9 мин.

Терпением проверяются избранные. Почему локаут-2017 становится неизбежным

alt

Приход телевизионных денег в лигу с безграничным кадровым потенциалом – это хорошо.

На примере АПЛ мы видим, что даже захолустье, которое борется за то, чтобы не вылететь, может свободно позволить себе плюнуть двадцаткой в игроков того уровня, что еще пять-семь лет назад казался для них недосягаемым: это – звезда, вся игра вокруг него и т.д., сегодня таких можно взять несколько, поскольку футбол за пределами Британского архипелага очень даже существует.

В НБА картина прямо противоположная: за пределами лиги на сегодня нет игроков, которые готовы приехать в Америку в возрасте 23-27 лет и уже в третьем сезоне претендовать на «Матч всех Звезд».

Несмотря на экспансию зарубежных исполнителей, которых в Ассоциации сегодня уже четвертая-пятая часть, на «Матч всех Звезд» в прошлом сезоне попало аж два неамериканца – Эл и Пау, и оба по добору. Эпоха Паркеров-Новицки подходит к концу, а среди людей, не имеющих американского баскетбольного гражданства, лишь Таунс, Уиггинс, Адетокумбо и Порзингис наверняка приедут на этот статусный праздник неоднократно, остальные же в лучшем случае ограничатся разовым посещением, или же просто рангом очень крепкого игрока стартовой пятерки, вроде Галлинари или Ибаки.

Понятно, что новое поколение суперталантов, возглавляемое Дончичем и Мусой, относительно скоро доедет, но эти люди не выйдут на рынок сегодня или завтра, им предстоит играть в новой модели НБА, которая устоится за то время, пока они окрепнут.

Это одна из причин того, почему сегодня на рынок свободных агентов выползает достаточно средний по своему качеству класс игроков, и «отдуваться» приходится американцам третьей-четвертой-пятой руки #мозгиЧендлераПарсонса.

То есть колоссальный толчок для роста потолка зарплат высвободил огромный денежный ресурс, но при этом он же не мог по щелчку пальцами автоматически вырастить десять-двенадцать игроков, в самих США или за их пределами, способных соответствовать вкладываемых в них деньгам по «старым стандартам».

И я говорю о «стандартах» последних трех лет, даже не касаясь тех славных времен, когда мы все на стены лезли от «бэби-макса» Руди Гэю.

Основной проблемой лиги является то, что заметное количество звездных баскетболистов НБА как раз садилось на контракты по тем самым старым стандартам, очень сильно ограничив себя финансово, ведь они не владели приблизительной информацией по сумме нового соглашения с телевидением.

Чтобы не быть голословным, я просто приведу список: ЛеБрон, Ирвинг, Лав, Лаури, ДеРозан, Бош, Уэйд, Ховард, Миллсэп, Айзея, Кемба, Батум, Драммонд, Пол Джордж, Тиг, Реджи Джексон, Батлер, Уолл, Бил, Мэло, Роуз, Брук Лопес, Карри, Грин, Томпсон, Кавай, Олдридж, Уэстбрук, Пол, Гриффин, Джордан, Лиллард, Дирк, Газоль-младший (если сможет вернуться на паркет), Парсонс, Конли, Харден, Хэйворд, Галлинари, Казинс, Дэвис, Блэдсоу. Добавьте сюда Дюрэнта, Хорфорда, Пау и Рондо. Это 46 фамилий ветеранов + выстрелившие, итого примерно 50 человек – пул претендентов на «Матч всех Звезд» или же на «звездный статус» внутри своих команд, среди тех, кто уже прошел стадию «ясельных соглашений» и сидит на взрослых.

Из этой плеяды баскетболистов «чувствовать себя недооцененными финансово» в ближайшие годы за счет длины и стоимости контрактов, подписанных при старом порядке дел или же элементарных «уступкам» будет/имеет основания сразу половина. Это говорит о неминуемом создании «пула недовольных» среди влиятельных людей внутри НБА, а если вспомнить, что Ассоциация на сегодня – лига игроков, то, что тогда может быть хуже, чем недовольные представители «топа» в массовом количестве?

Попытка форсирования пересмотра действующих соглашений неминуема уже сама по себе, ведь именно «звезды» – это те, за чью демонстрацию ТВ платит эти деньги, и они не должны быть ущемлены ни в коем случае.

Люди не будут смотреть на Бейзмора и Соломона Хилла.

