«Трасса убийственная, а спуски – вообще кошмар». Биатлон возвращается в Корею
Олимпийский чемпион Владимир Аликин – о коварном Пхенчхане.
В 2009-м Пхенчхан уже принимал большой биатлон – и не просто кубковый этап, а чемпионат мира. С Бьорндаленом, Зайцевой, Вильхельм, юным Фуркадом... Из россиян, добравшихся тогда до Кореи, в сборной осталась только Светлана Слепцова. Она выиграла эстафету вместе с Анной Булыгиной (Фролиной). Которая, ирония судьбы, сейчас гоняет за... Корею.
Сегодня, перед стартом предолимпийского этапа, Вячеслав Самбур связался с Владимиром Аликиным, который 8 лет назад тренировал мужскую сборную России, и расспросил самое интересное: про коварную трассу, акклиматизацию и питание.
Дорога в Пхенчхан – это дико сложно?
Добираться очень долго. В 2009-м мы вылетали на ЧМ из Москвы – сначала в Новосибирск, а там пересели на прямой чартер. То есть два перелета часов на 10 в сумме.
Нас довольно быстро провели через таможню, посадили в автобус и повезли в отель – дороги там отличные, салон тоже комфортный. Можно было лечь, многие так и сделали.
В целом, путь, конечно, непростой – это не по Европе кататься. Но вряд ли кто-то должен жаловаться, такая работа.
Когда лучше приезжать, чтобы не накрыла акклиматизация?
Естественно, сначала день с ночью путаются – особенно сложно европейцам, многие туда поэтому и не рвутся. В идеале, для нормальной подготовки лучше приезжать недели за полторы до первого старта. У нас такой возможности не было – 2-3 дня терпишь, работаешь через силу. Потом привыкаешь и чувствуешь себя более-менее, но это очень индивидуально – кому-то и недели может не хватить.
Если заранее все распланировать, то приезд на Олимпиаду за полторы-две недели – это не проблема.
Простой пример, как все было «продумано» перед Ванкувером в сезоне-2009/10. Еще на первом этапе в Эстерсунде к нам приехал представитель Канады, раздал визитки, реквизиты: есть такой остров Вашингтон. Пожалуйста, приезжайте заранее, это хорошее место для подготовки – а в Уистлер на стадион вас все равно так рано не пустят. Там могут быть проблемы со снегом, подготовительные работы – поэтому трасса будет закрыта.
Я сразу сказал Кущенко и Барнашову: занимайте места, нам нужен сбор там. Они: да-да-да, все знаем, все сделаем. Хватились поздно, прилетели туда проверять – отель какой-то нашли, а мест на стадионе уже нет. Все тренировки расписаны, все установки на стрельбище заняты. Наши предлагали заплатить и поставить 3-4 дополнительные установки. Канадцы на это не пошли – мы были вынуждены искать другое место.
Пхенчхан-2018: олимпийские арены за год до Игр
Какая в Пхенчхане трасса?
Высота относительно мягкая, меньше 1000 метров. Но трасса – одна из сложнейших в мире, убийственная. Очень жесткие подъемы, но это еще ладно, а вот спуски – вообще кошмар.
Мы даже собирали тренерское совещание, чтобы найти возможность ее упростить. Но я не знаю, насколько это реально – вариантов практически нет. Где-то поджимает река, где-то постройки и рельеф – никто же не будет срезать холмы бульдозером. Единственное, что можно сделать – поработать с контруклонами, чтобы люди не вылетали.
По большому счету, трасса скоростная. Профиль подходит взрывным ребятам, как раньше были Чудов и Устюгов. Ну и тем, кто владеет горнолыжной подготовкой, не боится спусков.
У меня есть фото Андрея Прокунина, который сейчас тренирует сборную Кореи, после падения – он пришел, а носков у обеих лыж просто нет. Как ножом срезало. Падений тогда было много, даже винтовки ломали. Со спуска по гололеду вылетали на кашу – людей бросало так, что мало не казалось.
Сейчас трасса не легче. Взгляните сами:
Подход к стрельбищу несложный – сначала с хорошего спуска, потом по равнине метров сто. Стрельбище стоит в долине, между гор, но ветер там все равно бывает, и сложный. Опять же, если тренировка идет при естественном освещении, а гонки будут при искусственном – это дополнительные неприятности.
В 2009-м соревновались на искусственном снегу – сейчас, я так понимаю, будет то же самое. Это большая забота для сервиса: тренировки были днем, а к вечеру солнце вымораживало. Норвежцы в 2009-м это смекнули, заявились в последнюю группу на спринте, хорошо намазались – имели по 20-30 секунд преимущества с круга.
Азиатская экзотика ощущалась?
Чувствовалось, что зимние виды – не совсем для корейцев. Трибуны были пустые. Организация тоже страдала – возникали проблемы с переводом, даже на судейских заседаниях, какие-то накладки с материалами, с техническими моментами. Достаточно вспомнить скандал с Чудовым и Бьорндаленом. Думаю, к Олимпиаде все эти изъяны уберут, ничего подобного не повторится.
Последний воин. Почему мы всегда болели за Чудова
Хотя и плюсы были: шаттлы ходили вовремя. Стадион очень красивый и удобный, деревня тоже – она была отстроена уже тогда. Интересные дома блоками, из камня, стоят на холме. Очень красиво. Но в 2009-м деревня была закрыта, все сборные жили в отеле в метрах 500 от нее.
Многих беспокоит кухня, но это зря. Питание, конечно, своеобразное, но на Олимпиаде точно приготовят привычные на всех континентах блюда, да и есть вариант приехать туда со своим поваром. Мы так делали в Ванкувере.
Хотя почему бы для интереса не попробовать местные блюда? Корейцы любят острое, я тоже. Выглядит красиво, берешь с тарелки – и во рту все горит.
Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков; biathlonrus.com/Андрей Аносов/СБР; Gettyimages.ru/Martin Rose/Bongarts, Tom Pennington
На правах пожелания-совета.
Создать некоторый архив воспоминаний топовых биатлонистов (не только российских) о трассах КМ (их не так много). Болельщик видит все несколько иначе, а точка зрения спортсменов существенно расширяет кругозор и улучшает понимание.
Надеюсь Шипулин не летел из Екатеринбурга в Москву, чтоб полететь в Новосибирск) У него там 4 часа разница, вполне норм.