8 мин.

Медведева vs Загитова: кто же сильнее?

Это их Олимпиада. Личный турнир фигуристок начнется уже сегодня ночью по московскому времени.

Мы привыкли, что в фигурном катании есть Евгения Медведева и все остальные. У нее — победы на всех главных турнирах (за два года) и действующие рекорды мира. И все было бы совсем просто, не появись в группе Этери Тутберидзе (там же, где катается Женя) Алина Загитова.

В этом сезоне она дебютировала среди взрослых – и пока только побеждает: на этапах и финале Гран-при, чемпионатах России и Европы.

Техника

На чемпионате России-2017 Загитова стала второй — подвела оценка за компоненты. Зато с техникой все было в полном порядке. После произвольной программы в технической оценке Загитова почти на два балла обошла Медведеву.

К первому взрослому сезону Алина подготовила самые сложные программы. Кроме Загитовой, никто не прыгает тройной лутц-тройной риттбергер в каскаде и никто не исполняет все прыжки, пять из которых тройные, во второй части программы. При чистом исполнении это дает ей почти пять дополнительных баллов в произвольной программе.

Алина убеждена: она с удовольствием прыгает все, кроме тулупа и сальхова. Но на практике главная проблема – аксель. Так, на первых же международных соревнованиях среди взрослых — «Ломбардия Трофи» в итальянском Бергамо — Загитова потеряла почти три балла в короткой из-за обидного падения как раз на акселе. Но отыгралась на следующий день и увезла из Италии победу.

Этот же прыжок никак не давался Медведевой в ее первом взрослом сезоне. Срывы случались на этапах Гран-при в России и Америке и даже на чемпионате Европы. А в этом году именно аксель подпортил впечатление от произвольной на этапе в Москве. Женя оставила его на финал программы и не справилась (так же, как и в короткой на Евро-2018). На медальных планах это никак не сказалось — Медведева все равно первая, но наблюдать за ее прокатами теперь волнительно.

Женя должна рисковать, базовая стоимость ее программ ниже, чем у Загитовой: неудобный аксель появляется в конце произвольной, флип и тулуп собираются в каскад, а все прыжки исполняются с двумя руками.

Она никогда не признается, что работает с оглядкой на соперниц, в том числе и на Загитову. «Не боюсь конкуренции – того, что придут 15-летние девочки и переиграют меня. Так и должно быть. Так было со всеми поколениями. Для меня главное — продолжать работать. И понимать, что я делаю это хорошо», — говорит Медведева.

Но каждый день наблюдая за каскадами из четырех тройных прыжков на тренировках, идет и собирает в каскад три тройных на соревнованиях.

Образность

Не секрет, что судьи часто придерживают баллы, оценивая компоненты и актерские способности вчерашних юниорок. Итоговая оценка зависит не только от докрученных прыжков и оригинальных заходов на них, но и от уверенности в исполнении элементов и связок. Отчасти именно поэтому Загитова не поменяла произвольную программу «Дон Кихот».

«Это мой первый взрослый сезон, мне нужно кататься уверенно, без помарок, а в образе Китри я чувствую себя очень хорошо. Программа классная, она всем нравится», — объясняет Алина.

Свой вклад в эту программу когда-то внесла и Евгения Медведева. Весь прошлый сезон Алина каталась в красной пачке, которая до этого принадлежала ей и стала своеобразным талисманом.

Но в олимпийском сезоне Загитова рассчитывает только на себя. У нее новый костюм.

В короткой программе у Загитовой балет — «Черный лебедь».

«Мы придумали свою историю, — рассказывала Алина в интервью Федерации фигурного катания. — На свет появляется невинный белый лебедь, который, сталкиваясь с жестокостью и реальностью, постепенно становится таким, каким необходимо быть для достижения результата».

А чтобы Алина органичнее смотрелась в образе черно-белого лебедя, для нее придумали оригинальное платье со стразами, которые меняют цвет после прикосновений.

В группе Тутберидзе перед фигуристками не ставят невыполнимых задач. 15-летние девочки не изображают трагическую любовь или страсть. Тема перемен сейчас особенно близка Загитовой, у которой вот-вот начнется переходный возраст. Никаких проблем с раскрытием этого образа быть не должно.

