«Даже реакция патронов на ветер коварнее». Тонкости биатлона в горах
Так интересно может рассказывать только трехкратный чемпион мира Павел Ростовцев.
Антхольц – специфическое место по многим аспектам, отсюда и такие любопытные результаты.
Есть чисто субъективный критерий – легкая или тяжелая высота. Это индивидуально, каждый переносит горы по-своему. Не все зависит просто от цифры – 1300, 1500, 1700 метров над уровнем моря. Та же Поклюка не выше Антхольца, но переносится гораздо сложнее.
Я ни разу не был в Бакуриани, но часто слышу, что там высота переносится легко. А, например, на Семинском перевале – плохо.
«Лучше друзей, чем русские, у нас нет». Горы, которые обожал советский спорт
Антхольц – тяжелая высота?
По мне, скорее, легкая. Хотя, казалось бы, почти 1700 метров – по правилам, это предел, бегать выше нельзя. Но трасса относительно простая: крутых, убийственных подъемов нет, зато есть катучие.
Можно сопоставить с тем же Рупольдингом, где бегали неделю назад. Там за стрельбищем очень серьезный подъем, вкатить в него нельзя – можно забраться таким скользящим бегом. В Антхольце подобной крутизны нет – то есть ты не вбегаешь, а именно катишь. Есть длинные участки, где можно работать под каждый шаг, где большая фаза проката. Много пологих подъемов и отрезков, где можно выезжать за счет равнинной техники.
Лет 15-20 назад дистанция в Антхольце была сложнее. Помню, 4-километровый круг был вообще жестким. Я первый раз приехал туда в 1999-м – круги были совсем другими, с более тяжелыми подъемами. Несколько лет назад все изменили.
Почему здесь кому-то не бежится, а кто-то, наоборот, всегда в порядке?
Отчасти это связано как раз с катучим профилем трассы. Антона Шипулина никак не отнести к выскочкам, но все знают, что Антхольц – его место. Антон мощный спортсмен, здесь ему удобнее показывать длинный прокат, продвигаться за счет мощного отталкивания – рельеф позволяет в полной мере реализовать эти навыки. Это технический момент.
Разумеется, есть и физиологические причины – предрасположенность организма. В любом случае, когда ты регулярно с успехом соревнуешься на высоте 1700 метров, дело не только в технике. Особенности организма позволяют переносить эту гипоксию, эту влажность воздуха, эту температуру.
Я совсем не знаю Надин Хорхлер (на фото), но по статистике очевидно, что в Антхольце она тоже готова показывать высокие результаты. Вчера сказался и психологический эффект: она узнала об участии в масс-старте за несколько часов до гонки. Никто от нее ничего не ждал – она спокойно отстреляла ноль, наверняка отлично сработали лыжи, сказалась и свежесть.
По движениям на финишном круге было понятно, что Коукалова вымоталась. А Хорхлер, несмотря на свою комплекцию, ехала легко. В последние 200-300 метров ей удалось мощно ускориться – неожиданностью это не стало.
Не надо забывать – уже шестой этап Кубка мира, и усталость, безусловно, накопилась. Посмотрите, сразу после новогодней паузы все лидеры выступали мощно. Сейчас пошли пропуски: Фуркад, Шипулин, Свенсен, Бьорндален брали лишний день отдыха – люди берегутся, силы-то не бесконечны.
Считается, что местный, медленный, снег лучше подходит нашим. Это так?
В Ханты-Мансийске снег гораздо медленнее, еще и перемороженный. В Антхольце вполне нормальный.
Прежде всего, я бы говорил о естественном снеге. Искусственный в Антхольце насыпают крайне редко. А естественный – конечно, будет помедленнее. Это первое. Второе – погода: влажность здесь невысокая – соответственно, снег суховатый. Все это в комплексе сказывается на скольжении.
Само скольжение комфортно для наших спортсменов. Почему? Понятно, что в детстве-юности все они тренировались на трассах с естественным снегом. То есть это во многом вопрос привычки.
Сложность в том, что снег холодный – ночью же стоит минус. Потом солнце встает, прогревается воздух – и лыжня становится оплавленной. То есть вроде бы и тепло (около нуля или даже плюс), но сам снег холодный. И вот верхний слой под солнцем становится оплавленным – это уже забота сервис-бригады. У кого есть наработки, те справляются хорошо.
