7 мин.

В глухом тумане

В четверг оберхофская погода продолжила изощренно издеваться над спортсменами и болельщиками: на смену морозному ветру пришли дождь, туман и слякоть. Весь городок, а с ним и стадион, словно погрузился в большое дождевое облако.

До последнего момента организаторы оставляли открытым вопрос об отмене старта. Но, по правде говоря, в подобный поворот событий никто не верил: причиной отмены гонки в Оберхофе может стать только настоящий форс-мажор. Что-нибудь вроде потопа на стадионе или падающих от ветра на трассу деревьев, но никак не туман с дождем. За час до начала соревнований было проведено судейское собрание, на котором решили: женская эстафета состоится.

Команды провели традиционную пристрелку, правда, в несколько странном формате: тренеры с аппаратурой разместились не на бирже, а прямо у ковриков, откуда стреляли биатлонистки. Видимость была действительно скверной, и лишь таким образом удавалось сделать наблюдение за стрельбой чуть более комфортным. Спортсменки, как могли, защищались на время тренировки от дождя: кто-то надевал поверх комбинезона непромокаемую одежду, кто-то – специальные чехлы.

Тренеры сборной России приняли решение выставить на эстафету состав, который смело можно назвать экспериментальным: Романова – Юрлова – Зайцева – Гусева. О причинах такой расстановки рассказал старший тренер Анатолий Хованцев:

– Хотим посмотреть в эстафетах всех девочек, чтобы в Антхольце выступить уже сильнейшим составом. Решили дать возможность снова стартовать Юрловой, обязательно нужно проверить Наталью Гусеву. Определим, кто будет ближайшим на замене, если не дай Бог что случится.

- Как сейчас чувствует себя Светлана Слепцова?

– Света сильно отравилась перед сбором в Рамзау – съела что-то в Домодедово перед вылетом. Несколько дней приходила в себя, и во время сбора не выполнила основную работу. Сейчас ее состояние хорошее, но мы решили освободить ее от эстафеты, чтобы дать получше восстановиться. В следующих гонках в Оберхофе она будет стартовать обязательно.

- С чем связано довольно неожиданное решение поставить на последний этап не Зайцеву, а Гусеву?

– Зайцева сама попросила не ставить ее финишером. У Ольги были определенные проблемы с подготовкой – перед новым годом она была в Словакии, а там пошли ливни, тренироваться было невозможно. В итоге работать на снегу Оля начала только в Рамзау. Естественно, мы пошли навстречу ее пожеланиям.

***

Вопреки надеждам болельщиков, едва оправившихся от неописуемой гаммы эмоций, которые подарила мужская эстафета, дела женской сборной России с самого начала гонки пошли едва ли лучше. На первой же лежке Яна Романова, признанный снайпер, неожиданно для всех заработала сразу три штрафных круга.

– Ну всe – дальше можно не смотреть, – зазвучали с трибун расстроенные голоса.

Тренеры хмуро переговаривались по рации: «Крикните ей, чтобы дальше работала!»

Все, что творилось у Романовой на душе, было хорошо видно по ее лицу, когда Яна проехала мимо нас. Последующая за этим стрельба стоя положение не поправила…

После финиша бедная Яна долго собиралась с силами, чтобы выйти к журналистам. Наконец решилась, подошла. Но под прицелом телекамеры не удержалась, только и прошептала: «Не могу говорить…» На ее глаза навернулись слезы. Искренние.

На помощь пришли болельщики: «Яна, не расстраивайся! Ты ведь лучший стрелок в сборной, в другой раз у тебя все получится! Россия все равно лучшая!» – громко уверяли расстроенную Романову девушки с трибун.

– Это была моя самая худшая гонка, – честно призналась Яна, справившись с эмоциями. – Четыре штрафных круга за один этап – ужасный результат!

- Всему виной погода?

– Конечно, метеоусловия были плохими, но они же не помешали другим спортсменкам справиться со стрельбой! Что произошло со мной – я еще даже до конца не осознала. На стойке действительно подул сильнейший порыв ветра, но на лежке не было ничего, что могло бы сильно помешать. Дождь, туман – это неприятно, но преодолимо, ведь я смогла справиться с этим на пристрелке. В гонке же все пошло не так.