Поэтому новый толчок к росту потолка зарплат, желание пересмотреть распределение доходов и «недовольство» – три кита, на которых зиждется использование опции выхода из действующего Коллективного соглашения: ее «профсоюз игроков» наверняка использует до 30 июня 2017-го года.

Однако поиск компромисса может оказаться сложнее, чем мы себе представляем.

Одной из самых распространенных идей является пересмотр предназначения максимальных контрактов, в частности, формулы его «вычисления» для игроков разного уровня достижений, изменение процентного соотношения, отталкиваясь от размера «платежной ведомости», и даже поиск отдельных условий для выдачи «супермакса» людям вроде ЛеБрона, Карри, Дюрэнта, Дэвиса и т.д., или же ограничение количества максимальных контрактов в платежной ведомости, как радикальная мера.

В воплощение последних пунктов, несмотря на достаточно сильное логическое основание, я верить отказываюсь.

Во-первых, «борьба за один «супермакс» – вносит колоссальный внутренний дисбаланс в команду, где есть два полноценных претендента на это соглашение, как [пока что, видимо, ненадолго] в «Оклахоме». Нет ничего хуже, чем два афроамериканских игрока с запредельным эго, заглядывающих друг другу в кошелек, особенно, когда они выбраны одной и той же командой. Это может работать против «объединений» баскетболистов по интересам, но дать право клубам сохранять своих звезд и не позволять им сбегать – основа основ любых требований со стороны владельцев.

Соответственно, нужны какие-то исключения, верно?

ОК, сколько тогда этих исключений?

На двоих людей?

А если мы оказываемся в ситуации «Тандер» и «Уорриорз», которые всех своих звезд выбрали на драфте, и их по три штуки единовременно? Если Лига введет искусственное ограничение для остальных звезд, кроме «своих новичков» – это автоматически возвысит «Процесс» и «слив» перед остальными тактиками построения команды-претендента, если это будет единственным путем для сохранения своих самых сильных игроков и тех возможностей, которые они предоставляют.

«Лейся песня», пока мы два-три суперталанта не выловим», как приоритетный путь – последнее, чего хочет сама уже лига.

Существует миллион путей ведения бизнеса и построения команды, и ни один из них не должен стоять в очевидном приоритете перед остальными за счет языка документов. Это совок чистой воды.

Поэтому я не верю во всю эту «мутковщину», эти «искусственные лимиты» на количество максимальных контрактов, идея «супермакса» на 50 миллионов в год вопреки любой ситуации в платежке – хоть и верна по своей сути, и по теории, но вряд ли выполнима в реальности, ведь в ней слишком много субъективизма.

Например, титул MVP для такого соглашения обязателен, согласитесь?

Это значит, что прайм-Уэйд или Крис Пол пролетают, а Кобе мог на него рассчитывать только после тридцати, хотя доминировал в НБА лет семь-восемь до этого.

Просто смешно.

Ситуация с Дэвисом показала, что любые прописанные заранее критерии неадекватны, ведь каждый случай индивидуален.

Энтони потерял 25 миллионов для того, чтобы гении менеджмента имели возможность подписать Соломона Хилла?

То же самое с «чемпионством», попаданием в символические пятерки и т.д.

Если человек сломался, но при этом не упал ни в уровне, ни в степени важности, почему его шансы должны снижаться и зависеть от того, как кто-то там галочку поставит в конце сезона?

За ЛеБрона вообще ни одной не нарисовали.

alt

Вам может казаться, что мы все это уже видели – «толчок Джордана», когда потолок зарплат за одно лето вырос на 30.5 (!)%, увеличившись в итоге в два раза за четыре года.

Он косвенно привел не только к локауту-98, но и к соглашениям Кенни Андерсона, Джима МакИлвэйна, двум контрактам Джувэйна Ховарда (общей стоимостью в 203 миллиона, при том, что Тим Хардуэй-старший подписался под 17.7 за четыре сезона, а Стоктон – 15 на 3) в 96-м, например.

Однако, что-то общее с сегодняшним психозом, если говорить об объемах, вряд ли имело место, здесь уже совершенно иной масштаб бедствия.

Еще пару месяцев назад казалось, что «Хьюстону» придется добавлять пик, чтобы избавиться от контракта на 8 миллионов в год не забившего ни одной трешки за месяц Кори Брюэра. Еще двое суток не прошло с момента открытия рынка свободных агентов, а это соглашение уже выглядит выгодным для большинства команд, как бы плох ни был сам форвард в прошедшем сезоне. Неминуемое увеличение количества «новых Лэрри Сандерсов» нельзя также прозевать в потоке недостатков, такие скачки просто не проходят бесследно.

