Золотая сотня 1960-х. № 15-11
# 15. James Brown - I Got You (I Feel Good) (1965)
"Мистер динамит", "крестный отец соула", "один из величайших исполнителей эпохи рок-н-ролла" - каких только эпитетов и характеристик не удоставивался темнокжий певец, музыкант, танцор Джеймс Браун. Однако начиналось в его жизни все отнюдь не так солнечно и позитивно, как поется в самом известном хите, представленном ниже. Его детство прошло в Атланте (штат Джорджия), где он жил в нищете у своей тетки, содержавшей бордель и торговавшей контрабандой.
Маленький Джеймс вынужден был подрабатывать всеми доступными способами - от чистки ботинок и мытья машин до танцев на улицах и воровства, из-за чего он уже в 16 лет оказался в исправительной школе. Там он давал музыкальные представления, пел известные хиты того времени, аккомпанируя себе на стриальной доске. Во время одного из таких представлений в исправительной школе его увидел Бобби Берд, лидер местной группы The Famous Flames, исполнявшей госпел. Он взял Джеймса в состав группы на место фронтмена и они начали разъезжать с концертами по южным штатам. Сам Джеймс признавал, что его творчество в то время находилось под сильным влиянием музыки Литтл Ричарда и Рэя Чарльза. После ухода Литтл Ричарда из шоу-бизнеса в 1957 г. именно Браун, ставший к тому времени достаточно популярным, заменил его в группе The Upsetters.
Здесь он впервые использовал элементы фанка в рок-н-ролле и выработал свой неповторимый стиль - экспрессивная манера исполнения, постоянное движение, выкрики в зал при выступлениях. Особой фишкой стали его сумасшедшие танцы, когда он с невероятной быстротой и пластикой передвигал ногами, руками и всем телом. Впоследствии некоторые эксперты признали танцы Брауна предтечей брэйк-данса. В начале 1960-х Браун выпустил несколько удачных хитов, таких как, "Please, Please, Please" и "Papa`s Got A Brand New Bag"? но подлинный взрыв произвел его заводной трек "I Got You (I Feel Good)" (У меня есть ты (Мне хорошо/отлично/классно)).
Примитивный текст, часть которого была взята из детского стишка "I feel nice, like sugar and spice" (Мне так клево, что не передать словами (дословно - "как сахар с пряностями" = русский аналог "как сыр в масле катаюсь") вкупе с позитивной мелодией в фанковой оркестровке и сумасшедшей энергетикой Брауна превратили этот трек в суперхит, который бесчетное количество раз использовался в разных фильмх, мультфильмах, рекламе и т.д. Песня занимает 78-е место в рейтинге 500 величайших песен по версии журнала Rolling Stone и 21-е место в списке 100 лучших песен в истории рок-н-ролла по версии журнала VH1.
# 14. The Beatles - In My Life (1965)
Песня "In My Life", вышедшая на альбоме Rubber Soul, считается одной из поворотных в поэтическом творчестве Джона Леннона и всей группы The Beatles. После убийства Леннона в 1980 г. ее признали своеобразной музыкальной эпитафией Джону, а еще через 14 лет, в 1994 г., она звучала на похоронах Курта Кобэйна. По словам самого Леннона, именно "In My Life" стала его первой по-настоящему серьезной песней.
Философские рассуждения о прошлом, друзьях детства, ранних влюбленностях, ощущение светлой грусти - все это было не слишком типично для тогдашних "битлов", от которых публика привыкла ждать заводных 3-х минутных рок-н-роллов и битов, либо лирических баллад о неразделенной любви в духе "Yesterday". Текст песни родился из цикла стихов Джона, посвященных его друзьям и любимым местам в родном Ливерпуле. Изначально там упоминались реальные названия улиц и городские достопримечательности (Пенни Лейн, Эбби паб в Чайдволе и др.), но в окончательной версии они не сохранились, так как, по мнению самого Джона, перечисление этих мест навевало скуку и превращало песню в рассказ "Чем я занимался во время школьных каникул". В итоге песня, сохранив отпечаток личности Леннона, стала более глубокой и понятной любому человеку, ее прослушавшему, так как каждый подчас с ностальгией и щемящей тоской вспоминает о детстве и юности.
В музыкальном плане Леннону помог Маккартни, написавший общую гармонию и бридж (связующий мелодичный переход). Свой вклад внес и звукорежиссер Джордж Мартин, наигравший во время записи соло на клавесине, удачно вошедшее в проигрыш и придавшее композиции еще большей изысканности и куртуазности. Впоследствии Джордж Мартин дал очень точную характеристику этой гениальной вещи: "In My Life" - одна из моих любимых песен, поскольку она в духе Джона. Это одновременно и суперпесня, и необычайно простая вещь". Лист с рукописным оригиналом текста Леннона выставлен в качестве экспоната в Британском музее.
