Аня, ты предала мою любовь
«Не сотвори кумира», - требование, которое относилось к людям: существам божественным. К природным и общественным явлениям, не имеющим души это не относится. К примеру, общество не имеет души, потому что Бог вдохнул душу только в человека. И конечно, СМИ не имеют души – поэтому у них нет ответственности перед Богом за сотворение кумиров. СМИ в ад не пойдут, в отличие от тех чьи души они совратили.
В СССР пропаганда сотворила довольно значительное число спортивных идолов, которыми боготворило огромное количество спортивных болельщиков. Петров, Михайлов, Харламов – хоккей. Яшин – футбол. Куц, Болотников, Борзов – лёгкая атлетика. Борьба, бокс, фигурное катание, гимнастика, стрелковый спорт…, везде были звёзды олимпийского масштаба, которыми гордилась вся страна и которыми восхищались отдельные личности, возводя своих любимцев в ранг кумиров.
Не избежал идолопоклонства и автор этой статьи, чьи счастливые молодые годы прошли в стране, которой уже нет. Мой любимый спортсмен был Валерий Брумель, установивший в 1963 году фантастический мировой рекорд в прыжках в высоту 2,28. Валерий был знаменем нашего спорта в противостоянии с американскими атлетами, доказывая превосходство социалистического подхода к спорту и жизни.
Детская мечта автора была проста: прыгнуть выше своего роста. В начальных классах это казалось чем-то грандиозным и несбыточным. Но исполнилась она довольно легко в городе Ленинграде на матчевой встрече по лёгкой атлетике между водными институтами Горького, Одессы, Ленинграда и Новосибирска. Самолёт с нашим многоборцем задержали и меня послали прикрывать амбразуру: выполнять семиборье, где я без всякого напряжения преодолел 180 см, никогда ранее не выступая на соревнованиях по прыжкам в высоту. Это было абсолютно точно выше моего роста. На этом приключения в прыжках закончились, но данное событие до сих пор греет душу.
Небольшое лирическое отступление, целью которого было показать особое трепетное отношение к прыгунам в высоту и виду спорта. Сама идеология прыжков глубоко спортивна и очень индивидуальна, думаю, такого нет ни в одной спортивной дисциплине. Поединок только спортсмена и планки – преодолел её: высота твоя. Наглядно, красиво, спортивно и понятно зрителям. Понятие, взять новую высоту, имеет весомый и конкретный смысл. Это не фигурное катание или гимнастика, где болельщики с квадратными глазами принимают оценки судей. И не футбол, где правила игры направлены, главным образом, на разжигание страстей, а не объективный спортивный результат.
С детства следил за прыгунами в высоту, радуясь их победам и переживая неудачи. А победы были - и было, чем гордиться. Наши спортсмены побеждали на Олимпийских игах и чемпионатах мира – есть, что вспомнить. Но до высот Валерия Брумеля никто из наших не дотягивал и на роль нового моего кумира не претендовал. Просто болел за всех – не подключая к теме глубоких личных переживаний. И на это была своя причина, основанная на глубоком понимании сути лёгкой атлетики и допинговой грязи, которая в ней присутствует.
Однажды увидел простую российскую девушку Аню по фамилии Чичерова и лёд недоверия растаял. Почему бы российской прыжковой школе не быть вне допинга, подумалось мне. Глядя на худенькую Аню, антидопинговая мысль окрепла и Чичерова стала моим кумиром. Помню, и победу на Олимпиаде, и 2,07 рекорд России и свою веру в мировой рекорд спортсменки. Было время любви – но прошло. Сейчас хочу вычеркнуть всё из памяти – нет веры в честный результат, все достижения сомнительны. Поклонение Золотой олимпийской тёлке принесло только страдание и понимание глубокого смысла заповеди, не сотвори себе кумира. Но поздно душа растерзана и унижена.
При перепроверке допинг-проб с Олимпиады в Пекине Аню поймали на туринабол, базовый допинг сборной, и лишили бронзовой медали. Чичерова отреагировала хладнокровно: «Со своей стороны, я нахожусь в таком же шоке, как и все. Объяснить, как допинг-проба дала положительный результат, я не могу. За это время я много выступала и сдавала сотни проб. Мой комментарий таков: до вскрытия пробы B ничего объяснить невозможно. Но если и она что-то подтвердит, я буду отстаивать свои интересы в суде», - и подала апелляцию арбитраж в Лозанне.
На днях пришел ответ из CAS с отклонением апелляции, который Чичерова прокомментировала политически грамотно, особо не наезжая на CAS, но и в то же время не принимая его: «Я жду, что мне скажет адвокат, и буду принимать решение. На самом деле сложно было ожидать по ходу слушаний такой исход. По ходу слушаний казалось, что аргументы достаточно веские с нашей стороны. Нам сейчас нужно изучить полный отчет по слушаниям». Аня, твоя политическая грамотность убивает больше, чем туринабол. Ты мне больше не интересна.
Болеть за российских спортсменов не благодарное занятие – мы живём в разных мирах, которые удаляются друг от друга. Лучше болеть за иностранцев – они Россию не предадут.