6 мин.

В бой идут дамы и пажи

   Перед началом последней смешанной эстафеты в сезоне французская сборная вовсе не выглядела основным претендентом на победу. В отсутствие главного мушкетёра команды Мартена Фуркада на заключительный этап вновь был брошен многострадальный Кантен Фийон Майе, вдобавок ко всем своим проблемам ещё и сломавший накануне винтовку. Такой рискованный ход от французского тренерского штаба немного удивил, особенно после того, как двукратный серебряный призёр ЧМ-2017 пролетел мимо последней мужской эстафеты в Пхенчхане, где всем его старшим товарищам по команде удалось продемонстрировать отменную форму вкупе с более стабильной стрельбой. Но в Контиолахти в более-менее приемлемых кондициях удержался один Дестьё, а задействовать юного Фабьена Клода тренеры, видимо, не пожелали. Самой мощной в предстартовом протоколе казалась сборная Норвегии, выступавшая полностью основным составом: Олсбю-Экхофф-Й.Бё-Свенсен, но вчерашняя гонка в очередной раз доказала, что мнение предстартового протокола иногда ничего не значит.

   Откровенно говоря, у каждого из четвёрки победителей смешанной эстафеты в Контиолахти были свои проблемы по ходу сезона, которые предстояло преодолевать. Мари Дорен-Абер после подиума в гонке преследования сама призналась, что сезон сложился не совсем таким образом, как хотелось. Конечно, на фоне роскошного камбэка после рождения дочери и борьбы за Хрустальный Глобус в прошлом сезоне результаты нынешнего не могут полностью устраивать спортсменку. Основным врагом Мари на протяжении всей зимы была нестабильность, по возможностям на данный момент она по-прежнему остаётся одной из сильнейших в женском пелотоне, что и доказала вчера. Идеальная работа на лёжке позволила француженке на несколько секунд оторваться от соперниц, дальше же ей просто снова удалось продемонстрировать свою скорость во всей красе. Блистательное выступление Дорен-Абер совпало с трудностями у главных конкуренток, и на передачу эстафеты Мари прибыла в гордом одиночестве — 20 секунд от ближайших преследователей. В то время как наиболее опасные соперники — Норвегия, Германия, Россия — по итогам первого этапа затерялись где-то далеко позади в дебрях пелотона.

   Анаис Бескон, чемпионка мира в смешанной эстафете-2016, в этом году утратила статус второго номера сборной и даже просидела в запасе большую часть чемпионата мира в Хохфильцене. К весне 29-летняя биатлонистка наконец обрела оптимальную форму, позволившую ей взять бронзу в гонке преследования в Пхёнчхане. В отличие от своих ярких молодых соотечественниц, которые при всём их таланте ещё нуждаются в эстафетной закалке, Анаис — проверенный командный боец, чьи опыт и надёжность всегда могут пригодиться. Как это и случилось вчера. Француженка провела свой этап практически безупречно, уверенно нарастив полученное от Мари преимущество над вторым местом до 40 секунд. Правда, на это самое второе место благодаря отличной работе Марен Хаммершмидт выкарабкалась сборная Германии, у которой впереди ожидались два сильных мужских этапа. Как бы то ни было, обе французские Жанны д'Арк уже сделали своё дело выше всяких похвал, заложив такой фундамент для победы, что подвести их было бы просто непростительно.

   

    Впрочем, шансы прекрасной половины сборной Франции на своих этапах изначально на бумаге котировались выше, нежели мужского отряда. Естественно, что в компании юных пажей они и взяли на себя лидерскую ответственность и проделали максимальную работу. Но и пажи проявили себя отнюдь не мальчиками для битья. Симон Дестьё, которого болельщики уже привыкли видеть в лучшем случае середняком, вдруг тоже ожил и как будто даже вышел на пик формы к концовке сезона. По крайней мере, его ход в последних личных гонках начиная с Пхёнчхана, мягко говоря, впечатляет. И это давало надежду, что хотя б уж слишком много он на своём этапе не проиграет. Пусть за ним и гнался один из быстрейших биатлонистов в мире — Бенедикт Долль. Ходом Дестьё в самом деле был неплох, однако уже после первой же стрельбы половины комфортного задела как будто бы и не бывало. А после гонки мы в который уже раз услышали слова Симона о том, как ему трудно психологически принимать эстафету в лидерах! 25 секунд от Долля уже невольно вызывали тревогу. К счастью, финишный круг всегда был сильной стороной Дестьё, как бы парадоксально это ни звучало — в любом состоянии на последнем кругу он всегда мог выжать из себя больше, чем до этого. Теоретически как раз в данных обстоятельствах, будучи в нескольких гонках подряд вторым по результатам в команде после Фуркада, 25-летний француз мог бы и попробовать себя в роли финишёра. Но, наверное, для того, чтобы уметь завершать усилия целой команды, нужно немного больше, чем просто быть впереди партнёров по сборной по спортивному принципу. Не зря наличие железного характера и лидерских качеств — или же их отсутствие — у последнего эстафетчика издавна играло такую важную роль в судьбах медалей командных гонок.