В одночасье Лига становится колоссально разбалансированной.

Глубина разрыва шаблона для оценочных аналитических офисов, вроде менеджмента «Бостона» и «Хьюстона», которые удавятся за лишний миллион в контракте, не поддается никакому объяснению, как и построение новой финансовой тактики и глубокая вера в нее.

Райли был вынужден действовать сразу же из-за цейтнота с Уайтсайдом, полное же отсутствие движений со стороны «Селтикс», «Рокетс», «Тандер», «Уорриорз», «Сперс» – четкая демонстрация того, как лучшие ждут стабилизации и успокоения рынка. Все примерно понимают, что встречи с Дюрэнтом – это не что иное, как задел перед следующим летом, знакомство с культурой, с планами, со стратегией развития клуба и бренда, поэтому без острой необходимости они не станут никого трогать, пускай «паникеры» наиграются. Такую же позицию занял и ЛеБрон, самый влиятельный человек в НБА, со своими колоссальными рычагами влияния в профсоюзе, «почетный кабинетный доминатор имени Дрэймонда Грина первой степени». В прошлом году он бил со старта – Лав-Шамперт-Тристан, тух-тух-тух, в этом – сидит тихо и открыто через Твиттер прощается с теми, кто получил свои деньги, потому что все не так уж просто.

Равнение на лидеров.

От того, насколько «инфицированные» будут агрессивны, может напрямую зависеть картина претензий через год, ведь основу профсоюза в любом случае составляют игроки среднего звена, и кто может гарантировать, что Брэдли и Краудеры не захотят пересмотра действующих соглашений, когда звезды, как элементы основного влияния, будут это продавливать?

Нельзя исключать тот факт, что и верхи, и серединка объединятся в посыле, что вполне разумно, и тогда мы приедем уже совсем к другой диспозиции при переговорах следующим летом.

Будет забавно наблюдать, как те, кто набирает говна в первые дни межсезонья-2016, окажутся очень крепко связанными по рукам уже через год даже без каких-либо дальнейших действий, не говоря уже про долгосрочную перспективу.

И я не удивлюсь, если основанием для тихой выжидательной позиции «топовых офисов» являются очень серьезные опасения относительно пересмотра всех соглашений внутри лиги, их «индексации», а отнюдь не Хорфорды с Дюрэнтами, иначе уже сейчас у Райана Андерсона лежали бы 100 на 4, которые он ждет от рынка.

Нет, не стоит верить в «fantasy-драфт», использование «процента в платежной ведомости на момент узаконивания сделки» может стать краеугольным камнем процесса.

Объем свободных денег внутри лиги сегодня настолько велик, что «возмущаться» можно даже безо всяких опций, а ее наличие, в сумме с конфронтацией в вопросе распределения BRI (Basketball Related Income), тянущейся еще с 2014-го, когда лига возжелала снизить (!) долю игроков при распределении доходов c 57% до 51%, ведут не просто к разрыву соглашения, а и к локауту, ведь они не фантики и не бублики делят: цена вопроса – распил 24 миллиардов долларов только по одному телевизионному соглашению!

Обновленная капитализация этой вашей Ассоциации обязательно поднимет вопрос снятия возрастных ограничений для попадания в лигу, она теперь еще слаще, в то время как сама НБА наоборот постарается лоббировать увеличение «планки» еще на год, и профсоюз в этой ситуации играет на три поля: Ассоциация, владельцы, NCAA.

Студенческий чемпионат без лучших игроков – это автоматическое падение доходов, которые уже стали просто неописуемо космическими, что тут же поднимает вопрос оплаты труда спортсменам Колледжей (хотите повысить/сохранить лимит – пускай пацаны получают деньги за то, что рискуют своим здоровьем, принося миллиарды).

Это развалит всю существующую и функционирующую систему студенческого спорта изнутри и «прогиб» повлечет аналогичные толчки во всех видах спорта, что нереально. С места NCAA не сдвинется ни на шаг, иначе – тотальный коллапс системы, через ход или через три.

А вот и гости!

Слишком уж уникальна и сложна возникающая ситуация, чтобы обе стороны не постарались вывернуть эту двустороннюю майку выгодным себе цветом.

Это требует времени на конструктивный срач.

Локаут, иди сюда, родной! Тебя только за смертью посылать!

А то мы как-то заждались уже...

Фото: REUTERS/Jessica Rinaldi, Mike Segar