8 мин.

Двойной удар

С утра из Оберхофа уехала переводчица Лена. Лена прекрасно говорит на русском и немецком, и всегда помогает нашим спортсменам общаться с журналистами на пресс-конференциях. Но иногда она вдруг бесследно исчезает. Мы с коллегами почему-то сразу вспомнили о том, что каждый раз, когда Лены нет в пресс-центре, кто-нибудь из россиян обязательно оказывается на подиуме – и организаторы начинают хлопотать, срочно ища Лене замену. «Хороший знак» – решили мы, и приготовились получать удовольствие от грядущих гонок. Шутка ли, но наша «переводческая» примета снова сработала!

Мужской масс-старт в Оберхофе если и не стал полным триумфом российской сборной, то уж точно поднял настроение всей команде и тренерам. Первый подиум в новом году – и третий в сезоне – россиянам принес Иван Черезов. Андрей Маковеев и Максим Чудов довольствовались «цветами», но по ходу гонки выглядели более чем убедительно.

Возможно, нас ожидало бы еще одно высокое место, если бы не казус с Антоном Шипулиным, который шел в лидерской группе после второй стрельбы, чувствовал себя замечательно и, по собственному признанию, собирался бороться за самые высокие места в масс-старте, не случись обидного падения.

После финиша Антон не сразу нашел в себе силы рассказать о том, что случилось.

– Расстроен ли я? Не то слово! Все шло прекрасно до того момента, пока я не вылетел с трассы на повороте. Сломал лыжу, потерял кучу времени... После этого руки просто опустились, еле-еле дошел до финиша.

Куда бодрее чувствовал себя Иван Черезов, хотя по нему было видно, каким трудом дался ему последний отрезок гонки.

– Все силы оставил на дистанции, – подтвердил Черезов, – старался держаться за Свенсеном как можно дольше, но бороться с ним на финише было очень сложно. С самого начала гонки решил не дергаться, идти спокойно, четко работать на рубежах. Постоянно было ощущение, что меня кто-то догоняет. Все время оглядывался, думал – если кто-то идет быстрее, пропущу, встану за ним. Выбрал тактику экономного распределения сил. Когда на последнем круге меня обошел Свенсен, я даже не ожидал, что он так близко. Он начал было отрываться, но я все же уцепился за ним, дотерпел до финишной прямой. А там уже стало понятно, что сил у него больше и чувствует он себя лучше.

Обыгравший Черезова Свенсен вовсе не был самым быстрым на трассе. Не был быстрейшим и его соотечественник Тарьей Бо, справивший вторую подряд оберхофскую победу. По чистой скорости Бо стал всего лишь восьмым, проиграв 45 секунд… Максиму Чудову. Лучшее время прохождения дистанции позволило «русской ракете» (самое время вспомнить о забытом было прозвище) попасть на расширенный подиум, даже несмотря на четыре промаха. А ведь Макс изначально даже не проходил в масс-старт по очкам, и в заявку на гонку значился всего лишь запасным.

– Я даже гоночный комбинезон уже упаковал. Думал, потренируюсь – и в Рупольдинг, – признался после финиша Макс. – Обрадовался, когда узнал, что могу стартовать. Чувствую, что ко мне возвращается прежнее состояние, спортивная злость, которой раньше недоставало. Думаю, я все делаю правильно, готов бороться дальше.

Сравните с результатом Бьорндалена. Король биатлона попал в настоящую функциональную яму: те же четыре промаха – и почти две минуты (вдумайтесь – две!) проигрыша ходом Чудову. Уле Эйнар сильно переживал свою неудачу – сторонился прессы и пребывал в скверном расположении духа. После финиша масс-старта он даже не стал останавливаться, чтобы отдышаться – сразу двинулся в микст-зону, снял лыжи, в сердцах швырнул их в руки сервисмену.

Минут через двадцать, после «закатки», у вакс-кабин можно было наблюдать невеселую картину: поверженный король плелся в раздевалку сам не свой, глядя в землю. По дороге столкнулся с одним из тренеров, рассеянно извинился, огляделся, медленно побрел дальше. Можно только догадываться, какие мысли крутились в голове у перфекциониста Бьорндалена после двух полностью проваленных личных гонок.

Как и в спринте, снова приятно удивил Маковеев, который провел отличный масс-старт. Стрельба, в отличие от мощного хода, никогда не была сильной стороной Андрея, но он вновь собрался, ограничился парой промахов на огневых рубежах и обеспечил себе высокое шестое место. После финиша, правда, не спешил петь себе дифирамбы:

– На самом деле, гонка была очень тяжелой в функциональном плане. Уже на пристрелке почувствовал, что тяжело разминаться, работать. Может, Оберхоф – просто не особо удачное место для меня.

