Золотая сотня 1960-х. № 5-1 (финал)
# 5. The Kinks - You Really Got Me (1964)
Песня "You Really Got Me" (Ты реально меня зацепила) группы The Kinks справедливо считается веховой и даже поворотной во всей истории рока, так как гитарный рифф из этой композиции стал первоосновой хард-рока, хэви-метала и прочих разновидностей тяжелой гитарной музыки, распространившейся позже. Примечательно, что изначально Рэй Дэвис сочинил мелодию песни на пианино. По воспоминаниям брата Рэя Дэвиса, гитариста The Kinks Дэйва, в то время им очень нравилась песня американского исполнителя Джимми Джуффри "The Train and the River”, в которой был мелодический ход «ба-ба, ба-ба". Под впечатлением от этой песни Рэй наигрывал на пианино разные вариации, пока не сочинил мелодию из двух нот, которую Дэйв позже превратил в гитарный рифф.
В то время еще не использовался дисторшен и другие гитарные примочки, поэтому для того, чтобы сделать гитарный звук жестче и объемней, музыканты шли на разные хитрости. Рэй втыкал металлические спицы в динамики, а Дейв "издевался" над усилителем. Он вспоминал: "Я обычно сидел в своей комнате с маленьким зеленым усилителем, звук которого я просто ненавидел. Однажды я разрезал динамик и подключился к нему, как к большому усилителю (на 30 ватт). Когда я услышал, как это звучит, я подумал, чёрт, да это лучшее, что я когда-либо слышал!"
Во время звукозаписи группе помогали сессионные музыканты, среди которых был будущий клавишник Deep Purple Джон Лорд. По его воспоминаниям, за работу в студии ему заплатили пять фунтов. Существует версия, что свою руку приложил и Джими Пэйдж, однако сам Джими отрицал это, говоря о том, что он, действительно, принимал участие в записи некоторых вещей Kinks, но конкретно в You Really Got Me он не играл. Однако Джон Лорд утверждал, что именно Пэйдж сыграл то самое соло в You Really Got Me. Косвенным доказательством участия Пэйджа могут служить и слова Дейва Дэвиса, который вспоминал, что во время записи никак не мог правильно сыграть соло, из-за чего брат Рэй ругал его. По словам Дейва, в итоге он послал Рэя куда подальше и сыграл так, как мог, однако это гитарное соло не вошло в итоговую запись сингла. Следовательно, это соло сыграл кто-то другой и вполне вероятно, что именно Пэйдж.
Так или иначе, песня с ходу стала популярной и поднялась на 1-ю строчку британского чарта. Однако сами участники группы не ожидали такого успеха и были сильно удивлены тому, что You Really Got Me стала хитом. Дейв вспоминал: "Когда “You Really Got Me” вышла, она была такой необычной. Казалось, что она никому не нравится – пока она не стала международным хитом. Помню, как впервые услышал ее по радио в машине моего приятеля. Я был ошарашен. Я думал, это кто-то другой. Я сказал: «Это мы? Это мы!"
Впоследствии на песню было сделано множество каверов, она была включена в Зал славы рок-н-ролла, список 500 величайших треков всех времен по версии Rolling Stone (№ 30) и другие авторитетные рейтинги. Эпохальная во всех отношениях вещь!
# 4. The Rolling Stones - I Can`t Get No (Satisfaction) (1965)
Многие меломаны и любители рока не слишком ценят эту песню, считая ее слишком примитивной, попсовой и даже пошлой, чем-то из разряда "пипл хавает" образца середины 60-х. Мальчик не может не получить удовлетворения с девочкой. Ну, что за низкопотребщина, что за несуразный китч? Брезгливо кривились уважаемые британские джентльмены, услышав вопли и завывания молодых наглецов, называвших себя группой "The Rolling Stones". Даже Кит Ричардс, придумавший основной рифф Satisfaction, говорил, что не любит эту песню, считая ее слишком детской и несуразной. Однако песня не просто стала популярной, а произвела эффект разорвавшейся бомбы, в одночасье превратив "роллингов" из переспективной британской группы, коих в то время были десятки и сотни, в суперзвезд мирового масштаба, и кумиров для бесчетного количества поклонников и поклонниц.
История песни берет свое начало 5 июня 1965 г, когда "роллинги" находясь в американском турне давали концерт в городе Клируотер, штат Флорида. Во время выступления несколько сотен молодых фанатов устроили драку с полицией, поэтому мероприятие пришлось свернуть уже после четырех песен. Вечером того же дня уставший и сонный Кит Ричардс, сидя в отеле, импровизировал на гитаре и между делом сочинил рифф, который лег в основу будущей песни. Он включил свой старенький магнитофон, нажал на кнопку записи, напев строчку "I can’t get no", и отрубился. Перемотав с утра пленку обратно, он услышал 30 секунд риффа "Satisfaction" и 40 минут своего храпа.
