8 мин.

Игры кончились. Почему Рио – это провал

Вячеслав Самбур и Павел Копачев не ждут от Игр в Бразилии ничего хорошего.

alt

Раздутая программа

28 видов спорта, 306 комплектов медалей.

При всем желании, уследить невозможно не то что за половиной, а за третью видов. Но МОК продолжает пополнять олимпийскую программу: в Токио-2020 мы увидим мужской бейсбол, женский софтбол, каратэ, скейтбординг, скалолазание и серфинг.

Летним Играм давно не достает компактности. Они стали не просто дорогими, а расточительными. Организаторам все сложнее строить олимпийские объекты и размещать спортсменов (в Бразилии ожидается более 10500). А зрителям – понимать, что, где и когда происходит.

Олимпиады превратились в большой, но крайне неудобный супермаркет. В нем легко заблудиться, споткнуться, потерять интерес, потратить все деньги и главное – так и не получить удовольствие.

При всем уважении к олимпийцам, многих из них мы видим раз в 4 года, а помним – в лучшем случае пару недель после Игр.

Зачем Олимпиадам футбол, где выступают игроки до 23 лет, а сам турнир имеет сомнительную ценность?

Зачем Олимпиадам теннис и гольф, где не разыгрываются рейтинговые очки и куда звезды откровенно не рвутся?

Зачем Олимпиадам столько дисциплин в плавании и гребле? Кто там на двойке? А кто в четверке? А кто выиграл 200 метров на спине, а кто – 400 вольным? Пожалуй, можно сократить половину дистанций и не обесценивать медали... Во многих видах спорта олимпийская награда – вершина карьеры, а в плавании можно выиграть три золота за вечер.

Зачем Олимпиадам тяжелая атлетика, где регулярно «выкашиваются» целые пьедесталы? Пока сильные люди не научатся побеждать без стероидов, им не место на Играх. Пускай, будут меньше веса, но больше честности.

Зачем Олимпиадам парусный спорт, где и так много более крутых регат?

Зачем Олимпиадам регби-7, который выглядит как суррогат большого регби?

Резать по олимпийским амбициям больно, неприятно и сложно. Но, кажется, в условиях финансового кризиса нужно что-то менять – или не доверять одному городу охапку нерейтинговых видов спорта или все-таки сократить программу хотя бы на треть? Да, кто-то пострадает, но компромиссное решение всегда возможно. Ротация видов спорта – не самый плохой вариант; в конце концов, ротируются же олимпийские виды в фехтовании.

Летние Олимпиады заметно проигрывают зимним. И с каждым разом все больше.

Допинг-скандалы растерзали спорт

alt

По порядку:

1) Ноябрьская облава в легкой атлетике привела к отстранению сборной России от Олимпиады-2016. Одинокая Дарья Клишина в прыжковом секторе будет выглядеть, скорее, насмешкой над целой страной, чем символом чьей-то объективности.

2) Мельдониевый блицкриг весной забросил в бан три десятка российских спортсменов. Большинство впоследствии попало под амнистию, но от колоссальных репутационных потерь это не спасло – стереотип «все русские сидят на допинге» только окреп.

3) Вскоре беглый профессор Григорий Родченков в деталях описал, что творилось в сочинской лаборатории зимой 2014-го. Заявления спровоцировали создание Независимой комиссии WADA, которая в середине лета выстрелила теперь уже историческим докладом Макларена, и по-прежнему не планирует давить на тормоз – расследование продолжено.

4) Тот же Родченков дал WADA ценную наводку – какие допинг-тесты с Игр 2008 и 2012 годов хорошо бы перепроверить. Кроме того, главная антидопинговая контора мира заранее предупредила: все пробы, сданные в Рио, исследуют на наличие генного допинга. Через месяц, год или, может быть, через пять лет – не так уж важно.

Слишком многое в последние 8-10 месяцев решалось по судам и кабинетам, а не на стадионах. Жестче всех досталось, разумеется, России, но устройство мирового спорта тоже сильно покачнулось.

Любить его стало сложнее, и вот почему.

Утрата доверия ко всем

Сход такой лавины прямо перед Играми не поднял авторитет ни МОК, ни WADA, ни международным федерациям, ни спортсменам, любого из которых теперь можно годами в чем-то подозревать. Очевидно, что роли и полномочия главных спортивных организаций мира изменятся. Но сколько времени это отнимет? Точно не две-три недели, пока гремит Олимпиада.

