4 мин.

«Прошу прощения, что эта история не закончилась медалью». Гребец, которого довели

Алексей Авдохин – о гребце, который долго ругался и судился перед тем, как выступить в Рио.

alt

К своим 23-м Андрей Крайтор успел сменить три гражданства. Родился и вырос на Украине под Кировоградом, 17-летним подписал контракт с чужой федерацией и получил азербайджанский паспорт, а уже через четыре года перебрался в Волгоград.

Еще запутаннее олимпийский путь Крайтора. В 2012-м мимо Игр в Лондоне его прокатила азербайджанская федерация гребли – он уверенно выиграл контрольный заезд у еще одного бывшего украинца Валентина Демьяненко, но в олимпийском составе Азербайджана вместо своей обнаружил фамилию соперника. Крайтор обиделся и отказался оставаться в Азербайджане.

Переезд в Россию сулил Крайтору большое будущее – он сразу стал лидером в спринте, пробился в сборную, выиграл европейскую бронзу. А опередив на предолимпийском чемпионате России (официальном отборе в Рио) Ивана Штыля и Алексея Коровашкова, Андрей, наконец, пришел к своей мечте – попал в олимпийскую заявку.

Гром грянул за две недели до Игр – фамилия Крайтора нашлась в списке Макларена. Кроме Андрея, туда попали еще четверо гребцов. Международная федерация отстранила от Игр всех.

За помощью они обратились к родной федерации. Там им даже пообещали разобраться в ситуации, но только после окончания Игр. А пока посоветовали уйти в тень – Крайтор, скорее всего, так бы так и поступил, если бы не Владимир Морозов с Никитой Лобинцевым. Пловцы, отстраненные от Игр по той же причине, через Спортивный арбитражный суд (CAS) первыми отстояли свое право выступать в Рио.

В Спортивный арбитраж Крайтор обратился в одиночку – остальные гребцы ослушаться советов федерации не решились. Сам оплачивал адвокатов и другие расходы – сумма набежала почти неподъемная. Перед этим лишь уточнил у главного тренера сборной: если выиграю суд – поеду в Рио? Ответили – поедешь.

Иск Крайтора удовлетворили, Международная федерация сняла с него все обвинения, но это решение сразу возмутило российскую федерацию.

Крайтору предложили доказать силу и право на поездку в Рио еще раз – в очном контрольном заплыве против Ивана Штыля. Которого, кто забыл, Андрей уже опередил на официальном отборе.

alt

«Изначально на Олимпиаду был заявлен Крайтор, но в течение недели он был отстраненным, и мы были вынуждены заменить его на Ивана Штыля. В связи с этим мы назначили три контрольных заплыва между ними на дистанции 200 метров на утро 4 августа», – объявил президент Федерации гребли и старый приятель премьер-министра Медведева Евгений Архипов.

Все понимали – федерации нужен гребец, способный одновременно заменить в одиночке Крайтора и в двойке еще одного отстраненного спортсмена Алексея Коровашкова.

«Я принципиально не выйду на этот контроль. Зачем унижаться, когда есть правила? А если завтра мне скажут с лодкой бегать от гостиницы до канала?» – Крайтор, как и обещал, 4 августа в «Крылатском» не появился.

Президент федерации объявил заезд состоявшимся, а Крайтора обвинил в невыполнении требований президиума.

Не выдержали нервы у тренера Крайтора и легенды русской гребли Максима Опалева. Из слов «беспредел», «нарушение спортивного принципа» и «необъективность» он составил открытое письмо президенту федерации.

«В любом случае этот заезд будет необъективным, так как Крайтор уже три ночи не спал и бегал по инстанциям, чтобы себя оправдать, хотя защитой спортсменов должна заниматься Федерация! Мир признал, CAS признал, все утвердили, а в нашей Федерации начинают вставлять палки в колеса. Такое ощущение, что все делается для того, чтобы отобрался Иван Штыль».

В ответе президента Архипова Опалеву, размещенном на официальном сайте федерации, особенно хороши были два пункта:

1. Спортсмен Крайтор А. был отстранен от участия в Олимпиаде за употребление веществ, запрещенных законодательством Российской Федерации, что в корне противоречит духу спортивного движения, и распространяет ответственность на тренеров спортсмена Крайтора А., в числе которых и Вы.

2. Спортсмен Крайтор А. неоднократно отказывался от внутренних тестирований, которые проводила Федерация, что также «бросает» тень на коллектив, тренирующий указанного спортсмена.

Война Крайтора против федерации доползла до высоких чиновников – поговорить и разобраться с Архиповым пообещал глава ОКР Александр Жуков, а министр спорта Виталий Мутко позже лично порекомендовал отправить в Рио Крайтора. Федерация эту рекомендацию благополучно утвердила на президиуме – словно и не было ничего.

В квалификации на коронной 200-метровке Крайтор показал лучшее время. И, казалось, в финале измотанный гребец додет, наконец, до олимпийской медали. Но, увы. только 6-е место.

– Прошу у всех прощения. Я рассчитывал на совсем другой результат. Хотел, чтобы вся эта история закончилась медалью...

Но не всегда медали находят героев.

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов; Gettyimages.ru/Julian Finney