Изначально он планировал, что главный рифф песни будут исполнять духовые. Затем ему под руку попалась "педаль" фузза (Gibson Maestro fuzzbox), и было решено исполнить рифф на ней. В своей автобиографии гитарист написал: "До этого нигде и ни у кого фузз не звучал так тяжело, вот почему это так поразило воображение всех в то время". Несколько дней спустя Мик Джаггер дописал текст песни, и группа записала первую акустическую версию композиции в чикагской студии Chess Studios. Версия на электрогитаре была создана чуть позже в студии RCA в Голливуде. Кстати, сам Ричардс утверждает, что на каждом концерте играет ее по-разному.
Мик Джаггер так объяснял природу популярности этой песни: "Эта песня была той, которая на самом деле сделала ROLLING STONES, превратила нас из одной из второстепенных групп в группу-гигант, группу-монстр. Вам всегда нужна одна песня. Мы не были американцами, а Америка – это было круто, и нам всегда хотелось добиться здесь успеха. Производило очень большое впечатление, как эта песня и популярность группы становились всемирными… Это характерная мелодия, действительно, что-то вроде великого произведения классической живописи – вроде подписи, которую все знают. У неё очень запоминающееся название. У неё очень запоминающийся гитарный рифф. У неё великолепный гитарный звук, который в то время был оригинальным. И она уловила дух времени, что для таких вещей очень важно… Что было отчуждённостью. Или, может быть, даже намного больше, но что-то вроде сексуальной отчуждённости"
Помимо списка 500 величайших песен всех времен (2-е место), "(I Can’t Get No) Satisfaction" включена в несколько других известных рейтингов, среди которых "Топ 100 величайших рок-песен" (1-е место) и "Топ 100 синглов всех времен" (7-е место)
# 3. Led Zeppelin - Whole Lotta Love (1969)
Led Zeppelin были, возможно, лучшей рок-группой в истории музыки, представлявшей удивительный симбиоз талантливых музыкантов, собравшихся в одно время и одном месте. Их первый хитовый сингл "Whole Lotta Love" (Много-много любви/Большая-большая любовь) положил начало огромной популярности хард-рока. Как отмечал Артемий Троицкий в своей передаче "опыт рока", "с этой песни хард-рок начался и после этой песни его можно было закрывать, так как ничего лучше придумать было невозможно". "Цеппелины" фактически обозначили новый вектор развития гитарной музыки в сторону объемного и жесткого звука, построенного на запоминающихся гитарных риффах и мощнейшей ритм-секции. В этой связи роль барабанщика Джона Бонэма и басиста Джона Пол Джонса при формировании саунда группы была ничуть не меньше, чем гитариста Джимми Пэйджа и вокалиста Роберта Планта.
В основу песни был положен гитарный рифф, который Пэйдж сочинил летом 1968 года, когда он находился в своем плавучем доме на Темзе. Он вспоминал, что вдохновение появилось благодаря его давней любви к длинным вступлениям гитаристов, игравших кантри-рок. Однако как только он сочинил рифф, понял, что он достаточно мощный, чтобы не просто начать песню, а полностью вытянуть ее на себе. Когда несколько недель спустя он сыграл рифф группе в своей гостиной во время репетиций первого альбома, этот гитарный ход тотчас всех взволновал. Как говорил сам Пэйдж, «Мы почувствовали, что этот рифф притягивает, как нечто запретное»
Помимо гитарного риффа интересной особенностью песни стала срединная часть, в которой инструменты на какое-то время приглушаются и на первый план выходят различные шумы, создающие в совокупности необычные гармонии, завершающиеся мощнейшим гитарным соло. По словам Джимми, важную роль в оформлении этой «шумовой» части песни сыграл звукоинженер Olympic Studios Эдди Крамер. Джимми вспоминал: «Я точно объяснил ему, чего хочу от средней части Whole Lotta Love, и он блестяще помог мне достичь желаемого. У нас было заготовлено много звуков на плёнке, включая терменвокс и обратное эхо слайд-гитары, но именно его познания в области низкочастотных колебаний помогли мне эту картину эффектов завершить. В противном случае пришлось бы искать другие решения»
Что касается текста песни, то здесь участников Led Zeppelin уличили в плагиате. По инициативе Роберта Планта, в тексте "Whole Lotta Love" были использованы целые строчки из знаменитой композиции "You Need Love", которую Вилли Диксон написал для Мадди Уотерса. Нарушение авторских прав привело к судебному разбирательству, которое завершилось не в пользу "цеппелинов".
