Поезд в огне: не трогайте Шипулина!
Алексей Авдохин – о том, как уберечь Антона от сумасшедших советчиков.
Сегодняшняя победа стала второй за сезон и десятой в карьере Шипулина – дважды Антон выигрывал только в сезонах-2012/13 и 2014/15. Для биатлониста такого масштаба он, конечно, серьезно не добирает титулов, но победа – точно не повод рассуждать об этом. Как-нибудь в другой раз.
Что бы ни говорили про Шипулина, никого круче в русском биатлоне сейчас нет, а судя по методам работы нынешних руководителей – еще долго не будет. Тем удивительнее непрекращающиеся тычки в сторону Антона и его мини-группы – от Кравцова, Касперовича или Тихонова.
В готовности Шипулина и правда можно отыскать изъяны – испортилась стрельба в спринтах, бесследно пропал финиш, никуда не делась проблема последнего выстрела. Но (и в этом, пожалуй, главное отличие подготовки Шипулина от остальной команды) – там видно работу, а не ее следы, на восстановление от которых некоторым необходимы месяцы. Они ищут, пробуют, ошибаются, но знают, чего хотят. И главное: им – Крючкову, Гербулову, Шипулину – веришь. Доверяешь.
Кто еще в российской команде способен держать форму от начала сезона до конца? Почему у Касперовича с Гроссом, кого ни возьми – Цветкова, Бабикова, Елисеева, Малышко, с каждым днем после Нового года гонки давались все тяжелее и тяжелее?
«У нас свои подготовительные планы на Олимпиаду, которые мы наметили еще два года назад. Свои наработки из-за чьих-то желаний, чтобы просто находиться со сборной, отменять не будем», – Шипулин после ухода на самоподготовку точно не стал слабее, и в нынешних условиях это уже успех. Даже если в группе Крючкова и Гербулова можно будет просто прятаться от разъедающей центр-подготовки, значит эта группа необходима как воздух.
Вообще поразительная в своем лицемерии история – люди, которые уже к февралю загнали почти всех в мужской команде (разве что кроме Гараничева, который готовился по довольно оригинальному плану) и вообще всех в женской, теперь хотят загрести к себе и Антона.
Этот поезд в огне, но они строят планы на Шипулина.
Руководители русского биатлона, наверное, многое отдали бы за то, чтобы сезон закончился после чемпионата мира в Хохфильцене. Желательно сразу после мужской эстафеты – чтобы не видеть безликого марта и не давать еще одного повода убедиться в тренерской беспомощности и управленческой безграмотности.
Что бы они ни делали, любое их действие, каждый поступок, превращается в абсурд. Вспомним только последние:
– нелепый выбор состава на предолимпийскую неделю в Корее, подкрепленный искренними жалобами Слепцовой и Мироновой, результатом Махамбетова (99-е место) и бесстыжими аргументами босса русского биатлона;
– ободряющее обещание самоподготовки за свой счет от того же босса тотально разобранному капитану мужской команды прямо накануне рекордного 94-го места;
– напускное привлечение неподготовленных юниоров в Холменколлен, при демонстративном недоверии предыдущему поколению Кайшевой-Мироновой;
– отданная без борьбы женская квота (причем отданная конкретно в эстафетах необъяснимыми решениями по составу) – о перспективах ее возвращения сейчас и говорить неприлично;
– положение тех, на кого ставили в начале сезона – одни уже вдалеке от сборной (Подчуфарова, Слепцова, Загоруйко, Малышко), другие (Акимова, Цветков, Бабиков, Елисеев) разобраны до безобразия, но все равно вынуждены бежать – кто-то после незапланированной паузы, кто-то без.
Все это – последствия работы тренеров централизованной группы. Там давно не разобрать, кто за что отвечает – только в редкие дни побед их творцы гордо появляются из темноты, чтобы через несколько не самых удачных дней снова затаиться.
В современном русском биатлоне централизованная подготовка – палка с двумя концами. На одной – единственный шанс пробиться в элиту (хотя после появления сборной Кореи уже не единственный), гарантия (в некоторых случаях – надежда) регулярного появления в основе почти независимо от состояния, лояльное отношение и бесконечные шансы. На другой – непонятная работа, несколько лет подряд приводящая к невнятным результатам, лимит прогресса и перспектива регулярных угроз вроде «уйдешь на самоподготовку за свой счет» и вопросов «зачем мы в него деньги вкладывали».
А чтобы избежать такой заботы, нужно быть Антоном Шипулиным, но даже этого может не хватить.
И все-таки есть предчувствие, что в олимпийское межсезонье Шипулина не тронут и ни в какую общую группу не затянут, как бы ни зондировал сейчас эту почву Тихонов. Банально испугаются – за уровень своих знаний, умений, способностей. В самый важный сезон снова запороть подготовку Цветкова, Елисеева, Бабикова – не то же самое, что загнать приносящего медали Шипулина.
Но ведь могут же…
Фото: REUTERS/NTB Scanpix/Heiko Junge; РИА Новости/Андрей Аносов/СБР
то что каждое упоминание о Антоне причиняет тебе перманентный баттхёрт прекрасно видно и на общих ветках, теперь сюда поскулить пришёл, болезный?
Или она изначально не должна была бежать, и её засунули в состав только для того, чтобы забить свободное место и не брать кого-то из молодых?
Все-таки в мужской сборной России ситуация похожа на французскую: есть лидер и есть все остальные. Это все-таки надо принимать как данность и строить подготовку исходя из этого, а не ломая лидеру всю его систему.