Теракт 9/11 пугал Европу: УЕФА переносил матчи, в «Ливерпуле» не отходили от ТВ, ПСВ просил переигровку из-за нервов
А переносы перепутали весь календарь в России.
«Фейеноорд» и «Бавария» сыграют в седьмом туре Лиги чемпионов. Впервые в ЛЧ они пересеклись в 2001-м – тогда игру переносили из-за трагедии в Нью-Йорке.
Первый тур Лиги чемпионов в сезоне-2001/02 прошел лишь наполовину. Восемь матчей успели провести 11 сентября – в день, когда в США прогремели четыре теракта. Восемь игр на следующий день отменили, в том числе матч «Фейеноорда» и «Баварии» в Роттердаме.
Восемь сыгранных матчей во время теракта: нервы в «Арсенале», тихий «Энфилд», обозленный босс «Боруссии» и требование переигровки от ПСВ
Теракты произошли в США утром 11 сентября, в Европе уже наступал вечер. Групповой этап в тот же день открывался матчем дебютанта – «Локомотива», против «Андерлехта» в Москве. Еще семь игр были запланированы позже.
За несколько часов до начала УЕФА подтвердил: все по расписанию, как и пять матчей Кубка УЕФА. Начинали с минуты молчания.
«Локомотив» и «Андерлехт» сыграли 1:1, трансляцию сдвинули с главного НТВ на спутниковый НТВ-Плюс, федеральный эфир был полностью посвящен трагедии.
Еще в этой группе «Рома» уступила 1:2 «Реалу». За четыре часа до начала прошел слух об отмене, но игру все же провели. «Мы не отходили от экрана, – говорил главный тренер «Ромы» Фабио Капелло. – Наверное, стоило перенести этот матч, и мы были уверены, что так и произойдет. Мне казалось, это самое правильное решение». Президент «Ромы» Франко Сенси согласился: «Такого не было со времен Второй мировой войны. Уверен: при трагедии подобного масштаба матч стоило отменить. УЕФА решил, что надо играть, но я не уверен, что это правильное решение».
The Athletic рассказывал, как события тех дней переживали английские клубы в ЛЧ. «Арсенал» играл на выезде с «Мальоркой», а вратарь Дэвид Симэн перед игрой переключал испанские телеканалы – и попал на новости: «Видел, как горит башня. Пытался осознать. В тот момент во вторую башню врезался самолет. Казалось, это отрывок из фильма. Поверить в это было невозможно».
Секретарь «Арсенала» Дэвид Майлз связывался в тот момент с УЕФА – оттуда перезвонили и подтвердили, что игра состоится: «Нам сказали, что, если матч отложить, могут возникнуть большие проблемы с безопасностью». Майлз запомнил мрачную атмосферу стадиона на Мальорке, Симэн – сложности с концентрацией на игре.
Защитник «Арсенала» Лорен вспоминал: «Не мог поверить, что в Америке, самой безопасной стране мира, эту безопасность так легко сломали. Такое казалось невозможным. Но между собой мы об этом не говорили – были как в пузыре. [Арсен] Венгер всегда старался снять давление с команды».
Матч для «Арсенала» сложился неудачно: Эшли Коул привез пенальти и удалился уже на 11-й минуте, «Мальорка» реализовала и победила 1:0.
В этой же группе «Шальке» проиграл дома «Панатинаикосу» 0:2, а менеджер немецкого клуба Руди Ассауэр сказал, что команда вышла на поле вопреки собственному желанию: «Если бы мы принимали решение, игра бы не состоялась. Но УЕФА рассудил по-другому. Мы сделали все, что могли. Например, минута молчания была нашей инициативой».
В те же минуты «Ливерпуль» принимал «Боавишту» – это был первый матч англичан в лигочемпионской истории. Джейми Каррагер вспоминал, что некоторые одноклубники вообще не могли заснуть днем перед игрой и обсуждали только теракт. В пресс-центре журналисты напряженно смотрели телевизор, а «Энфилд» был гораздо тише, чем раньше.
Гари Маккалистер рассказал, что события в Нью-Йорке на него повлияли не так быстро. Они с Ником Бармби точно так же безотрывно следили – просто осознали масштаб позже. Гари признался, что следующим вечером играть было бы гораздо сложнее.
Тренер «Ливерпуля» Жерар Улье объяснял : «Если нет драйва и желания победить, то и смысла играть тоже нет. Один из журналистов писал, что ничья была справедлива, потому что никто не хотел праздновать. Согласен – ни у кого на это не хватило духу». Команды обменялись голами еще в первом тайме – 1:1.