В ноябре 1969 г. песня была выпущена первым синглом с альбома "Led Zeppelin II", изданного на лейбле Atlantic. Она вошла в топ-10 хит-парадов многих стран. К апрелю 1970 г. были проданы более миллиона копий, и пластинка официально стала "золотой". "Whole Lotta Love" входит в список 500 величайших песен (№ 75). Она также является одной из самых значимых хард-рок-песен по мнению VH1. А слушатели BBC Radio 2 признали знаменитый проигрыш лучшим гитарным риффом всех времен
# 2. The Beatles - Hey Jude (1968)
Считается, что гениальные произведения искусства рождаются в те периоды, когда их создатели переживают личные драмы, а подчас даже трагедии. Бывает, что причиной для написания чего-то вечного становится тяжелая ситуация в жизни близких или друзей автора. Так случилось с Полом Маккартни, который летом 1968 г. ехал к своему другу Джону Леннону, который развелся со своей женой Синтией, чтобы морально поддержать сына Леннонов Джулиана.
Пол вспоминал: "Пока я ехал к ним на машине, начал сочинять строки. "Эй, Джул, не переживай, возьми грустную песню и сделай её лучше…" Это были оптимистичные, полные надежды слова ободрения для Джулиана: "Да, дружище, твои родители развелись. Понимаю, что ты чувствуешь, но со временем тебе станет легче". В конце концов, я поменял "Джул" на "Джуд". Одного из персонажей "Оклахомы" (популярный в то время мюзикл) звали Джудом, и мне нравилось это имя. Когда я закончил песню, я спел её Джону, хотя считал, что над ней ещё нужно поработать. Там была строчка "the movement you need is on your shoulder". Я бросил взгляд на Джона и сказал: "Этот отрывок я собираюсь исправить". - "Зачем?" - "Слово shoulders уже было в тексте. И потом, это глупое выражение, а я повторяю его, как попугай. Я изменю его". Но Джон сказал: "Не вздумай! Это же лучшая строчка в песне! Я понимаю, что ты хочешь ей сказать, и это здорово". В итоге эта строка осталась в тексте.
30 июля 1968 г. участники группы начали работу над записью в студии "Тридент", где было подходящее оборудование. Маккартни добавил бас и вокал, остальные битлы пели бэк-вокал, а в конце оркестр из 36 инструментов играл длинную коду. Классическим музыкантам предложили двойную плату, если они будут хлопать в ладоши и петь "на-на-на-на". Большинство были счастливы принять участие, особенно за двойную плату, но, по воспоминаниям звукорежиссера Джорджа Мартина, нашёлся один недовольный, который демонстративно покинул студию со словами: "Я не собираюсь хлопать в ладоши и петь эту идиотскую песню Маккартни!"
Итоговая запись составила больше 7 минут и Мартин посчитал, что это слишком долго для сингла. Он вспоминал: "Я сказал парням: "Нельзя записывать такой длинный сингл". Но тут ребята меня атаковали, как всегда, и Джон спросил: "Почему?" Я не смог найти достойный ответ и сказал первое, что пришло в голову: "Диск-жокеи не смогут играть эту пластинку". Леннон ответил: "Будут, если она наша". И он, конечно, был абсолютно прав».
Примечательно, что на исходе третьей минуты едва слышится фраза Маккартни "Oh, fucking hell!", которую он произнес, сыграв неправильную ноту. По инициативе Леннона ляп решили не убирать, а только приглушить. Еще один казус случился с Ринго Старром, который чуть не пропустил свою партию, отлучившись в туалет во время записи.
Сингл вышел 26 августа 1968 г. в США и 30 августа в Великобритании. Его ждало триумфальное шествие по чартам, 9 недель на вершине американского хит-парада, миллионные продажи, восьмое место в списке 500 величайших песен всех времен, а также другие награды и номинации. По результатам голосования, песня названа самой любимой среди британцев из всех песен The Beatles. Маккартни спел ее на открытии Лондонских Олимпийских игр 2012 года и финальную часть с "на-на-на-на" пел хором весь олимпийский стадион. Поистине народный хит на все времена!