Очень обидно, ведь хорошая стрельба – моя сильная сторона, а сегодня именно в стрельбе я все сделала неправильно. А самое ужасное, что это был лишь первый этап эстафеты! Я прекрасно представляю, какой настрой был у девчонок после такого. Не могу списывать свои промахи только на плохую погоду, я допустила ошибку и мне очень жаль…

Вряд ли Яну утешил тот факт, что подруги по команде, принявшие эстафету следом за ней, также не обошлись без стрелкового коллапса. И Юрлова, и олимпийская чемпионка Зайцева, без особых проблем справившись с лежкой, обе споткнулись на стойке, заработав по два штрафных круга.

С таким невеселым багажом – 8 кругов и 14 доппатронов – отправилась на дистанцию Гусева. Тут-то и выяснилось: тренерская ставка на Наташу в качестве финишера оказалась самым правильным решением. Безукоризненная лежка и два дополнительных патрона на стойке (что в общем контексте смотрелось совсем не плохо) позволили отыграть пять мест и все-таки попасть на расширенный эстафетный подиум.

– Очень уж хотелось внести ложку меда в бочку с дегтем! – улыбнулась Наташа, весело размахивая букетом после церемонии награждения. – Я старалась отработать на рубеже четко, как на пристрелке, и к счастью это у меня получилось. На самом деле, условия были такие, что я даже не видела мишеней какое-то время, приходилось переизготавливаться и прицеливаться заново. Зоркий глаз меня не подвел! Девчонки тоже очень старались, но им сегодня не повезло. Нужно сделать выводы из этой гонки, отрабатывать ошибки на тренировках, быть уверенными в себе и не обращать внимания на погоду.

- Может быть, неудачная мужская эстафета слишком уж сильно повлияла на команду?

– На самом деле, да. Мы смотрели ту гонку по телевизору. Я переживала так, будто сама бежала, и думала: неужели завтра у нас все будет так же?! Думаю, на девчонках вчерашняя гонка тоже сказалась.

– Мы и правда очень расстроились из-за ребят, – подтвердила Катя Юрлова. – Но они сильные спортсмены, и я уверена, что у них все будет хорошо.

– А от собственного выступления какие впечатления?

– Первый круг получился удачным. Но и после стойки, несмотря на два штрафных круга, я не опустила руки и продолжила бороться. На стрельбе помешали порывы ветра, с которыми сложно было справиться. Хотелось просто работать дальше. Чтобы не повторилась вчерашняя история, тренеры дали нам установку не задерживаться на рубежах, поэтому пришлось рисковать.

– Когда увидела, какое отставание придется отыгрывать после первого этапа, сильно расстроилась?

– Нисколько! Вы же сами видели, сколько дополнительных патронов и штрафных кругов настреляли наши соперницы. Я и не собиралась сдаваться. Мне очень помогали зрители на стадионе: здесь много русских, и мы постоянно ощущаем поддержку, спасибо им огромное!

После того, как девушки убежали переодеваться и греться, я попросила Анатолия Хованцева оценить выступление команды.

– Я бы не сказал, чтобы кто-то из девочек отработал плохо. У той же Яны Романовой была хорошая кучность стрельбы на лежке, но пули ушли чуть-чуть вверх. Мы поставили перед спортсменками задачу: отстреляться по возможности быстрее, но не всем удалось сделать это без ошибок в таких условиях. Это спорт, это опыт. Погода была для всех одинаковая, но есть важный момент – вовремя надавить пусковой крючок и произвести выстрел. Здесь чуть-чуть не хватило…

Казалось бы, права в своем оптимизме Зайцева – и закончилось все на позитивной ноте, и хорошо бы болельщикам посильнее верить в сборную. Но при этом все же остается без ответа вопрос: с каких пор пятый результат сборной России стал приниматься с радостью? Да, учитывая, как непросто начиналась для нас эстафета, повод для поздравлений на финише был, но… Неужели звучавшая сегодня из уст тренеров мантра «мы были лучше немцев» – действительно достойная отговорка, чтобы не признавать ошибки?

Остается надеяться, что все, в чем пытаются убедить нас тренеры сборной, скоро наконец-то начнет сбываться: парни и девушки выйдут из затяжного функционального спада, переживут постновогодний синдром, переварят нагрузку последнего сбора – и наконец разменяют расширенный подиум на настоящий.

Фото: Денис Астахов, Оберхоф.