9 мин.

«Хьюстон, у нас проблемы!» Гарнир к нарезочке

Фраза «Хьюстон, у нас проблемы» издавна приписывается кому-то из членов экипажа несчастного «Аполлона-13» (см. одноименный фильм с Томом Хэнксом, Биллом Пэкстоном и Кевином Бейконом в главных ролях), который почти с самого старта преследовали жуткие аварии и который чудом сумел вернуться на Землю. То ли командиру корабля Лоувеллу (Хэнкс), то ли пилоту Свайгерту (Бейкон) – никто с уверенностью утверждать это не берётся. Не исключено, что в несколько ином варианте она была произнесена задолго до полёта «Аполло-13».

5 мая 1961 года года ракета-носитель «Редстоун 3» вывела космический корабль-капсулу «Меркурий-Редстоун 3» («Фридом-7») на баллистическую траекторию суборбитального полёта. Капсула достигла высоты приблизительно в 186,5 километра и совершила посадку в водах Атлантики в 486 километрах от точки старта. Хотя корабль и не вышел на околоземную орбиту, Шепард, в отличие от Гагарина (чей полёт был полностью автоматическим), имел возможность им управлять и совершил в невесомости успешное маневрирование. В историю вошли слова Шепарда, сказанные перед стартом «Редстоуна»: «Please, dear God, don't let me fuck up», что в адаптированном переводе означает «Боже, пожалуйста, не дай мне облажаться».

Однако злые языки утверждают, что в историю должна была войти иная фраза: «Please, dear God, don't let me crap up». Дело в том, что из-за разных технических сбоев старт «Редстоуна 3» откладывался несколько раз и затянулся в общей сложности более чем на четыре часа. Всё это время бедолага Шепард лежал в стартовой капсуле в скафандре, никак не оборудованном для отправления естественных нужд – ведь расчётная продолжительность полёта составляла всего примерно четверть часа (так и получилось - 15 минут 28 секунд) и потому американские конструкторы подобными мелочами не заморачивались. И когда, не в силах больше терпеть, астронавт сообщил об этом в Центр управления полётом – видимо, сначала иносказательно («Хьюстон, у меня проблемы!»), а потом и прямым текстом – ему после экстренного совещания порекомендовали: «Делай это прямо в скафандр!». Шепард с нескрываемым вздохом облегчения так и поступил.

И, скорее всего, в отличие от Гагарина, сопроводил свой старт не банальным «Поехали!», а очень даже реалистичным «Боже, пожалуйста, не дай мне вдобавок еще и обосраться», а после приводнения встретил выловивших его моряков авианосца «Lake Champlain» широкой улыбкой и подозрительным хлюпаньем в сапогах скафандра.

Нужно сказать, что у Шепарда с разными жидкостями были постоянные проблемы. Вскоре у него была обнаружена так называемая болезнь Меньера – во внутреннем ухе скапливалась жидкость и это настолько нарушало работу вестибулярного аппарата астронавта, что он порой полностью терял контроль над равновесием. Шепарду запретили летать даже на самолётах и вывели из отряда астронавтов. Однако после удачной операции он восстановил лётный статус и в 1971-м, уже в возрасте 47 лет, совершил свой второй космический полёт в качестве командира «Аполлона-14», побывав на Луне.

Какое отношение имеет Шепард к нашему командному чемпионату? Да никакого! Я всего лишь попытался присобачить к турнирным событиям фразу, известную всему миру.

Позади остались, грубо говоря, три четверти Клаусуры-2013 – 12 туров из 17-ти. К сожалению, число 17 простое, то есть делится лишь само на себя и на единицу. Поэтому отделить ровно 2/3 или 3/4 чемпионата никак не получается. Но вряд ли кто-то усомнится в том, что турнир вышел на финишную прямую. Можно сказать, что все команды выведены на околоземные орбиты той или иной высоты и теперь накручивают витки с разной скоростью.

Как известно, самые мощные ракеты-носители в истории, американская Saturn V и советская Н-1 (более известная как «Царь-ракета», но так и выдержавшая ни одного удачного запуска), по 3 000 стартовых тонн каждая, были созданы по многоступенчатой схеме. К примеру, первая ступень Saturn V разгоняет корабль до 2,7 км/сек и поднимает на высоту 68 километров, вторая – до 6,84 км/сек (185 км), третья выводит корабль на околоземную орбиту.

Вот я и подумал: а почему бы не представить минувшие 12 туров в качестве отработавших своё ракет-носителей для каждой отдельно взятой команды, разделив их на три равные части-«ступени» (1-4 туры, 5-8 туры и 9-12 туры).

Обратите внимание на таблицу 1. У меня опять не хватило времени задействовать Эксель со всякими его красивыми прибамбасами, но и так неплохо получилось.