«Динамо» Киев и «Боруссия» Дортмунд сыграли 2:2. Президент немецкого клуба Герд Нибаум раскритиковал УЕФА: «Решение [играть] было принято кем-то, кто явно живет не в нашем мире. В такой ситуации футбол не может быть в центре внимания. Это вопрос этики. Если бы я был президентом УЕФА, после кошмара в Нью-Йорке и Вашингтоне не состоялся бы ни один матч». Он добавил, что клуб не отказался от игры из уважений к правилам УЕФА.
Еще в одной группе «Галатасарай» обыграл «Лацио» (1:0), а ПСВ получил в Нанте 1:4. Голландцы потребовали переигровки объясняли, что были эмоционально подавлены и не могли сосредоточиться на футболе, а играть согласились, когда УЕФА пообещал, что игры в среду тоже состоятся. Президент ПСВ отметил: «Мы не можем заставлять игроков выступать в тяжелом психическом состоянии».
Никакой переигровки, конечно, не было.
«МЮ» прилетел в Грецию к «Олимпиакосу», чтобы сыграть 12 сентября. Игроки узнали новости от Фабьена Бартеза. Француз на тот момент был в отношениях моделью Линдой Евангелистой, она жила в Нью-Йорке, они разговаривал по телефону. Ломаного английского Бартезу хватило, чтобы объяснить партнерам, что случилось. Приехав в отель, команда отправилась не на регистрацию, а к телевизору. Заселившись, гадали, состоится ли матч – жили в неведении до следующего утра.
Восемь отмененных игр из-за теракта: удовлетворены были не все, а ФИФА вообще ничего не переносила
12 сентября должны были пройти еще восемь матчей первого тура ЛЧ. Среди них «Фейеноорд» – «Бавария» и «Спарта» – «Спартак», а также матчи «МЮ», «Ювентуса», «Барселоны», «Депортиво» и других.
Утром об отмене уже знали в «Спартаке»: Владимиру Бесчастных из Москвы позвонил друг и рассказал новости, а через час пришла официальная бумага от УЕФА.
Так стало известно о переносе всех матчей еврокубков на неделе: в ЛЧ и Кубке УЕФА. Это была первая настолько массовая отмена за 46-летнюю историю организации. Генеральный секретарь УЕФА Герхард Айгнер заявил: «Масштабы трагедии, боль и горечь, вызванные ею, не могут оставить всех нас равнодушными. Мы считаем, что вся европейская футбольная Европа должна принять во внимание боль потерь и муки, которые испытывают сейчас семьи пострадавших».
«В связи с ужасными событиями вторника и из-за уважения к народу США мы решили отменить все игры европейских клубных турниров на этой неделе», – добавил спикер УЕФА Майк Ли.
УЕФА все равно не избежал критики за то, что 11-го восемь матчей провели. Представители ассоциации оправдывались тем, что просто не успели отложить их – в основном из-за того, что на многие стадионы уже пришли болельщики.
«УЕФА наконец-то открыл нам свое человеческое лицо», – прокомментировал отмену игр тренер «Твенте» Джон ван’т Схип (тот самый, кто совсем недавно вытаскивал с последнего места «Аякс»). Матч его команды против польской «Полонии» в Кубке УЕФА тоже перенесли. А в «Олимпиакосе» такое мнение не разделили: «Мы очень, очень расстроены, ведь перенос матчей меняет все наши планы».
«МЮ» помог своим фанатам, поехавшим в Афины. Исполнительный директор Питер Кеньон пообещал им по 150 фунтов: «Компенсация затрат будет справедливым шагом по отношению к нашим болельщикам». Возместить убытки самих клубов пообещал УЕФА. На тот момент, по оценкам экспертов, переносы стоили бы организации примерно в $7,5 миллиона.
Мнения об отмене матчей разделились, даже в комментариях и репликах тех лет это заметно. Представители клубов поддерживали, а, например, журналист Джефф Пауэлл на soccernet.com (сейчас это сайт ESPN) – раскритиковал: «Остановить футбол в Европе – значит опустить психологические баррикады в тот самый момент, когда враг у ворот. Америка с ужасом наблюдала за тем, как разворачивались события на стадионах «Эйзель» и «Хиллсборо», но Америка продолжала играть».
С другой стороны, проведение игр могло бы спровоцировать другие проблемы с безопасностью. 12 сентября людей по всему миру (как минимум Франкфурт, Лондон, Куала-Лумпур) эвакуировали из небоскребов и с улиц – звонили неизвестные и угрожали взрывами.