А сейчас придется смотреть на то, что есть, и регулярно одергивать себя: окончательные результаты или нет? Чемпион правда чист – или хорошо сработало прикрытие? А вдруг через два года выяснится, что все-таки мошенник?

МОК и WADA, открыто конфликтуя, пока что делят власть. И если уж нет доверия между крупными спортивными чиновниками, то стоит ли ждать его от болельщиков?

Неясность с допуском российских спортсменов

alt

Окончательный состав сборной России на Игры определился лишь за несколько часов до церемонии открытия. Садистская тройная фильтрация (ОКР, МОК+CAS, спецкомиссия) издергала сотни спортсменов. Впрочем, и с началом соревнований внимание к России не ослабнет.

На Игры команда не прилетела, как на праздник, а просочилась. Уставшая, забитая и сердитая.

«В Рио будем гасить всех!» На Олимпиаду – как на войну

Многие звезды не добрались до Рио

Даже если не учитывать травмы, то причин хватает: дисквалификации за компанию, отсутствие собственного интереса, личные обстоятельства, вирус Зика – все это сделало Олимпиаду турниром, где не соревнуются все сильнейшие.

Барьерный спринт без действующего чемпиона мира Сергея Шубенкова. Или шест без Елены Исинбаевой. Это как? Интереснее и острее, чем с ними?

У тенниса с Играми, как обычно, тяжелые отношения. У баскетбола не лучше. И там, и там другие приоритеты.

Но, пожалуй, самый болезненный пример – гольф, который вернули в олимпийскую программу спустя 112 (сто двенадцать) лет после исчезновения. Соревнования в Рио пропустят топ-4 мирового рейтинга и пятеро из первой десятки – в большинстве спортсмены сослались на вирус Зика.

Федерер, ЛеБрон, Мусэрский и другие звезды, которых не будет в Рио

Впрочем, такая удобная отговорка возникла только по вине хозяев.

Главное о лихорадке Зика

Бразилия не готова к Играм

alt

Олимпийский огонь очутился не в то время не в том месте. Бразилия увязла в глубоком политическом кризисе – три месяца назад президента страны Дилму Руссефф отстранили от власти, в конце августа начнется финальная стадия импичмента. Сама Руссефф, кстати, собирается бойкотировать церемонию открытия – ей вообще не до Олимпиады.

Семь лет назад бразильцы были рады принять Игры – сейчас против выступает половина населения страны. Полиция регулярно разгоняет акции протеста (последний раз – накануне). Новые демонстрации, как ожидается, зашумят сегодня, да и по ходу соревнований местные не успокоятся.

С экономикой тоже все сложно, особенно если не забывать, что за пару лет на отнюдь не цветущую Бразилию навалились два крупнейших спортивных мероприятия планеты. Скажем, бюджет церемонии открытия по сравнению с Лондоном-2012 сократился вдвое. Это во многом правильно, но все равно пример характерный – нашлась относительно скромная сумма.

И если на пышности и спецэффектах сэкономить не стыдно и не страшно, то более важные участки откровенно просели. Не получилось унять преступников – пока, к счастью, ничего серьезнее краж не было. Опытные олимпийцы твердят, что не видели деревни хуже. Залив Гуанабара не сумели очистить на 100%. И это не считая мелких претензий вроде мутной воды в бассейне или разрушенного штормом причала, который уже почти починили.

«Плавание в туалете». Скандал в Рио-2016

Геополитический кризис

Вы и так все знаете. Вряд ли стоит ждать глобальных примирений в Сирии, Турции, Армении, Украине etc благодаря Олимпиаде или хотя бы на время Олимпиады.

Худший результат России в истории

Антирекорд сборных СССР/России по количеству золотых наград: 22 (1952 год).

Антирекорд сборных СССР/России по общему количеству наград: 63 (1996).

В Рио оба антирекорда будут обновлены. Для множества других стран (в том числе топовых) – ничего страшного. Но для России, где министр отвечает за медали и где состояние спорта измеряется местом в общекомандном зачете, это кошмар. И к нему важно быть готовым.

Россия на Олимпиаде в Рио: сколько медалей мы выиграем?

Фото: REUTERS/Paulo Whitaker; globallookpress.com/imago/Xinhua; РИА Новости/Александр Вильф; REUTERS/Ricardo Moraes