Внизу знаменитое видео выступления битлов на "вечернем шоу Дэвида Фроста" в 1968 г. (Маккартни начинает петь на 55-й секунде)
# 1. The Jimi Hendrix Experience - All Along The Watchtower (1968)
Почему именно эта вещь на первом месте? Все просто. Главным инструментом в роке является гитара, лучшим гитаристом в истории является Хендрикс, а это его самая гениальная гитарная композиция. Изначально эту песню сочинил Боб Дилан, но версия Хендрикса настолько впечатлила его, что Дилан не только признал, что Джими сделал лучше, но и стал на концертах утяжелять звук, играя эту вещь в стиле Хендрикса. Он вспоминал: "Она по-настоящему ошеломила меня. Он [Хендрикс] был таким талантливым. Он мог отыскать в песне нечто и решительно развить это. Он находил то, что другие люди никогда бы не стали там искать… На самом деле, я получил разрешение исполнять песню в его версии и продолжаю делать это по сей день"
В свою очередь Джими высоко оценил поэтическое дарование Дилана, называя его примером для подражания в вопросе написания текстов песен. Он говорил: "Всем людям, которым не нравятся песни Боба Дилана, следует почитать его стихи. Они полны радости и печали жизни. Я похож на Дилана, потому что мы оба не умеем нормально петь. Иногда я играю песни Дилана, и они так похожи на мои, что мне кажется, будто это я их написал. Думаю, “Watchtower” – это песня, которую я мог сочинить, но я уверен, что никогда бы не завершил ее. Думая о Дилане, я часто прихожу к выводу, что никогда не смог бы писать слова, которые удается находить ему, но я хотел бы, чтобы он мне помог, ведь у меня куча песен, которые я не могу закончить. Я просто записываю на бумагу несколько слов и не могу продвинуться"
Что касается содержания песни, то оно достаточно загадочное и неопределенное. В тексте нарушен хронологической порядок, используется прием обратного повествования. Первые два куплета состоят из диалога двух лиц, а уже в третьем речь идет о том, что к какому-то замку приближаются два всадника, за котрыми некие принцы наблюдают со сторожевой башни. Высказывались версии, что текст Дилана является аллюзией на библейскую Книгу пророка Исайи, где предрекается падение Вавилона. Предлагаю читателям сравнить.
Вот отрывок из Библии:
"Приготовляют стол, расстилают покрывала, - едят, пьют. "Вставайте, князья, мажьте щиты!" Ибо так сказал мне Господь: пойди, поставь сторожа; пусть он сказывает, что увидит. И увидел он едущих попарно всадников на конях, всадников на ослах, всадников на верблюдах; и вслушивался он прилежно, с большим вниманием, - и закричал, как лев: господин мой! на страже стоял я весь день, и на месте моем оставался целые ночи: и вот, едут люди, всадники на конях попарно. Потом он возгласил и сказал: пал, пал Вавилон, и все идолы богов его лежат на земле разбитые" (Ис. 21, 5-9)
Вот перевод песни "All Along the Watchtower":
"Отсюда должен быть какой-то выход" - сказал шут вору,
"Здесь слишком большой беспорядок, я не могу расслабиться.
Дельцы пьют моё вино, пахари роют мою землю,
Ни один из них не знает, чего всё это стоит".
"Нет причин для волнения», любезно проговорил вор,
"Многие здесь среди нас чувствуют, что жизнь - всего лишь шутка.
Но ты и я, мы прошли через это, и это не наша судьба,
Так давай же не будем лгать, час уже близок"
Всё время на сторожевой башне принцы продолжали наблюдение
Пока женщины приходили и уходили, босые слуги, тоже.
Снаружи, держась на расстоянии, рычала дикая кошка,
Два всадника приближались, ветер начал выть
И все же главное состоит не в талантливом тексте Дилана, а в гениальной музыкальной интерпретации Хендрикса и участников группы Experince – барабанщика Митча Митчелла и басиста Ноэля Реддинга. Они превратили акустическую балладу Дилана в хард-рок боевик и гитарную мини-симфонию. Уже с первых аккордов эта вещь буквально вводит в оцепенение и не отпускает слушателя до финальных нот. Это не просто виртуозная игра, нет, это нечто большее. Это поток магической энергии, воплощение живого творчества в идеальной форме. Невозможно поверить, что это было сыграно 50 лет назад, но это факт! Второго такого гения гитары, как Хендрикс, не было, нет и, наверное, уже не будет. Поэтому большое счастье, что у нас есть возможность хотя бы в записи услышать, то, что этот неординарный музыкант успел создать за свою недолгую, но яркую жизнь. Первое место моего импровизированного чарта и шедевр на все времена.
Bonus
Финальный бонус будет расширенным. Сюда я добавлю еще пять песен, которые отлично отражают дух эпохи 60-х, но не вместились в основную сотню. Прошу уважаемых подписчиков и гостей оставлять в комментах ссылки на свои любимые вещи, которые не вошли в мой чарт.