Бабиков в начале этапа сказал, что мышечно не ощущал высоты, но не мог прибавить. Это горы?
Вопрос в нехватке кислорода. Какое свойство организма лимитирует нашу работоспособность? Максимальное потребление кислорода – то количество кислорода, которое спортсмен в себя загоняет, и как он потом усваивается в клетках.
Вот лимитирующий фактор. Чем меньше кислорода, тем и работоспособность ниже. То есть могу предположить, что тот же Бабиков мышечно готов хорошо. Мышцы справляются с нагрузкой, а функциональная, сердечно-сосудистая система не дает выйти на высокую интенсивность. Для этого недостаточно кислорода. Так что да, это горы.
В Антхольце есть четко выраженный момент – лучше спокойнее начать. Хотя на первом круге легко обмануться: ты свежий, полно сил, трасса не особо сложная, виды замечательные. Ты идешь с тем напряжением, которое в других местах позволяло тебе справляться на всей дистанции. Очень легко перебрать.
В масс-старте на примере Акимовой это просматривалось. Два круга прошла нормально, потом начала западать. Рубит очень быстро – в горах нужен запасик. Но такие вещи приходят с опытом, надо чувствовать свой организм. Идти с большим запасом – значит, проигрывать. А идти на пределе или близко к нему – значит, получить большое западение в конце. В Антхольце такое часто бывает, люди просто встают.
Влияют ли условия среднегорья на стрельбу?
Здесь можно говорить даже не о спортсменах, а о материале. Неоднократно замечали, что реакция патронов на эти условия не такая, как на равнине. Флажки вроде натянуты так же, но смещение гораздо больше.
Был такой эпизод в 2012-м, бежали эстафету. Света Слепцова на одном этапе с Нойнер, идут первый круг. Поднялся ветер – флажки вроде не сильно натягиваются, а винд-компьютер мне показывает очень большую поправку. Свете эту информацию успели передать в последний момент, за 300 метров до рубежа – там после нырка трассы тренеры стоят.
Она среагировала – отстреляла из шести, Нойнер ушла на круг. Это тонкий момент, длился не всю гонку. Ветер натянулся – и по флажкам просчитать было сложно, компьютер помог. Я следил за женской пятнашкой в четверг – промахов было много отчасти и из-за этого. Спортсменки реагировали на флажки, но местный ветер коварнее.
Что важно знать о трассе в Хохфильцене, где пройдет ЧМ?
Это тоже высота, но помягче, поприятнее – в районе 1100. Бежится точно легче, чем в Антхольце, даже само пребывание не такое выматывающее.
Хороший подход на рубеж, практически со спуска. Но не сказал бы, что профиль совсем уж простой. Трасса, как и в Антхольце, катучая, с мягкими подъемами, крутых нет. Но различие с Антхольцем в том, что практически негде отдыхать – постоянно надо терпеть. В целом, дистанция подходит большинству спортсменов – нет явного преимущества одного телосложения над другим.
Одним из ключевых факторов станет работа лыж. Малейшее непопадание на таких трассах обходится дорого – в Хохфильцене, особенно на первой части круга, можно потерять много сил. Здесь еще опасность в осадках – снег валит помногу и непредсказуемо: или до гонки, или во время гонки, или все ждали, а он не пошел. Так что погода может серьезно вмешаться в расклады в спринтах и индивидуальных гонках.
Стрельба должна быть комфортной – многим она удается именно в Хохфильцене. Ветер туда иногда заглядывает, но не слишком сложный.
Вариантов подготовки к ЧМ много – тут важно знать, где и в какие сроки проходили предыдущие сборы. В любом случае оставшееся время лучше посвятить сначала отдыху, а потом работать уже на набор формы, на подводку.
В нашей команде виден разброс по функциональному состоянию. Возможно, свою роль сыграли специфические условия этапа в Антхольце. Но вообще, за две недели до ЧМ хорошо бы уже приближаться к пику формы. Сам пик на данный момент – это, наверное, рановато. Но яма – это точно поздно, за оставшееся время из нее не подняться.
Как правильно стрелять в ветер? Об ураганном этапе в Оберхофе
P.S. 19 января в семье Павла Ростовцева и его супруги Ольги родился сын Матвей. Sports.ru поздравляет лучшего биатлонного эксперта страны!
Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов
Безумно интересный материал, побольше бы такого.