     Французский тренерский штаб вновь сделал ставку на Кантена. На биатлониста, чьи проценты попадания в стрельбе в нынешнем сезоне составляют 81,3%. На 24-летнего парня, заходившего на штрафной круг в предыдущей смешанной эстафете и в предыдущий раз, когда бежал последний этап. Наконец, на человека, который за день до этого сломал приклад своей винтовки. Все мы не раз видели, как стреляют биатлонисты, если им приходится срочно заменять винтовку или хотя бы часть её. Но какие могут быть оправдания в случае неудачи, если тебе передают эстафету с запасом в 25 секунд? Верное золото, на которое сполна наработала женская половина коллектива. Никто не поймёт, никто не простит, если этого золота не будет. Отступать некуда, Мартена Фуркада, который может исправить твои огрехи, впереди нет. Зато есть мощный Арнд Пайффер на хвосте, которому терять нечего, и он будет рвать и метать, чтобы сотворить чудо для своей команды.

     На заключительном этапе градус напряжения борьбы за победу накалился до предела. Хотя к концу этапа Бескон казалось, что молодым французским парням эта победа ничего не будет стоить. На первом рубеже оба биатлониста промахнулись по разу, но если Пайффер стрелял как пулемёт и рисковал, пытаясь отыграть отставание, то Фийон Майе выцеливал каждую мишень так, будто от этого зависела его жизнь. И, кажется, не только его, судя по лицам Франка Бадью и Симона Дестьё, выхваченным камерой во время первой стрельбы Кантена. Дестьё и вовсе выглядел так, словно его вот-вот хватит удар. Страшно представить, что с ними было, когда Кантен стрелял стоя! И не только два раза промазал, но и целую вечность не мог вставить дополнительный патрон. Когда он сам в отчаянии тряхнул свою винтовку, точно пытаясь привести её в чувство, всё это выглядело, как верное предзнаменование неминуемого краха. Всё-таки у болельщиков уже почти развился комплекс "стойка Кантена Фийон Майе в эстафетах". Хорошо, что не у самого спортсмена! КФМ стоял на краю пропасти, однако сдюжил. Зато рядом дрогнул Арнд Пайффер, в точности повторивший злоключения своего соперника на рубеже. Перед последним кругом их разделили 15 секунд, а значит, выявлять победителя предстояло знаменитой контиолахтинской Стене.

     Два года назад мужская сборная Германии праздновала здесь победу на чемпионате мира. В той гонке Кантен благодаря партнёрам по команде получил свою первую медаль с ГС, но тогда Стена стала для него настоящим кошмаром. В тот раз уставший к концу сезона французский паренёк слил тому же Пайфферу тридцать секунд на одном последнем кругу и еле дополз до передачи эстафеты. Теперь, спустя два года, грозный силуэт немца был временами пугающе близок на заключительном кругу, однако повзрослевший Кантен решительно не настроен был дарить ему повторение сюжета двухлетней давности. И если на более ровных отрезках Пайффер ещё кое-что отыграл, то на Стене французский финишёр не отдал ему ни пяди. Тем не менее, напряжение держалось вплоть до того момента, пока Кантен не поднял французский флаг на последних метрах дистанции. Только тогда стало ясно, что он и в самом деле выстоял и дотерпел. 11 секунд — не самый спокойный отрыв для финиша с флагом, но там и Пайффер бросил догонять, поняв, что золото недостижимо. А Кантену, вероятно, просто очень хотелось сделать это в первый раз. И точно не в последний. С таким опытом в будущем уже ничто не страшно. Потому что железные нервы куются в жаровне.