Спасибо за то, что прошли со мной этот путь. За то, что читали, слушали, вспоминали, делились своими мнениями и комментариями. Это очень помогало в поиске мотивации для подготовки очередной серии.
До встречи и рокового настроения вам восемь дней в неделю!
The Beatles - A Hard Day's Night (1964)
Jefferson Airplane - Somebody To Love (1967)
Janis Joplin - Ball And Chain (live on Monterey` 1967)
The Band - The Weight (1968)
Joe Cocker - With A Little Help Of My Friends (live on Woodstock`1969)
Общий список "золотой сотни"
# 1. The Jimi Hendrix Experience - All Along The Watchtower (1968)
# 2. The Beatles - Hey Jude (1968)
# 3. Led Zeppelin - Whole Lotta Love (1969)
# 4. The Rolling Stones - I Can`t Get No (Satisfaction) (1965)
# 5. The Kinks - You Really Got Me (1964)
# 6. The Doors - The End (1967)
# 7. Deep Purple - Child in Time (1970)
# 8. The Animals - The House Of The Rising Sun (1964)
# 9. The Mamas & The Papas - California Dreamin' (1965)
# 10. Louis Armstrong - What A Wonderful World (1967)
# 11. The Jimi Hendrix Experience - Purple Haze (1967)
# 12. Cream - Sunsine Of Your Love (1967)
# 13. Creedence Clearwater Revival - Suzie Q (1967)
# 14. The Beatles - In My Life (1965)
# 15. James Brown - I Got You (I Feel Good) (1965)
# 16. Procol Harum - A Whiter Shade of Pale (1967)
# 17. The Doors - Light My Fire (1967)
# 18. The Rolling Stones - Sympathy For The Devil (1969)
# 19. Del Shannon - Runaway (1961)
# 20. Roy Orbison - Crying (1961)
# 21. The Jimi Hendrix Experience - Hey Joe (1968)
# 22. The Beatles - Yesterday (1965)
# 23. Janis Joplin - Summertime (1968)
# 24. The Beach Boys - Good Vibrations (1966)
# 25. Donovan - Hurdy Gurdy Man (1968)
# 26. Steppenwolf - Born To Be Wild (1968)
# 27. Patsy Cline - Crazy (1961)
# 28. The Doors - People Are Strange (1967)
# 29. King Crimson - 21st Century Schizoid Man (1969)
# 30. Marvin Gaye - I Heard It Through The Grapevine (1968)
# 31. The Rolling Stones - Gimme Shelter (1969)
# 32. Cream - White Room (1968)
# 33. The Stooges - I Wanna Be Your Dog (1969)
# 34. Zager And Evans - In The Year 2525 (Exordium and Terminus) (1969)
# 35. Chubby Checker - Let`s Twist Again (1961)
# 36. The Who - My Geheration (1965)
# 37. Iron Butterfly - In-A-Gadda-Da-Vida (1968)
# 38. The Beatles - She Loves You (1963)
# 39. Otis Redding - (Sittin’ on) The Dock of the Bay (1967)
# 40. The Guess Who - American Woman (1970)
# 41. Bob Dylan - Blowin` In The Wind (1963)
# 42. Simon And Gurfunkel - Sound Of Silence (1964)
# 43. The Kinks - Sunny Afternoon (1967)
# 44. The Zombies - She`s Not There (1964)
# 45. Vicky Leandros - L'Amour est bleu (1967)
# 46. Jefferson Airplane - White Rabbit (1967)
# 47. The Moody Blues - Nights In White Satin (1967)
# 48. The Box Tops - The Letter (1967)
# 49. Shocking Blue - Venus (1969)
# 50. The Searchers - Needles And Pins (1964)
# 51. The Who - I Can See For Miles (1966)
# 52. Santana - Evil Ways (1969)
# 53. The Troggs - Wild Thing (1966)
# 54. Buffalo Springfield - For What It's Worth (1967)
# 55. The Byrds - Turn! Turn! Turn! (1966)
# 56. Jane Birkin & Serge Gainsbourgh - Je Taime... Moi Non Plus (1969)
# 57. Scott Mckenzie - San Francisco (1967)
# 58. The Turtles - Happy Together (1967)
# 59. Little Eva - Loco-motion (1962)
# 60. Herman`s Hermits - No Milk Today (1967)
# 61. Ten Years After - Love Like A Man (1970)
# 62. Velvet Underground - I`m Waiting For The Man (1967)
# 63. Nino Ferrer - Mirza (1965)
