5 мин.

Звезды норвежского биатлона пытаются осознать причины фиаско ЧМ-2017

VG 29 июля 2017

Микал Осеруд

Фото: Хайко Юнге NTB scanpix

 

1

Когда Тарьяй Бё понял, что Норвегия не будет бороться за золото ЧМ в эстафете, ему все стало ясно. Это уже не может повториться.

Спад во время Чемпионата мира по биатлону в феврале этого года был настолько необычен и серьезен, что Тарьяй надеется, что это больше никогда не повториться.

-Я думаю, что мы никогда не были так злы друг на друга и раздражены так на себя. Такого никогда не было с нами в борьбе за золото. Это был первый раз с тех пор, как я выступаю на высоком международном уровне, за все семь лет, когда я не участвовал в борьбе за золото. Это было ужасное чувство. Мы решили, что это никогда не должно повториться, говорит Тарьяй Бё, отвечая на вопрос VG о том, как ребята биатлонисты используют свои впечатления от спада в прошлом сезоне.

После тяжелого ЧМ по биатлону прошлого года сейчас испытывают оптимизм Йоханнес Тиннес Бё, Тарьяй Бё и Эмиль Хегле Свенсен. Все трое, вступая в новый сезон, начинают жизнь сызнова. Впереди Олимпиада, и трио, кажется, очень довольно той подготовкой, которую они проделали  весной и в течение лета. На этой неделе они все в Саннесе на фестивале Блинк. Впервые в этом сезоне они соревнуются в соответствии с правилами, с винтовкой, лыжероллерами, секундомером и стартовым номером на груди. В масс-старте победил Йоханнес Тиннес Бё, который опередил на несколько секунд Эмиля Хегле Свенсена, который оказался на втором месте. Тарьяй Бё поборолся немного и у финиша оказался далеко позади национального дуэта.

Эта картина представляет сильный контраст с ситуацией в Хохфильцене в начале этого года. Солнце, малые соревновательные нагрузки и юмор – вот общее для всех спортсменов здесь, в Вестланне. В феврале в Австрии все было по-другому.

Норвежцы пролетели мимо золота ЧМ. Результатом их  усилий стали три серебра и одна бронза. Мы должны вернуться в 1999 год, чтобы обнаружить столь же слабые норвежские результаты. В мужской эстафете, где норвежцы были действующими чемпионами мира, они заняли только восьмое место. В 2003 году норвежцам в последний раз не удалось взойти на подиум в этой дисциплине. Шеф сборной предупредил о необходимости самоанализа. Эмиль Хегле Свенсен был совершенно не в форме. Бё отмечает, что было несколько обстоятельств, которые сделали вещи такими, как есть. И прежде всего это болезнь нескольких спортсменов.

-Мы стараемся, чтобы все было хорошо. Норвежцы – лучшая биатлонная сборная. Это было так в течение всего года. Но зимой мы раскисли, и девушки и парни. На самом деле только Йоханнес был живчиком, говорит Бё.

-Почему так произошло?

-В Норвегии незаменимых нет. Когда кто-то сдает, его заменяет другой. Но в этот раз зимой у нас было много таких, кто сдал в одно и то же время. И наши ряды поредели.

-Как вы это оценили?

-Мы пришли к выводу, что мы были хуже, чем должны были быть. Просто так все сошлось. Было много причин, которые привели к этому. Если бы хотя бы все достигли одного уровня в подготовке, и все были плохи, но ведь было еще кое-что. Было слишком много других историй и множество причин, вот так все и произошло, говорит Тарьяй Бё.

2

Эмиль Хегле Свенсен промахнулся с формой и был зол в феврале. Сейчас он говорит, что должен благодарить за это прежде всего самого себя. Но также он критиковал и всю норвежскую команду.

-Мы должны быть среди лучших биатлонных сборных в мире. Последние годы мы такими не были. Мы позволили себя опередить. Мы должны реабилитировать норвежский биатлон, сказал трённелагец VG.

-К чему вы пришли при оценке ситуации?

-Есть, конечно, нюансы, и они отличаются у каждого спортсмена. В моем случае это был полный провал. Полный пролет с формой. Вот так получилось. Эта глава уже закрыта. Самооценка в порядке в любом случае, говорит 32-летний спортсмен и улыбается.

-Но вы пришли к общему мнению, что все в порядке и все пойдет как надо на основе прошлых заслуг?

-Нужно больше аналитики. Нельзя просто погладить друг друга по плечу и сказать «В следующем году ты порвешь их всех». Нужно обсудить детали. В тренировках прошлого лета и осени не было ничего плохого, но я должен был реализовать этот опыт. Мне не хватило двух месяцев. Так не работают в элитном спорте. Этого мне как раз не хватило, чтобы сделать подготовку такой, как она была задумана, говорит Эмиль Хегле Свенсен.

3

Йоханнес Тиннес Бё был единственным из норвежских мужчин, кого одобряли 5 месяцев назад. По его мнению, команда заслужила критику, но он отрицает, что стал слишком нетороплив, чтобы находиться в биатлонной сборной, где есть несколько звезд, которые «толкаются друг с другом», как в лыжной сборной.

-Мы знаем, чего мы хотим достичь. Для Эмиля, Уле Айнара и Тарьяя раньше было намного лучше. Но они хорошо себя знают. И понятно, им задают вопросы, что нужно сделать. Но самые лучшие вопросы – это те, что мы задаем себе сами, настаивает Йоханнес Тиннес Бё.

Теперь  время для подготовки к следующему сезону. Йоханнес считает, что он контролирует двух товарищей по сборной.

-Эмиль и Тарьяй очень хорошо сотрудничают со мной на тренировках и сборах. Они поднимают планку. Они сами в курсе того, что у них есть неоплаченные счета. Они снова хотят оказаться в полном расцвете. Мы все помним, как хороши они были в 2013 и 2014 гг, говорит 24-летний биатлонист  и добавляет прежде, чем он доберется до конца интервью с видом шутливого облегчения:

-Может быть, именно я разрушил гармонию в сборной? Возможно, я занимаю слишком много места, смеется он.