УЕФА отменил матчи, а ФИФА не стала. На той же неделе по расписанию провели игры азиатской квалификации к ЧМ-2002. «ФИФА считает, что, несмотря на ужасные события в Нью-Йорке и Вашингтоне, все предстоящие отборочные матчи чемпионата мира ФИФА должны состояться, при условии, что будет гарантирована безопасность всех участников», — заявил Йозеф Блаттер.
Английская премьер-лига вслед за этим не стала отменять игры на выходных.
За месяц – четыре тура Лиги чемпионов!
Тогда в ЛЧ играли чуть ли не каждую неделю: за осень и зиму до конца календарного года надо было вместить шесть туров первого группового этапа и еще два – второго.
По три тура проводилив сентябре и октябре, тогда же доигрывали решающие матчи квалификации ЧМ-2002. Куда убрать восемь матчей ЛЧ, чтобы успеть сыграть до конца группового этапа? А как провести все игры Кубка УЕФА, ведь там не было групп – только плей-офф?
В Кубке УЕФА ответные игры первого раунда планировались 25-27 сентября, поэтому первые матчи спешно передвинули на следующую после теракта неделю – 19-20 сентября.
«Торпедо» уже прилетело к «Ипсвичу» – узнали о переносе в Англии, пришлось лететь обратно и возвращаться к матчу 20-го. Мальтийская «Биркиркара» перемещалась туда-обратноиз Москвы, чтобы сыграть с «Динамо». А в Новороссийск к «Черноморцу» дважды приезжала «Валенсия».
Матч «Анжи» – «Рейнджерс» переносить не пришлось, его изначально запланировали на 27 сентября, причем в Варшаве: шотландцы отказались играть в Махачкале, а УЕФА решил тогда превратить противостояние в одноматчевое и на нейтральной территории.
В ЛЧ никак нельзя было перенести матчи первого тура вперед ни на неделю (там были игры второго тура), ни на две (начинался третий тур), так что сыграли через месяц – 10 октября, после паузы на сборные. В четырех группах нарушился привычный порядок: сыграли второй и третий туры, только потом первый.
Сразу четыре лигочемпионских тура пришлось утрамбовать в октябрь.
В России – сильный удар по календарю и концу сезона
Перенос матчей сильно уплотнил календарь и в России. Например, «Спартак» со сдвигом должен был играть 9 октября с «Анжи», 10-го – со «Спартой» и 13-го – против «Крыльев Советов». Недопустимо.
Похожим образом страдали и другие участники еврокубков. В итоге чемпионат закончился не 4-го (как было запланировано), а 8 ноября, причем матчами 28-го тура, а игры 30-го проводили и в октябре, и в ноябре.
С учетом еврокубков, матчей сборных и Кубка игры чемпионата пришлось миксовать.
● 12 октября: матч 25-го тура, на следующий день – 24-го.
● 20 октября: игра 27-го тура.
● 21-22 октября: пять матчей 30-го тура.
● 27 октября: полный 29-й тур (восемь игр).
● 4 ноября: один матч 25-го тура и две игры 30-го.
● 8 ноября: чемпионат завершился полным 28-м туром (восемь игр).
Это был последний сезон перед созданием российской Премьер-лиги.
«Анжи», «Черноморец» и «Торпедо» вылетели сразу из Кубка УЕФА, «Динамо» продержалось еще один раунд. «Спартак» в ЛЧ выступил слабо: последнее место в группе. «Локомотив» набрал всего очко в первых четырех турах, а потом грохнул 5:1 «Андерлехт» и обыграл смешанный состав «Реала» – вышел в Кубок УЕФА (правда, сразу вылетел от тель-авивского «Хапоэля»).
***
«Фейеноорд» и «Бавария» все-таки сыграли тогда первый матч между собой, только не в сентябре, а в октябре 2001 года: 2:2 в Роттердаме, туда приехали не больше трех сотен немецких болельщиков – из-за опасности стычек с агрессивными голландскими фанатами.
«Мы договорились с голландцами о мероприятиях, которые бы сделали пребывание наших болельщиков беспроблемным. Однако они все равно боятся», – говорил тогда шеф службы безопасности «Баварии» Манфред Ангермайер.
Смотреть из Мюнхена за вторым матчем через пару недель немцам было куда комфортнее, да и счет понравился больше – 3:1. С тех пор «Фейеноорд» и «Бавария» не встречались. Теперь 22 января пересекутся в Роттердаме.
Фото: Gettyimages/Steve Mitchell – EMPICS / Contributor, John Walton – EMPICS / Contributor, Alexander Hassenstein / Staff, Vladimir Rys / Staff, Bongarts / Staff, Michael Steele / Staff, Spencer Platt / Staff, Laurence Griffiths / Staff, Danny Gohlke / Staff, Gary M. Prior / Staff