Таблица 1

1-4 туры__5-8 туры__9-12 туры__ит

4-0-0 (12)__2-1-1 (_7)__2-1-1 (_7)__26__1. Чупss

2-1-1 (_7)__2-0-2 (_6)__4-0-0 (12)__25__2. Эйфория

2-0-2 (_6)__1-1-2 (_4)__4-0-0 (12)__22__3. Интер

2-0-2 (_6)__3-1-0 (10)__1-1-2 (_4)__20__4. Сорренто*

2-1-1 (_7)__2-0-2 (_6)__2-1-1 (_7)__20__5. Спарта

2-0-2 (_6)__2-0-2 (_6)__2-1-1 (_7)__19__6. Паллада

0-2-2 (_2)__3-0-1 (_9)__2-1-1 (_7)__18__7. Супернова

2-1-1 (_7)__2-0-2 (_6)__1-2-1 (_5)__18__8. Лион

1-2-1 (_5)__2-1-1 (_7)__2-0-2 (_6)__18__9. Южный Квартал

2-1-1 (_7)__2-0-2 (_6)__1-1-2 (_4)__17__10. Виктория

2-0-2 (_6)__1-1-2 (_4)__2-0-2 (_6)__16__11. Юпитер

2-0-2 (_6)__2-0-2 (_6)__1-0-3 (_3)__15__12. Балтика

2-0-2 (_6)__2-0-2 (_6)__1-0-3 (_3)__15__13. Камелот*

1-1-2 (_4)__1-2-1 (_5)__1-2-1 (_5)__14__14. Весёлые Негодяи

2-0-2 (_6)__0-2-2 (_2)__2-0-2 (_6)__14__15. ФБР

1-1-2 (_4)__2-1-1 (_7)__1-0-3 (_3)__14__16. Эльбрус

1-0-3 (_3)__2-0-2 (_6)__1-1-2 (_4)__13__17. Сталевары

1-0-3 (_3)__0-0-4 (_0)__0-1-3 (_1)___4__18. Седьмой Вариант**

Как видите, у Чупssов безупречно отработала только первая ступень, а две следующие выдавали периодические сбои, и хотя команда по-прежнему лидирует, ее отрыв от ближайшего преследователя сократился до сущего пустяка размером в одно очко.

Эйфория и Интер, напротив, сделали ставки на третью ступень, что позволило им рывком сократить дистанцию и вернуть интригу в космическую гонку. Пожалуй, сейчас только эти две команды могут не наполнять эфир истошными воплями «Хьюстон, у нас проблемы!».

Сорренто после впечатляющего рывка на второй трети дистанции (лучший результат в лиге) резко притормозил, чем значительно ухудшил суммарные шансы на итоговый успех.

Спарта, Паллада и Южный Квартал, в отличие от всех вышепоименованных, идут без резких рывков, но и без явных спадов, и если эта тенденция сохранится, то, как мне кажется, она станет залогом достаточно высокого места. Хотя и вряд ли призового.

Супернове не удался старт – худший среди всех участников чемпионата. Но команда с проблемой сумела справиться и благодаря мощной второй ступени развила внушительную скорость. Боюсь только, что заминка на «стартовом столе» негативно скажется на итоге выступления «суперов».

У Лиона каждая последующая ступень работает чуточку слабее предыдущей, из чего можно сделать вывод, что французский корабль и на «орбите» будет понемногу притормаживать. Но сейчас у экипажа несколько иная цель – Кубок, возможный успех в котором позволит позабыть обо всём негативе не самого удачного сезона. Примерно то же самое можно сказать о Виктории, но эта команда уже миновала созвездие Кубка и ей, чтобы добиться хоть какой-то сатисфакции, придётся выжимать максимум из маршевых двигателей.

О Юпитере трудно сказать что-то определенное, хотя по названию эта команда ближе всех к затронутой сегодня теме :-). «Инопланетяне», как и ФБР, «просели» на второй трети дистанции разгона и не сумели компенсировать это рывками на двух других. Двигатели обеих команд работают нестабильно, отдельными непредсказуемыми вспышками, управлять которыми их экипажи почти не в состоянии.

На примере Балтики и Камелота мы можем наблюдать «синхронный полёт» двух похожих кораблей, конструкторы которых явственно недоработали с третьей ступенью. 11 «парсеков» отставания от лидера по такой ситуации видятся уже непреодолимой дистанцией.

Весёлые Негодяи на все три ступени поставили равноценные, но, увы, ленивые маломощные движки, которые дают крайне скудную тягу. Сходное положение и у Эльбруса со Сталеварами, хотя последние сейчас заняты прокладкой особого, кубкового маршрута. И, наконец, Седьмой Вариант, можно сказать, лишь обозначил попытку оторваться от стартового стола, но фактически на нём же и остался.

Хочу дополнить нарисованную здесь космическую картинку таблицей 2, в которой попытаюсь просчитать примерную высоту «орбитального полёта» для каждого из 18-ти звёздных кораблей. Проще говоря – что их может ожидать на заключительном отрезке дистанции.

