немцы и корейцы – по 10, украинцы и словаки – по 9.
Все предстартовые расклады спутались: выиграли шведы – впервые с 2005 года, вторыми стали итальянцы, которые последний раз были в призах (как раз в Оберхофе) в 2012-м.
Российская команда – Волков, Логинов, Бабиков и Шипулин – финишировала четвертой с тремя кругами.
Эта гонка получилась удивительной: мазали все, но лидеры все равно меньше. С одной стороны, промахи можно списать на невезение и лотерею. С другой, в непогоду тоже нужно уметь стрелять...
Как? Есть ли секреты?
Вячеслав Самбур узнал об этом, поговорив с главными биатлонными экспертами.
Павел РОСТОВЦЕВ, трехкратный чемпион мира, экс-тренер женской сборной России – о том, как минимизировать потери в туман:
• При тренировочном процессе такие уникальные возможности нельзя упускать. Дождь, ветер, туман нужно использовать, потому что хотя бы раз в сезон все попадают в такие экстраординарные ситуации. Иногда спортсмены против: не хотят мочить винтовки под дождем, плохо видят в туман. Но я уверен, что этими условиями надо пользоваться – учиться.
• Запредельная концентрация на рубеже, особенно в том, что касается реакции на изменившиеся условия. Здесь надо быть максимально оперативным.
• Очень важен особый подход к огневому рубежу – чтобы не попасть в перевосстановление. Потому что, скорее всего, стрельба будет долгой, будут дополнительные патроны. Если пойдет перевосстановление – на лежке пульс пробьет ремень, на стойке затрясутся ноги. И ни в коем случае нельзя зацеливаться. Работа все равно должна быть ритмичной – естественно, медленнее, чем в нормальной ситуации. Но долгая работа к хорошему не приведет.
• Ну и самое главное – подгонка оружия. Есть два отверстия: диоптр и мушка.
В зависимости от типа винтовки, длины ствола, глаза спортсмена обычный диаметр мушки – 2,9-3,1 мм. Когда мы работали в команде, на случай тумана у каждой спортсменки были запасные мушки, которые можно было оперативно поставить. Их диаметр составлял 4-4,2 мм, было даже 4,6 мм – специально заказывали у оружейников. То есть такое большое кольцо – оно позволяет лучше видеть мишень, фокусироваться на очертаниях.
То же самое с диоптром. Обычный диаметр – 1,1-1,2 мм. То в условиях тумана его нужно увеличивать максимально – до 2 мм или даже больше. Именно диоптр дает свет, поэтому и отверстие должно быть большим.
Иногда ты пристреливаешься в одних условиях, на гонке спускается туман. На пристреленной винтовке невозможно поменять мушку. Многие спортсмены пользуются регулируемыми мушками – у них есть свои плюсы и минусы. Они позволяют на рубеже самостоятельно увеличить размер отверстия.
Например, Зайцева регулируемыми мушками никогда не пользовалась – у нее был набор стационарных, все идеально подогнаны. Я знаю, что Волков всегда стреляет с мушкой большого размера – это ему помогло на стойке: отстрелялся быстрее всех. У Шипулина на стойке было движение, похожее на то, что он увеличивает размер мушки. Не знаю, регулируемая она у него или нет (после гонки Шипулин подтвердил, что действительно увеличивал размер мушки на рубеже – Sports.ru).
Помню ситуацию в том же Оберхофе – то ли тренировка, то ли уже пристрелка. Ольга жалуется: плохо видно. Я ей: вставь другую мушку, большую. Она ставит, ложится – и стреляет четко в центр. Когда мушки подогнаны, становятся в посадочное отверстие – это сразу дает результат.
А еще я очень рад за Вольфганга Пихлера и шведскую команду. Они заслужили победу с одним штрафным кругом.
Вадим МЕЛИХОВ, член Правления СБР, рейс-директор российского биатлона – о правилах:
Правила по отмене эстафеты такие:
• если ее останавливают, когда третий этап уже завершен, то результат определяется по приходу. И результаты сохраняются как официальные.
• если эстафету остановили раньше последней передачи – все результаты аннулируются. Такая возможность была, особенно по ходу второго этапа.
Нет строгого правила, в какой ситуации останавливать гонку, в какой нет. Все на усмотрение жюри, которые постоянно оценивают обстановку на стрельбище. Конечно, если бы все подряд заходили на 4-5 штрафных кругов, заезд бы прервали. Но мы видели, что даже в сложнейших условиях люди стреляли из пяти, из шести – те же итальянцы, некоторые обходились хотя без штрафных кругов.
В жюри профессионалы, они не хотят сделать хуже – они ищут оптимальный вариант. А оптимальный вариант – это сохранение результатов. Это же Оберхоф, все мы знаем, какая там погода. Представьте: жюри остановили гонку, а через три минуты дунул ветер – туман ушел. Кому стало бы лучше?
Волкова и Бабикова - в олимпийскую эстафету!
К чему приплетать криворуких финнов и корейцев, для которых круги - это тоже норма в любых условиях?
Шипулин обошелся без круга, Хофер без круга, Тарьей без круга, Бабиков без круга, Фийон-Майе без круга, Долль(!) без круга, Пайффер без круга.
А Логинов, например, стрелял ровно так, как он обычно стреляет в эстафетах - максимум доппатронов и круги в половине случаев.
И вообще несколько подзадолбали жалобы и кивание на погоду в outdoor sports. Может, некоторым надо в гандбол? Там погодные условия неизменны.
Местные умельцы, помнится, шли на хитрость: в сумерках практически убирали освещение стрельбища, получая условия, схожие с сегодняшними оберхофскими. Прав Ростовцев и тут: понятно, что такие занятия никто терпеть не мог.
Так и тут. Что такого - туман. Дождь. Мокрый снег, который мгновенно залепляет всё, что можно.
Это ваши проблемы. Мяч круглый, поле прямоугольное. Все в равных условиях
Аналогия, извините, но так просилась...
Просто - кто-то лучше, а кто-то хуже. И в подобных экстремальных условиях разница в классе очень даже видна.