# 64. Question Mark & the Mysterians - 96 Tears (1966)
# 65. Tomorrow - Hallucinations (1968)
# 66. Fleetwood Mac - Black Magic Woman (1968)
# 67. Grand Funk Railroad - Mean Mistreater (1970)
# 68. T2 - No More White Horses (1969)
# 69. Los Bravos - Black Is Black (1966)
# 70. The Archies - Sugar, Sugar (1969)
# 71. Pink Floyd - See Emily Play (1967)
# 72. The Spencer Davis Group - I`m A Man (1967)
# 73. The Crazy World Of Arthur Brown - Fire (1968)
# 74. Dusty Springfield - Son Of A Preacher Man (1968)
# 75. The Swinging Blue Jeans - Hippy Hippy Shake (1964)
# 76. Brothers Four - Greenfields (1960)
# 77. Blind Faith - Sea Of Joy (1969)
# 78. Matthews Southern Comfort - Woodstock (1970)
# 79. Tommy James and The Shondеlls - Mony Mony (1968)
# 80. The Monkees - I`m Not Your (Stepping Stone) (1966)
# 81. Creedence Clearwater Revival - I Put A Spell On You (1967)
# 82. Yardbirds - Heart Full Of Soul (1965)
# 83. Aphrodite’s Child - Rain And Tears (1968)
# 84. Mountain - Mississipi Queen (1970)
# 85. Van Morrison - Brown-Eyed Girl (1967)
# 86. Booker T. & the M.G.'s - Green Onions (1962)
# 87. Captain Beefheart and His Magic Band - Zig Zag Wanderer (1967)
# 88. The Lollipops - I`ll Stay By Your Side (1965)
# 89. Tommy James and The Shondless - Hanky Panky (1966)
# 90. The Kingsmen - Louie Louie (1964)
# 91. The Lovin` Spoonful - Daydream (1967)
# 92. The Zombies - Time Of The Season (1968)
# 93. The Hollies - Bus Stop (1966)
# 94. Bobby Fuller Four - I Fought The Law (1966)
# 95. The Young Rascals - Good Lovin (1966)
# 96. Gun - Race With The Devil (1968)
# 97. Chicago - Make Me Smile (1970)
# 98. The Small Faces - Itchycoo Park (1967)
# 99. Shangri-Las - Leader of the Pack (1964)
# 100. Neil Sedaka - Happy Birthday Sweet Sixteen (1961)
К середине 70х в Союзе среди любителей Рок - музыки стали известные некие стили рока как то: Глэм - рок, Готик- рок, ну и конечно Хеви, на мой взгляд все это отпочковалось от Харда и появилась как тогда говорили "Новая Рок - волна. Волна метала. На рубеже 70х-80х любители рока разделилилсь на два лагеря, фанатов метала в основном подростняк носившие за неимением металического прикида, кожана там или клёпок с шипами, просто цепи где угодно или по три небольших замка на ширинке брюк. Ну а мы длинноволосые джинсовые взрослые парни и молодые мужчины так и остались в основном приверженцами старого доброго рока, в том числе и я до сих пор, конечно не все, были среди нас поклонники всех рок - стилей. С 80-х метал начал быстро развиваться с бесконечным - множеством стилей и направлением. К примеру метал не для меня и не моя музыка . Наверное Рок музыка в 80-х для меня закончилась на "Синдерелле" периода середины - начала второй половины 80-х и все, дальше пустота... Есть ещё один фактор пустоты. В 85-м мне исполнилось 31 год и началась перестройка, всякой музыки и всякого кино стало навалом, а я еще как любитель голливудского кино и фанат неких жанров и фильмов поделил время на два моих любимых увлечений: Рок - музыка и кино, (и еще есть увлечение космологией) а всё пересмотреть и
прослушать не хватит никаких глаз и ушей и время, да и всей жизни, а с возрастом ещё живёшь по принципу "Лучшее - враг хорошего". Лучшим для меня является Рок 60х-70х!
Без какого-либо намёка на попытку бросить тень сомнения на знание автором "материала" просто позволю себе несколько ссылок на этот самый "материал", без которого музыка 60-х невозможно себе представить.