- Ничего себе, неудачное. Первый в сезоне старт на Кубке мира – и сразу подряд пятое и шестое место.

– Конечно, итоговым результатом в гонке я более чем доволен! Просто бывают такие тяжелые для организма дни. Надеюсь, дальше будет легче.

Скромный парень.

***

Женский масс-старт подарил болельщикам едва ли не больше адреналина, чем мужской: до последних метров борьба шла, ни много ни мало, за первое место. Светлана Слепцова, днем ранее корившая себя за ошибки в стрельбе, решила во что бы то ни стало это исправить. Пусть и в ущерб скорострельности, но поставленную перед собой задачу Света выполнила на ура: ушла на заключительный круг с «нулем». Правда, без достаточного запаса прочности, чтобы выиграть финиш у Хенкель и Экхольм.

Шведке победа далась совсем не просто: было заметно, что лыжи Хенкель и Слепцовой дают тем преимущество на выкате, и Хелена особо отметила это в разговоре с журналистами. Там, где немка и россиянка могли слегка отдохнуть, дать себе перевести дух – Экхольм приходилось работать, чтобы не отстать. Сил рослой шведке хватило не только чтобы удержаться, но и чтобы прибавить к финишу так, что Хенкель оставалось только выдохнуть ей в спину на последних метрах. Слепцова, казалось, и вовсе бросила бороться в конце финишной прямой, удовольствовавшись третьим местом – которое для нее, безусловно, большой успех.

– Я настраивалась хорошо отработать на рубеже, – рассказала Света. – Знала, что трасса будет разбита, и все будут идти примерно одинаково, поэтому решающее значение будет иметь стрельба. Очень рада, что все получилось. Когда стреляла, концентрировалась на каждом выстреле. Сильно задержалась только на второй лежке – вдруг почувствовала сильный спазм в животе. Может, прихватило печень, или что-то еще случилось. Было очень тяжело дышать, и пришлось сделать перерыв в стрельбе. Если бы удалось отработать быстрее, может быть, я бы и выиграла сегодня.

- Как складывалась борьба на последнем круге?

– Если бы было еще метров сто дистанции, то наверное удалось бы опередить Хенкель – чувствовала, что она устала. Но бороться с Экхольм было невозможно. Я знала, что все решится на последних метрах. Но когда мы вышли на финишную прямую, поняла, что сил совершенно нет. Я не расстраиваюсь – очень рада, что результаты, наконец, пришли. Хочу эту медаль посвятить всем болельщикам, которые в нас верили и поддерживали.

Интригу до последнего рубежа подпитывала и Екатерина Юрлова, но даже ошибка на заключительной стойке ее не обескуражила.

– Да я рада все равно, для первого масс-старта на Кубке мира восьмое место – отличный результат! – улыбалась после финиша Катя.

Рады были и тренеры. Кажется, впервые с начала оберхофского этапа они принимали поздравления абсолютно от всех: спортсменов, журналистов, иностранных коллег. «Непруха кончилась» – озвучил кто-то из них фразу, весь день витавшую в воздухе.

Итоги масс-стартов подвел Владимир Барнашов:

– Очень рад за Светлану и Катю Юрлову. К сожалению, Зайцева и Богалий не выступили сегодня в полную силу, нахватали штрафных кругов. Вроде небольшие ошибки – по одному промаху на круге, но когда их набирается много, сложно бороться за высокие места, учитывая, что ходом мы пока не в самых лучших кондициях. Та же Светлана Слепцова была по чистой скорости только седьмой, так что тут есть над чем работать.

У ребят с этим гораздо лучше – Максим был первым по чистому ходу, Женя Устюгов – вторым, Черезов – пятым, Маковеев – шестым. Однозначно великолепно выступил бы Шипулин, если бы не падение. Чуть ослабил внимание на повороте, на разбитой трассе лыжа носком уткнулась в снег, и он сразу улетел кубарем. Молодец, что доработал потом до конца.

Мы всегда верили в ребят, поскольку делаем осознанные вещи. Сегодняшние успехи абсолютно не случайны. В Оберхофе мы специально работали над стрельбой, вечером в отеле проводили работу на стрелковых тренажерах. Будем обязательно еще лучше подтягивать этот компонент и закреплять успехи.

Фото: Нелли Карева, Оберхоф.