7 мин.

Чистилище. Почему русский спорт заслужил такую порку

Вячеслав Самбур – о том, как наш спорт вляпался в дерьмо.

alt

Тебя только что прижали лицом к полу и клацнули за спиной наручниками – а половина мира уже горячо приветствует случившееся. Похоже, теперь есть время подумать, что же в этой жизни сделано не так. В любом случае это полезнее, чем нелепо ерзать и кричать о заговоре.

Ничего уже не изменится.

Легкоатлетическая команда, наш традиционный хребет на летних Играх, не едет в Рио – русский спорт и так растоптан. А в ближайшие часы его могут разворотить до основания.

По большому счету неважно, отстранят ли от Олимпиады сборную целиком или все обойдется казнью легкоатлетов. Принцип коллективной ответственности уже применен: условный Сергей Шубенков, связанный с допингом не больше русских синхронисток, жестоко наказан за чужие грехи.

Избежать гигантской катастрофы не удалось. Следующая возможная ошибка – увернуться от нормальной рефлексии. Никаких «Кругом враги», «России мстят за политику» и прочих лозунгов. Наш спорт подставлялся сам и давно – в нужный момент этим воспользовались.

Могло ли все сложиться по-другому? Могло.

***

Незадолго до зимней Олимпиады в Ванкувере президент МОК – тогда Жак Рогге – в обращении к президенту России – тогда Дмитрию Медведеву – попросил решить проблему допинга в стране. То же самое от бельгийца услышал министр Виталий Мутко. История известная и крайне неприятная, об этом много писали. Ну вдумайтесь, главный спортивный чиновник мира публично отчитал первых лиц государства, как школьников. Сигналов яснее не существует.

Прошло 6,5 лет.

Теперь понятно, что замечания Рогге просвистели где-то в стороне от нашего спортивного руководства. Забыли? Не приняли всерьез? Или приняли, но все равно продолжали хитрить?

alt

Экс-президент МОК Жак Рогге (слева) предупреждал экс-президента России Дмитрия Медведева

Теперь на показания химика Григория Родченкова, который всегда был внутри российского спорта, у нас готов ответ – предатель и психопат. Найдите нам информаторов убедительнее. Супруги Юлия и Виталий Степановы? Они продались.

Теперь в убийственном докладе Ричарда Макларена мы пытаемся разглядеть нестыковки и чуть ли не опечатки. И, разумеется, суматошно тычем пальцем куда попало: американцы, Гэтлин, кенийцы.

Защищаться больше нечем.

Кто-то действительно считает расследование канадского юриста слабым и не фактурным? А может, считать так удобнее, чем разбираться в себе?

«Гребаный стыд. Ну наслаждайтесь «чистым» спортом». Реакция на отстранение легкоатлетов

Характерный пример. Уважаемый коллега Евгений Слюсаренко в колонке на РБК рассуждает:

«Спорт — чуть ли не единственная отрасль в России, концепция которой последние лет сто никак не менялась. <…> Это, по сути, крепость. <…> И крепость эту можно либо сносить, либо много-много лет реконструировать. Что с ней сделать за полгода или год под угрозой отстранения от Олимпиады? Если вы скажете, ну давайте тогда сносить, я отвечу: а у вас есть план, что строить на этом месте, сколько лет строить, во сколько это обойдется? Просто все снести, а там разберемся — это не план».

Это даже не мнение, а образ мышления – и, увы, так мыслят многие. А главное – наши спортивные чиновники. Некоторые из них, к слову, были при деле еще во времена Советского Союза. Мышление человека, пустившего все на самотек, потому что и так вроде бы неплохо.

Что ж, продолжение аналогии. Крепость ветшает, фасад осыпается – облик теряется. Да и вообще крепости морально устарели. В них давно никто не живет, востребованы современные особняки. Кое-кто нам уже прилюдно хмыкает: о, а вы все там же? Не собираетесь снести и отстроить что-то другое?

Но сносить страшновато – потому что дальше пустота, и мы за пару десятков лет не придумали, как ее заполнить. После сноса придется возводить особняк, как у всех, – это сложно, дорого и долго. Может, мы этого даже и не умеем – ведь не нашлось возможности для проверки. Так что лучше не рисковать, пусть стоит крепость. А мы год за годом будем подкрашивать, переделывать, латать. Но не распрощаемся с тем, что выстраивалось почти сто лет. Мы такие.

Когда Ричард Макларен в докладе называет ФСБ преемником КГБ – это для нас смешно. А вот о том, что спорт России – преемник советского спорта, мы говорим с серьезным видом. Хорошо, если не с трепетом. Это не смешно?