Таблица 2

13 тур__14 тур__15 тур__16 тур__17 тур___со

ЮП (16)_ФБ (14)_ВН (14)_ЭФ (25)_7В (_4)__73__Эльбрус (16*)

ФБ (14)_ВН (14)_ЭФ (25)_7В (_4)_СН (18)__75__Виктория (10)

ВК (14)_ЭФ (25)_7В (_4)_СН (18)_КМ (15)__76__Интер (3)

7В (_4)_СТ (13)_СН (18)_ПЛ (19)_ИН (22)__76__Камелот (13)

БЛ (15)_СР (20)_ЮП (16)_ФБ (14)_ВН (14)__79__Лион (8)

СТ (13)_ПЛ (19)_БЛ (15)_СР (20)_ЮП (16)__83__Чупss (1)

ЭФ (25)_7В (_4)_КМ (15)_ИН (22)_ВК (17)__83__Супернова (7)

ПЛ (19)_БЛ (15)_СР (20)_ЮП (16)_ФБ (14)__84__Южный Квартал (9)

КМ (15)_СН (18)_ИН (22)_ВК (17)_ЭЛ (14)__86__Седьмой Вариант (18)

ЮК (18)_ЧП (26)_СТ (13)_КМ (15)_БЛ (15)__87__Паллада (6)

ВК (17)_ЭЛ (14)_СП (20)_ЛН (18)_ЮК (18)__87__ФБР (15)

СР (20)_ЮП (16)_ФБ (14)_ВН (14)_ЭФ (25)__89__Спарта (5)

СН (18)_ИН (22)_ВК (17)_ЭЛ (14)_СП (20)__91__Эйфория (2)

ИН (22)_ВК (17)_ЭЛ (14)_СП (20)_ЛН (18)__91__Весёлые Негодяи (14)

ЛН (18)_ЮК (18)_ЧП (26)_СТ (13)_ПЛ (19)__94__Балтика (12)

СП (20)_ЛН (18)_ЮК (18)_ЧП (26)_СТ (13)__95__Сорренто (4)

ЧП (26)_КМ (15)_ПЛ (19)_БЛ (15)_СР (20)__95__Сталевары (17)

ЭЛ (14)_СП (20)_ЛН (18)_ЮК (18)_ЧП (26)__96__Юпитер (11)

* - в скобках после названия команды указано ее место в турнирной таблице

В таблице разобраться нетрудно. В ней последовательно указаны оставшиеся соперники каждой из команд (в сокращениях, надеюсь, вы разберётесь), а в скобках отмечено число набранных очков этими самыми соперниками. СО – это сумма очков будущих соперников. И, как вы, наверное, догадались, чем меньше СО, тем ВРОДЕ БЫ легче календарь предстоящих матчей – по этому принципу команды и выстроены. То есть, к примеру, Эльбрусу предстоит пять поединков с командами, которые набрали в сумме 73 очка, а Юпитеру – с теми, у кого за пазухой уже 96 пунктов.

Как видите, согласно таблице, самый легкий календарь намечается у Эльбруса, Виктории, Интера и Камелота (во многом потому, что каждую из этих команд ждёт почти беспроблемная встреча с Седьмым Вариантом), но существенно это только для Интера, занимающего сейчас 3-ю строку, остальная же троица может рассчитывать разве что на некоторый подъём. Ну, может, не на некоторый, а на очень существенный – вплоть до 3-го места – но, скорее всего, без шансов на титул. «Горловым» матчем для «нерадзурри» станет их поединок 14-го тура против Эйфории, тем более что их главным конкурентам-«леденцам» в тот же день предстоит непростая встреча с Палладой, у которой на этот чемпионат тоже очень серьезные планы.

Самый тяжёлый календарь – у Балтики, Сорренто, Сталеваров и Юпитера (опять-таки из-за того, что всем им предстоит сразиться со слегка подсевшими, но по-прежнему грозными Чупssами). И, опять же, из указанной четвёрки только для «итальянцев» матч с «карамульками» :-) в предпоследнем туре может оказаться битвой не на жизнь, а на всякое такое, не к ночи будь помянуто…

Для самих Чупssов календарь весьма благосклонен – так же как и для Лиона с Суперновой. А вот Эйфории и Спарте, претендующим на самые высокие места, придётся немало попотеть, чтобы подтвердить свои притязания. Особенно в заключительном туре, когда их турнирные траектории сойдутся в одной точке.

Остальные позиции читаются достаточно легко либо вообще не читаются. Мне, скажем, нынешнее расположение Седьмого Варианта, ФБР (и, по большому счету, Южного Квартала) и очки их будущих соперников вообще ни о чем не говорят. Нажали кнопку лифта и ждут, а куда он движется – вверх или вниз – не знают и знать особо не хотят. Впрочем, «седьмые» уже три месяца стоят на первом этаже в ожидании лифтёра-ремонтника :-(.

И тем не менее, всем – удачного полёта!