Ожидание/реальность «Ф-1»: двое гонщиков угадали, «Феррари» отрезвила
Сезон-2025 уже можно заносить в список самых хаотичных в истории «Формулы-1» – хотя казалось бы, «Макларен» вошел в него доминатором, досрочно выиграл Кубок конструкторов и в итоге довел дело и личного титула. Хоть и не без нервов. Но теперь, когда чемпиону вручают трофей в Ташкенте, фанаты Норриса празднуют, а эмоции сторонних болельщиков улеглись, давайте посмотрим – всю эту карусель можно было предсказать? Насколько реальность расходится с тем, чего ждали перед началом чемпионата?
Мы сравнили предстартовые котировки букмекеров с итогами сезона.

Пиастри в тройке – сюрприз, как и провал «Феррари»
Минувший чемпионат впервые за несколько лет стартовал без явного фаворита. Многие эксперты верили в пятый титул Макса Ферстаппена, предсезонные тесты рисовали картину невероятно плотного пелотона, а букмекеры ставили на Ландо Норриса.
Несмотря на все перепады по ходу чемпионата и интригу до последнего этапа, Норрис и Ферстаппен все-таки финишировали именно в том порядке, который прочили им до сезона.

На этом совпадения в топе фаворитов заканчиваются.
Оскара Пиастри с победами и выступлениями на уровне Норриса не считали реальным претендентом на титул. Австралиец шел только пятым с шансами в 11%. Между ним и двумя главными фаворитами поставили дуэт «Феррари», причем Шарль Леклер котировался выше Льюиса Хэмилтона. Формально этот прогноз сработал – монегаск опередил семикратного чемпиона на целых 86 очков. Но в реальности сезон Скудерии уже назван «кошмарным», «провальным» и «катастрофическим» всеми и в Италии, и за ее пределами. Включая самих гонщиков.
Главным бенефициаром падения черного жеребца стал «Мерседес»: Джордж Расселл и Кими Антонелли выступили лучше ожиданий. Британец занял четвертую строчку вместо прогнозируемой шестой, а итальянец замкнул топ-7, хотя котировался восьмым.
В группе аутсайдеров тоже лишь два попадания: Эстебан Окон занял 15-е место, а Габриэл Бортолето – 19-е. Юки Цунода, напротив, провалился ниже прогнозов. А Нико Хюлькенберг приятно удивил. Его первый подиум сложно забыть.
Франко Колапинто появился в «Ф-1» только по ходу сезона (в мае заменил Джека Дуэна в составе «Альпин»), поэтому в предстартовых раскладах его и не было. Некритично – он так и не набрал ни одного очка.
А чего ожидали сами гонщики? Леклер замахивался на чемпионство, Аджар мечтал о подиуме
Перед чемпионатом прогнозами делились не только эксперты и букмекеры, к делу подключили и самих пилотов. В начале марта соцсети «Ф-1» выкатили серию фото, где гонщики держат таблички с ожиданиями на свой сезон. Правда не все отнеслись к заданию всерьез. Норрис написал, что станет на год старше, Пиастри предсказал, что просто будет счастлив, а Ферстаппен вообще не участвовал в этом мини-челлендже.
Но нашлись и те, кто дал настоящие прогнозы. Мы сравнили их с реальностью.
Леклер предсказал себе чемпионство. На деле монегаск даже не боролся за него, в личном зачете стал пятым. Но ожидания не были беспочвенными, перед сезоном он был третьим фаворитом с кэфом 5.50. На Ферстаппена давали 4.00, на Норриса – 2.75. Не так уже далеко.

У Расселла прогноз был не таким размашистым – возвращение Т-позы: его фирменной победной стойки.

№63 явно надеялся вновь хотя бы разок заскочить на первое место после финиша. В итоге британец выиграл две гонки – в Канаде и Сингапуре,

Прогноз Изака Аджара казался вообще нереальным. Перед сезоном букмекеры не принимали ставки на его подиум, но конкретно на Гран-при Нидерландов у него было лишь 2% на топ-3 (кф 50!). И ведь сработало!

Пьер Гасли мечтал снова выиграть гонку. Француз побеждал только один раз, выступая в 2020-м за «Альфа Таури». Лучший результат минувшего сезона – шестое место в Великобритании.

Дуэн хотел закрепиться в «Ф-1» на будущее. Не вышло, австралиец был обречен практически с момента подписания.

Остальные просто поостереглись давать более точные прогнозы и отделывались фразами «буду шикарен», «счастлив», или «на год старше». Лучший индикатор того, насколько же непредсказуемым виделся год – и осторожность большинства окупилась?
Как часто фаворит становится чемпионом?
Если коротко, то почти регулярно. За последние 15 лет букмекеры ошиблись только четыре раза.

Ферстаппен дважды рушил предсезонные прогнозы – оба раза фаворитом считался Хэмилтон. В 2021-м Макс вырвал титул в финальном этапе сезона, опередив британца всего на восемь очков. В 2022-м забрал чемпионство более уверенно: +146 от главного преследователя Леклера. Хэмилтон в тот год стал только шестым.
Льюис терял титул в статусе фаворита не только из-за Ферстаппена – в 2016-м его обошел Нико Росберг. А в 2010-м фаворитом считался Фернандо Алонсо, но победил Себастьян Феттель. Разница в шансах была небольшой: 33% у испанца против 25% у немца.
Кстати, главным фаворитом следующего сезона пока котируется Ферстаппен. Макс так впечатлил мощным финишем, что букмекеров пока не пугает смена регламента, зачистка успешного руководства «Ред Булл» и слухи о трудностях со сборкой силовой установки при участии «Форда». Неужели будет пятый титул?
А что с Кубком конструкторов? Все ли совпало?
Здесь у букмекеров три попадания. С «Маклареном» промахнуться было трудно – кто вообще мог представить, что команда закончит сезон не первой?
Спустя несколько этапов после старта букмекеры и вовсе убрали котировки на победу «оранжевых». Интрига сместилась в борьбу за вице-чемпионство. «Феррари», «Ред Булл» и «Мерседес» весь год передавали друг другу статус фаворита, но второе место в итоге взяла немецкая команда.
И это уже разошлось с прогнозами, на второй строчке ждали «Феррари».

Зато совпали ожидания по позициям «Ред Булл» и «Хааса». С главным аутсайдером не угадали – «Альпин» вместо «Заубера».
А вы помните свои ожидания? Они совпали с реальностью?
Фото: Gettyimages/Mark Thompson / Staff




