Первая взрослая программа Медведевой тоже рассказывала о том, как меняется внутренний мир человека. И в этом году у короткой философский подтекст.

«Это полет души, — рассказывала Женя после контрольных прокатов в Сочи. — Я пытаюсь показать, насколько чиста может быть душа, искренни наши чувства».

Самую высокую оценку актерским способностям Медведевой дала Татьяна Тарасова: «В этой музыке она хороша, катается просто шепотом». Произвольную программу Медведева изменила прямо по ходу сезона. Вместо сложной по задумке истории Ильи Авербуха она выбрала  известный образ Анны Карениной.

Это логичное решение. Олимпийская программа тем успешнее, чем ближе и понятнее зрителям и судьям. К тому же Женя выросла, ее катание стало более женственным и ей больше не нужно прятаться за привычными ужимками и гримасами взрослеющего ребенка. Как бы странно это ни звучало, но возраст прямо сейчас — главное преимущество Жени над Алиной.

Психология

После соревнований в Италии Загитова сказала: «Я не осознаю, что выступаю на взрослом уровне, выхожу как на обычный старт и никакого давления не испытываю». После первых прокатов на этапах Гран-при все может измениться.

На Алину рассчитывают в федерации, у нее есть болельщики, но от нее пока ничего не требуют. И, что не менее важно, готовы прощать ошибки. Ее Олимпиада еще впереди, в Пекине-2022. Олимпийское золото Пхенчхана заочно отдали Медведевой. Это проблема. До сих пор у Жени получалось справляться с повышенным вниманием к себе. Но неприятные эпизоды уже случались.

«Был опыт, когда нашли мой адрес и пытались выследить, — рассказывала Женя. — Люди, наверное, думали, что они подкараулят, сделают мне такой сюрприз, и я очень обрадуюсь. Это не совсем так. В какой-то момент я даже подумала, что у меня мания преследования. Но нет — за мной действительно следили, провожали до подъезда».

Окружение

Алина Загитова переехала в Москву всего два с половиной года назад. В новой, самостоятельной жизни ей помогает бабушка, родители остались в Ижевске. Это очень удобно для Этери Тутберидзе, у которой железное правило: родители в тренировочный процесс не вмешиваются. Есть грустный опыт. Сейчас единственная, с кем приходится делить внимание Алины, — собственная дочь Диана. Девочки сразу нашли общий язык и сошлись на любви к кофе и джаз-модерну. К тому же Диана с недавних пор перешла в танцы на льду и для Алины больше не соперница.

С главной соперницей отношения тоже складываются хорошо.

«С Женей мы общаемся нормально, по-дружески, — говорит Загитова. — Она мне подсказывает все, что я у нее спрашиваю, даже поддержать может».

И это огромная заслуга Тутберидзе и ее помощников Сергея Дудакова, Даниила Глейхенгауза и Алексея Железнякова. В группе есть четкая установка: если смогла одна, смогут и другие.

«Конечно, они понимают, что первое место на пьедестале одно. Но Алина с Женей — воспитанные девочки. Тренируются вместе без косых взглядов, — рассказывал в интервью «СЭ» хореограф Алексей Железняков. — А если начнется грызня — тренер это всегда пресечет. Слава богу, у нас этого нет. Девчонки относятся друг к другу хорошо».

Но хорошее отношение друг к другу точно не помешает Медведевой и Загитовой организовать самое интересное и качественное соперничество этого сезона на льду.

Что показали лучшие ученицы Этери Тутберидзе по юниорам

Евгения МЕДВЕДЕВА (в группе Тутберидзе с 8 лет)

Выиграла четыре этапа Гран-при и один финал серии, еще один раз была бронзовым призером; на чемпионатах мира завоевывала бронзу и золото

Алина ЗАГИТОВА (в группе Тутберидзе с 13 лет)

Выиграла один этап Гран-при и финал серии, была бронзовым призером; чемпионка мира

Этот текст впервые был опубликован на Sports.ru в ноябре 2017 года

Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Нина Зотина, Владимир Песня; Global Look Press/Yohei Osada/AFLO; REUTERS/Charles Platiau; instagram.com/azagitova