1. Прошедший в США в 1962-м году (и проходивший после этого ежегодно вплоть до 1966 года) фестиваль фолк музыки открыл миру "чёрных" исполнителей и ту блюзовую ауру, в которую даже не окунулись, а нырнули все наши кумиры. Вот фрагмент фестиваля с выступлением музыканта, который влюбил в харп (губную гармошку) Джаггера, Майала, Дилана, Планта и кучу других. Обратите внимание - в зале сидит исключительно "белая" публика. Это тот период американской жизни, когда апартеид ещё вовсю "рулил". И данный фестиваль был одним из тех прорывов, который сделал акцентирование внимания на цвете кожи человека неприличным атавизмом из прошедших времён. Итак, встречайте - Сонни Бой Уильямсон II. Я завидую тем, кто будет смотреть это видео первый раз - помню, как сам запал от него. И обратите внимание на то, как Сонни Бой выходит, как "пробует" харп и как уходит:)
https://www.youtube.com/watch?v=WBW9hYLsSHE
Как бонус к этому видео - Мадди Уотерс. Это ещё один "бог" наших кумиров 60-х. И тут тоже присутствует легендарный харпист - Джеймс Коттон. Вот уж реально пистонит так, что мало не покажется))
https://www.youtube.com/watch?v=8hEYwk0bypY
2. Нельзя пропустить в сотне тот факт, что начало и середина 60-х годов была фактически покорена нашествием бразильской босса новы. Босса нова была отодвинута на второй план исключительно тем, что называют "британским нашествием" - The Beatles, The Rolling Stones и т.д. Её открыл Северной Америке и "старому свету" саксофонист Стэн Гетц. Именно он в одной из кафешек Рио-де-Жанейро услышал супругов Астрад и Жоао Жильберто. Вот, пожалуй, главный хит босса-новы. На видео присутствует сам Стэн и Астрад.
https://www.youtube.com/watch?v=_1uEy-n4IsU
В качестве бонуса - другой корифей босса-новы - Антонио Карлос Жобим. Именно он был композитором практически всех хитов 60-x годов этого музыкального направления
https://www.youtube.com/watch?v=TO4_03DcE-M
3. Конечно, как можно делать сотню 60-х без упоминания основателей целой вехи джаз-рока - Chicago! Ведь эти ребята узаконили использование брасс секции в роке
https://www.youtube.com/watch?v=j8vY3vAbAdQ
4 Ну и тут нельзя не упомянуть про ещё одних "духовиков" - Blood, Sweat & Tears. BS&T привнесли брасс в исполнение блюзовых композиций. Как бы апартеидно это не звучало, но именно они открыли миру "белый" блюз, не переигрывая композиции Диксона, Уотерса, Робертсона и других, а сочиняя свои собственные.
https://www.youtube.com/watch?v=gPQSfeYzOi8
5. Всё-таки первая рок опера была не у The Who, а у The Pretty Things - S.F.Sorrow. Вообще эта группа, по мнению многих, была ужасно недооценена в первую очередь продюсерами. Выдержка из рок-оперы - это как куплет из песни. Так что даю ссылку на весь перфоманс. Тем более, что это выступление в легендарной студии Abbey Road. И в качестве сессонного музыканта здесь и в записи оригинала никто иной, как Дэвид Гилмор!
https://www.youtube.com/watch?v=BT5DSvDb9o4
В качестве бонуса ещё одна брасс группа. Но чисто эстрадно-симфоническая. Именно Herb Alpert & the Tijuana Brass гоняли по радиостанции "Маяк", когда передавали программу "Мелодии и ритмы зарубежной эстрады"
https://www.youtube.com/watch?v=5Z0pP8FqYvk
Это не всё, что есть у меня в качестве добавления к списку. Но без сей "великолепной пятёрки" имхо представить себе музыку 60-х просто невозможно.
6. 60-е - это начало эры хаммонда. И запустили эту эру великие "чёрные" клавишники Milt Buckner, Brother Jack McDuff и, конечно же, Jimmy Smith. Без них мы не узнали бы таких монстров рока, как John Lord (Deep Purple), Vincent Crain (Atomic Rooster), Stieve Winwood (Blind Faith, Traffic etc.) и т.д.
https://www.youtube.com/watch?v=gobKu4UlxSA
В качестве бонуса - один из "адептов" хаммонда, перенявший все "фишки" Jimmy Smith & Co. Это Brian Auger
Парень был одним из первых, кто сделал моду на хаммонд в хард роке
https://www.youtube.com/watch?v=wHUP527txeg
7.В 1969 году на экраны вышел один из культовых фильмов "Полночный ковбой" Шлезингера. К этому фильму был записан трэк, который стал визитной карточкой Генри Нильсона. Говорят, что даже хиппи воспринимали эту песню положительно, несмотря на её откровенно попсовый стиль. Скорее всего потому, что текст хита отражал суть отношения хипанов к жизни
https://www.youtube.com/watch?v=IQlmgmR4a4g
8. У The Mamas & The Papas я бы всё-таки поставил выше остальных вот этот трэк
https://www.youtube.com/watch?v=fJwjLYRPxJY
9. Раньше, чем Эрик Клэптон сыграл хит Боба Марли "I shot the sheriff", сделав рэгги одним из мейнстримов в поп музыке, в американских хит парадах появилась группа Toots & the Maytals. Не знаю как вам, но мне она нравится побольше, чем старина Марли;-)
https://www.youtube.com/watch?v=fchEBChUkck
В качестве бонуса - вариант кавера на представленных в списке The Kingsmen с хитом Louie Louie. Послушайте трактовку от Toots & the Maytals. Уж уделали - так уделали песняк)))
https://www.youtube.com/watch?v=otbtDNT6FA8
10. 60-е годы подарили "мировому сообществу" целую плеяду блюзвумен. Помимо упомянутой в списке Janis Joplin это Aretha Franklin, Nina Simone и др. И именно в женском исполнении блюз показал, что может быть не только "страданием негра", но и вполне себе атрибутом фешенебельной жизни.