# 13. Creedence Clearwater Revival - Suzie Q (1967)
Еще до образования ССR братья Фогерти (Том - старший, Джон - младший), а также Стю Кук и Дуг Клиффорд играли вместе в группе The Golliwogs (Страшилки), где исполняли в основном популярные в то время баллады и рокабилли. К 1966 г. звучание группы стало более жестким и драйвовым, чему способствовало перераспределение ролей. Стю Кук взял в руки бас, Том, до этого являвшийся фронтменом, переключился на ритм-гитару, а вокалистом и композитором стал Джон. Том вспоминал, что это был непростой, но сознательный выбор - отдать лидерские позиции Джону. Он говорил, что голос Джона харизматичней, что в нем есть яркий sound.
На рубеже 1966-1967 гг. группа переживает ряд серьезных изменений. Торговый менеджер звукозаписывающей компании Fantasy Records Сол Зейнц, работавший с группой, сказал, что ему нравятся The Golliwogs, но следует изменить название. Предлагались разные варианты, но в итоге остановились на "Creedence Clearwter Revival", в честь подруги Тома - Криденс Ньюбал. У слова "Clearwater" было два значения: изначально оно появилось в рекламе пива, но также перекликалось с названием расцветающего в ту пору движения экологов. "Revival" же означало лишь "Возрождение". Вся группа надеялась, что это новое название приведет группу к тому, о чем они все мечтали. Джон частенько говорил: "Самое важное - это "возрождение".
Группа подписала с Fantasy семилетний контракт, стандартный по тем временам, но кабальный по отношению к музыкантам, юридически превращавшихся в "работников компании", которая получала право увольнять их по любому поводу. При этом неясно было, сколько конкретно материала группа обязуется представить работодателям. Подобно производственным советским планам эта цифра постоянно варьировалась в сторону увеличения. При этом не было расписано, сколько денег должны получить участники группы в случае успешных продаж их релизов.
Первый альбом был записан за неделю и всего за 5.000 долларов. Как вспоминал Джон Фогерти, группа приходила в студию, быстро разогревалась, тут же включала аппаратуру и записывала песню с 2-3 заходов. Помучиться пришлось только с главной вещью с первого альбома - 8-минутной композицией "Suzie Q", кавером на Билла Хопкинса. Группа делала по несколько версий на каждую фразу, но ни одна им не нравилась. Когда дело дошло до точки, Джон разозлился и выгнал за дверь всех остальных участников группы, сказав, что самостоятельно запишет все партии. Он безвылазно сидел в студии около суток, но в итоге смог родить настоящий шедевр. Мини-рок-симфонию с многочисленными проигрышами, отходами в сторону (при сохранении генеральной линии), изменениями тональности, громкости, каналов звучания (рекомендую слушать в наушниках или на хорошей стерео системе).
# 12. Cream - Sunsine Of Your Love (1967)
История самой известной композиции группы Cream началась в январе 1967 г., после того, как Джек Брюс, находясь под впечатлением от живого концерта Джими Хендрикса в Saville Theatre, приехал к себе домой и начал записывать басовую партию для очередной песни. Основная честь текста песни "Sunshine Of Your Love" была написана уже в США, во время ночной репетицией Брюса и Пита Брауна, поэта, работавшего с группой. Браун вспоминал: "Мы с Джеком провозились целую ночь, пытаясь изобрести что-нибудь вместе, но ничего не получалось. В отчаянии он взял свой бас, сыграл этот рифф и спросил: "А как тебе это?" Я сказал: "Погоди минутку…", посмотрел в окно и само собой родилось: "It’s getting the dawn, the lights close your tired eyes…" (Встает рассвет и фонари закрывают свои усталые глаза). Брюсу понравилась строчка и он закрепил басовую партию, которая легла в основу главного риффа песни.
Эрик Клэптон, прослушав черновик, сочинил соло и дописал припев "I’ve been waiting so long / to be where I’m going / in the sunshine of your love" (Я ждал так долго / Чтобы оказаться там, куда я шел / В солнечном свете твоей любви). Песня стала знаменитой среди гитаристов и являет собой один из лучших примеров легендарного в конце 60-х гг. "Женского тона" (Women tone – созданный Клэптоном гитарный звук). Для соло Клэптон использовал чистые аккорды электрогитары (без примочек), создавая этим контраст между мягкой гитарой и напористой ритм-секцией.
