ИСКатели справедливости
11 сентября в Лиме приступил к работе исполком Международного олимпийского комитета (МОК), чьи заседания традиционно предшествуют открытию сессии организации, высшего руководящего органа Олимпийского движения. Главным событием сессий МОК, которая стартует 13 сентября, станет подписание договора о проведении летних Олимпийских игр 2024 года в Париже и 2028 года в Лос-Анджелесе. И конечно, будет обсуждаться русский допинговый вопрос.
Три российских велогонщика Дмитрий Соколов, Кирилл Свешников и Дмитрий Страхов послали пламенный привет в Лиму, подав иск в суд Онтарио (Канада) на Ричарда Макларена и Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА). В иске заявляется: «Макларен в своем спешном расследовании безосновательно обвинил нас в участии в допинговой схеме. Из-за этого мы были отстранены от Рио-2016, а наша репутация понесла громадный урон. У Макларена не было никаких доказательств в том, что мы применяли допинг».
Тренер велогонщиков Александр Кузнецов прокомментировал решение спортсменов: «Сейчас деньги – не главное. Нужно разобраться в этом деле и доказать невиновность ребят. Сейчас никто не думает о деньгах. Мы очень долго готовились к подаче иска, предварительно собрали массу документов, заключения различных специалистов, сделали анализ допинг-проб, которые брались у спортсменов на протяжении нескольких лет. Была проведена колоссальная предварительная работа, в результате которой собрали большую доказательственную базу. И только после этого мы пробуем разобраться до конца на всех уровнях».
Главе МОК Томасу Баху пришлось прервать работу исполкома, чтобы дать разъяснения по иску наших отважных парней: «У комиссии Освальда очень много работы. Профессор Макларен четко заявил, что не может накладывать санкции на спортсменов. Это роль комиссии Освальда. Они упорно работают, и я надеюсь, что смогут дать некоторые результаты до начала зимнего сезона».
Также Бах сообщил, что на сессии будут представлены промежуточные итоги работы комиссии Освальда. В этом отчете должны быть указаны конкретные даты, когда будет представлен полный доклад. Ранее Бах заявил, что санкции к российским спортсменам за возможные нарушения антидопингового законодательства во время Олимпиады-2014 могут быть применены не позднее октября этого года.
Понятно, что иск можно подать, а можно и отозвать, но вначале не об этом. Поговорим о сути иска, который подан на профессора Макларена и ВАДА.
Ричард Макларен, проводя расследование о масштабных нарушениях антидопинговых правил российскими структурами, не занимался сбором доказательств вины отдельных спортсменов. О чём профессор делал неоднократные заявления, представив в ВАДА список подозреваемых спортсменов. Макларен дал направление для детального расследования – иск к нему не имеет никакого отношения.
Итоги своего расследования Макларен передал в ВАДА, где было указано большое количество спортсменов из различных видов спорта, подозреваемых в участии в российских допинговых играх. Совершенно естественный и рабочий процесс. ВАДА, согласно своих же правил, передала имена всех подозреваемых в международные федерации для дальнейшего расследования вины атлетов. И всё. ВАДА никак не участвовало в обвинениях или наказаниях – в чем смысл иска непонятно.
Так кто же не пустил наших велогонщиков на Олимпиаду в Рио-де-Жанейро?
Екимов рассказывает: "Мы запросили всю информацию у UCI с фамилиями и их позицию по этому вопросу. Тогда в Рио позиция у UCI была такая, что в списке Макларена не было оснований для не допуска наших спортсменов на Игры. Их не допустила впоследствии комиссия МОК".
Спортсмены пробовали сопротивляться перед Играми и подали в CAS (Спортивный арбитражный суд) на решение комиссии МОК, но проиграли: CAS оставил решение об отстранении в силе.
И приходим к заключительным выводам. Комиссия МОК, не имея веских доказательств вины спортсменов, отстранила их от участия в Олимпиаде. Арбитраж оставил решение в силе. Да, комиссия поступила жёстко. Значит, в суд следует подавать на МОК, а не ВАДА и Макларена, которые подозревали спортсменов, но не предъявляли доказательства для обвинений.
Хотя, не думаю, чтобы комиссия МОК приняла юридическое необоснованное решение, которое поддержал бы ещё CAS. Сейчас отстранены лыжники по делу очень близкому. CAS последняя инстанция в спортивных спорах – судиться с МОК дело гиблое.
Прогноз. У ребят кончатся деньги, и они отзовут иск – не поедут же Нагорных и Желанова в Канаду давать свидетельские показания.