https://www.youtube.com/watch?v=hCTP5zjQTWE
21. Группа, которая не написала (по крайней мере не издала) ни одной собственной композиции и прославилась исключительно своими каверами - это Three Dog Night. Странное название группы объясняется просто: в ней было три вокалиста. То есть, не трое поющих музыкантов, играющих также на других интсрументах или подпевающих во время записи или концертов. Нет, это были три штатных вокалиста, каждый со своим репертуаром. Да и друг другу они помогали так, что можно только позавидовать:
https://www.youtube.com/watch?v=rKaQzQAlNn4
22. В 1966 году Frank Sinatra записал трек, который открыл очередной этап его даже не популярности, а знаменитости: Strangers in The Night
https://www.youtube.com/watch?v=hlSbSKNk9f0
23. Группа Free настолько же быстро и громко заявила о себе, насколько стремительно потом распалась. Прямо как "падающая звезда" в августовском небе. Но их хит All Right Now до сих пор считается эталоном хард рока
https://www.youtube.com/watch?v=rl51s5Osutg
24. Группа, которая была безмерно популярна в России, но не имела такого огромного количества преданной аудитории Америке и Британии - это Uriah Heep. Да, о ней надо говорить в разделе 70-х годов. Потому что именно с приходом в группу Ken Hensley & Lee Kerslake группа получила свой "золотой" состав. А где же были эти два хлопца до прихода в бенд? А вот где (привёл ссылку на весь альбом - специально для тех, кто фанател от Uriah Heep и не слышал про "предтечу"):
https://www.youtube.com/watch?v=rL3eSHOsSmI
25. Одни из отцов-основателей прогрессив и арт-рока Genesis. В конце 60-х побывать на их концерте было как побывать на театральном представлении: много костюмов, света и даже декораций. Ссылку даю на более скромный видос. Зато с Питером Габриэлем на флейте!
https://www.youtube.com/watch?v=5XhDHJNuyXw
26. А уж если флейта, то как не вспомнить Jethro Tull? Тем более, что мы о них уже вспоминали (группа If)
https://www.youtube.com/watch?v=FNvOlyf-JAw
27. Traffic & Steve Winwood. Ребята в 67-м запрягли так, что не могли остановиться все 70-е. Трек Dear Mr. Fantasy был записан именно в этом году. Ссылка дана на "живой" концерт 1972-го года. Писходелия высшего качества!
https://www.youtube.com/watch?v=pSQ1akE2CcM
28. David Bowie. Говорят, что именно с его музыкой связано первое употребление термина "альтернативная мелодика". Не знаю, насколько это верно в отношении этой очень традиционно мелодичной композиции (ну, как мне кажетс):
https://www.youtube.com/watch?v=D67kmFzSh_o
29. Van der Graaf Generator В юности не был поклонником этой группы. Но с появлением формата CD и интернета попробовал послушать и понял, что лишил себя крутого замеса прогрессив-рока. Эта их композиция - пожалуй, моя любимая.
https://www.youtube.com/watch?v=WDmhP6YiN6s
30. Ну и ещё одни французы, которые в 60-е влюбили в себя не только франкоязычную и англоязычную публику, но и русскоязычную. Mireille Mathieu и Joe Dassin
https://www.youtube.com/watch?v=FaswDILZU8c
https://www.youtube.com/watch?v=VtEK8Hsp0kE (ага, программа "Кинопанорама")
Бонус. Раз кино упомянули, то куда про 60-е - и без этого?
https://www.youtube.com/watch?v=9OPc7MRm4Y8
Из Роллингов
https://www.youtube.com/watch?v=5wCUlPNlQuA
Да, среди этих двух вещей.. я бы все равно выбрал Paint in Black) Чем-то она меня.. завораживает.