Примечательно, что издатели группы из Atlantic Records изначально не хотели записывать эту песню. Однако Букер Т. Джонс, лидер "Booker T. and the MG’s" и уважаемый музыкант, услышав как участники Cream репетируют эту вещь в студии, настоятельно рекомендовал ее записать. Приняв авторитетное мнение, звукорежиссер Атлантик Рекордс утвердил запись. "Sunshine of Your Love" был первым большим хитом группы в США. В американских чартах они впервые заняли 36-е место в феврале 1968 г. Впоследствии журнал «Q magazine» поместил "Sunshine Of Your Love" под №19 в свой список 100 величайших гитарных треков. Композиция занимает 65-е место в рейтинге 500 величайших песен по версии журнала Rolling Stone.
# 11. The Jimi Hendrix Experience - Purple Haze (1967)
Композиция "Purple Haze" (Пурпурная дымка), открывающая американскую версию первого студийного альбома Джими Хендрикса Are You Experienced, стала ярким примером использования "аккорда Хендрикса" ("Hendrix chord"). Это доминантсептаккорд с увеличенной девятой ступенью, обзначаемый "7#9". Purple Haze начинается с напряженного стаккато и вся эта взрывная агрессия разряжается в огнеопасную основу песни на сыром и агрессивном аккорде Е7#9. Вся эта смесь придает мелодии ярко окрашенный, мощный и грязный блюзовый звук. Суть "аккорда Хендрикса" заключается в том, что построенный на блюзовом звукоряде, он одновременно является и мажорным и минорным, включая в себя мажорную и минорную третью ступень. В итоге он звучит "фиолетово", "по-хендриксовски" отстраненно и мощно одновременно.
Что касается текста песни, то здесь имеется целый ряд версий и интерпретаций. Бытует мнение, что основная тема песни - это наркотики и эффект, который они вызывают, конкретно ЛСД. Текст, если вдуматься в смысл, может натолкнуть на подобные рассуждения. Взять хотя бы первую строфу: "Purple Haze was in my brain / lately things don’t seem the same / actin’ funny but I don’t know why / ‘scuse me while I kiss the sky" (В моей голове была пурпурная дымка / В последнее время все казалось не таким / Я вел себя странно, но не знаю, почему / Не обижайся, пока я целую небеса). Однако сам Джими опровергал "наркотический" смысл, говоря о том, что на самом деле песня о любви.
Он говорил: "Это лишь фантазия. Герою настолько нравится девушка, что он уже совсем не понимает, в каком мире он находится. Мне кажется, это некоторая форма помешательства". Тем самым Хендрикс подчеркивал, что ключевой является строка из второго куплета "Whatever it is, that girl put a spell on me" (Как бы то ни было, та девушка околдовала меня). В другом интервью Джими говорил, что написал эту песню под влиянием сна, в котором он гулял под водой и чувствовал в своей голове пресловутую пурпурную дымку. В общем, сложно понять этих гениев, да и не стоит, наверное. Лучше наслаждаться их творениями. "Purple Haze" и по сей день считается одной из лучших гитарных песен всех времен. Журнал «Q magazine» поставил ее на 1-е место в списке 100 величайшпих гитарных записей, в рейтинге 500 величайших песен всех времен по версии журнала Rolling Stone она занимает 17-е место.
Bonus
В традиционном бонусе сегодня вспоминаем пионеров психоделического рока из города Остин (штат Техас) - группу 13th Floor Elevators (Лифты на 13-й этаж). В России эта группа популярна лишь в кругу рок-меломанов, любителей психодела и гаражного рока, а в Штатах она имеет статус культовой. Примечательно, что лидер и идеолог группы Томми Холл не умел играть ни на одном музыкальном интструменте, кроме джага - обычного керамического горшка, в который он особым образом дул, создавая необычные звуковые вибраци. Звук этого горшка стал своеобразной "фишкой" "элеваторов" и его можно услышать практически во всех их песнях. Еще группа знаменательна тем, что по словам того же Холла и вокалиста Рокки Эриксона, все свои концерты они провели, находясь под "кислотой". В ходе одного из таких ЛСД-трипов группу в 1965 г. занесло в Сан-Франциско, где только начинали свой путь будущие легенды психодела - Jefferson Airplane и Grateful Dead. Закрепиться в Калифорнии "лифтам" не удалось и они вернулись в родной Техас, однако оказали большое влияние на развитие психоделического рока, а их первый альбом "Psychedelic Sounds of the 13th Floor Elevators" считается одним из первых образцов американского психодела - сырого, но мощного. Оттуда прослушаем песню "Reverberation".
Спасибо за внимание!
Впереди 10-ка лучших!
Всем рокового настроения!