Позаимствуем еще одну показательную историю у нашего регулярного спикера, антидопингового эксперта Сергея Илюкова. Цитата из его свежего интервью «Фонтанке»:

«На днях я был в Вене на конференции в Европейском колледже спортивной науки. Это самая большая конференция в Европе, там обсуждаются современные тренды, связанные с методикой подготовки, с восстановлением спортсменов и так далее.

В конференции было 2,5 тысячи участников. Как вы думаете, сколько было среди них русскоязычных? Десять. Это позор для страны, которая претендует на титул спортивной державы».

Десять левшей, чьи знания (наверняка, выдающиеся) все равно нельзя пощупать, как медали. Для достижения результата есть путь короче, а отправлять людей учиться и развивать прикладную науку государству не слишком выгодно.

Кто против участия России в Олимпиаде?

«Отстранять всю сборную от Игр несправедливо». Кто за Россию?

alt

Министр спорта Виталий Мутко готовится к отставке

В той полуторагодичной трепке, которую задали нашему спорту, хватает политики. Но это не значит, что за ней не разглядеть обычную житейскую мораль.

Выбор – сносить или не сносить крепость – уже сделали за нас. Вежливых намеков, десятков допинговых залетов и даже грозных требований, как от Рогге, России оказалось недостаточно. Меняться САМИ мы не стали – нас меняют другие люди, ломая об колено и демонстрируя новые правила игры. Нравятся правила или нет, но нас уже им подчинили.

Мы играем по чужим правилам. Более того – играем в условиях цейтнота.

Согласитесь, это очень по-русски – с нашим менталитетом, с нашим взглядом на спорт нельзя было рано или поздно не вляпаться в такое дерьмо. Не согласитесь? Значит, Макларен, Паунд, Риди, Зеппельт и остальные «палачи» понимают проблемы русского спорта лучше. Не случайно во всех комментариях, докладах и отчетах магистральным требованием идет изменение ОТНОШЕНИЯ к допинговой культуре.

Никто не вынуждал нас упразднять старые структуры и создавать новые, не вмешивался в механизм функционирования спортшкол, не диктовал как, кем и почему должны распределяться денежные потоки.

Ведь не факт, что российская система сама по себе порочна – до побед в олимпийских зачетах можно добираться с разным спортивным и политическим устройством. За последние 25 лет, кроме нас, выигрывали США, Китай, Германия, Норвегия, Канада – общего у них немного, роли государства тоже разные.

Беда русского спорта – не в устройстве, а в ментальности. Самостоятельно изменить отношение к допинговой культуре Россия не сумела, несмотря на все знаки извне. Оказалось очень сложно, и поэтому теперь придется пережить шок, полежать, упершись лицом в пол, и хорошо подумать – по-другому до нас не дойдет. Ну что ж, мы не первые.

Показательный пример – судьба финского лыжного спорта. В начале нулевых, вскоре после образования WADA шестеро гонщиков были пойманы на эритропоэтине – одна облава хорошо показала, что там творилось в предыдущие годы

Грандиозный скандал надолго вогнал финский лыжный спорт в кому. Тут надо понимать, что лыжи для них совсем не то же самое, что для нас. Там это реальная культура и фактически ключевой, самый массовый вид. За две последовавшие после сканадала Олимпиады (2002, 2006) финские лыжники, которые котировались во все времена, зацепили одну жалкую бронзу. В Ванкувере-2010 – еще пару, в Сочи – уже золото и два серебра. Прогресс. Медленный, не сводящий с ума, но очевидный всем.

Наверное, в следующие 10-15 лет нам будет гораздо сложнее, чем финнам.

Наверное, мы хотя бы на время избавимся от затхлого, «крепостного» понятия «медальный план». Больше никаких планов.

Если Россию отстранят от Олимпиады, это будет правильно

alt

Министром спорта России почти наверняка станет Ирина Винер-Усманова

Наверное, в спортивном руководстве произойдут перестановки (кресло министра почти наверняка займет Ирина Винер), хотя дело не в конкретных людях, а в культуре и менталитете.

Наверное, в глубине души многие из нас вообще хотели чего-то подобного для спорта России. Как метатель молота Сергей Литвинов-младший, готовый пропустить Игры ради общего очищения.

Наверное, для сотен российских спортсменов не случалось большего потрясения в карьере.

Наверное, все это не зря. И выход из комы к нормальной, чистой и честной жизни будет приятнее трех десятков сочинских медалей.

Если Россию отстранят от Олимпиады, это ничего не изменит

Фото: Global Look Press/World History Archive; РИА Новости/Дмитрий Астахов, Александр Вильф, Рамиль Ситдиков