Почему НБА – самая политизированная спортивная лига мира
Совет государственному мужу: спеши развить и украсить собственный характер, затем что тебе предстоит жить, словно в театре, на глазах у зрителей (Плутарх)
Если верить Эрику Берну, жизнь – не что иное, как совокупность игр, в которые играют люди. Вместе с человеком взрослеет и масштаб игровой действительности: некогда юный строитель, корпевший над разноцветными кирпичиками Lego, берется за возведение полномасштабных архитектурных объектов; малолетний стратег, с усердием расставляющий по воображаемому полю пластмассовую армию, со временем рискует взять в свои руки командование армией настоящей, из плоти и крови.
Порой капризы внутреннего ребенка приобретают настолько пугающие масштабы, что удовлетворить их может лишь участие в самой главной мировой игре – так рождаются политики. Большая Игра в той или иной степени абсорбирует прочие игровые процессы; не остается в стороне и такое значимое явление, как профессиональный спорт.
Впрочем, в отыгрыше собственной политической роли каждый вид спорта склонен действовать в парадигме той части суши, на которой базируется: представители Старого Света ограничиваются повсеместной демонстрацией пошлого баннера Say No to Racism; активность североамериканских лиг, напротив, порой доходит до натурального мессианства. Среди четырех основных спортивных сообществ США нет более активной (в политическом плане) ячейки, чем Национальная Баскетбольная Ассоциация.
Особая роль НБА в качестве инструмента не только локальной, но и мировой политики выражается в целом ряде процессов и явлений.
Расовый аспект
Не секрет, что немалая часть современных атлетов в той или иной степени относят себя к представителям негроидной расы. Несмотря на тот факт, что сегодня игроки с африканскими корнями стали неотъемлемой частью практически всех видов спорта (в особенности командных), ни одна мировая лига и близко не сравнится с НБА по количеству участников с цветом кожи, отличным от белого.
Согласно исследованиям Института этнического многообразия и этики в спорте (основанного Ричардом Лапчиком – сыном Джо Лапчика, центрового легендарных Original Celtics), НБА является единственной крупной спортивной ассоциацией, в которой доля темнокожих игроков составляет более 70%.
По результатам исследований, в 2014 г. порядка 77% Лиги составляли афроамериканцы и игроки с африканского континента; в минувшем году этот показатель снизился до 74,4%. Доля белых игроков составляет 23,3% – наивысший показатель с 1992 г. Для сравнения: в NFL выступает 68,7% игроков с африканскими корнями а в MLB – всего 8,3%.
Среди болельщиков НБА почти половина – афроамериканцы (45%) – в три раза больше, чем среди любителей NFL и NCAA. Что парадоксально, почти 80% фанатской базы NCAA – белые люди (преимущественно возрастные – 40% старшее 55 лет).
Пионерские тенденции в расовых вопросах распространились и на фронт-офис НБА: Майкл Джордан и Вивек Ранадиве стали первыми мажоритарными владельцами команд среди четырех главных спортивных лиг США, а Марк Татум, заместитель комиссионера Лиги (де-факто – второе лицо после Адама Сильвера и его наиболее вероятный преемник на посту главы НБА), стал первым афроамериканцем, занявшим столь высокую должность в структуре влиятельной спортивной организации.
Невидимый вклад Его Воздушества
На фигуре Джордана необходимо остановиться отдельно, и причина тому вовсе не в славном прошлом легенды «Буллс». На протяжении всей карьеры Майкла то и дело упрекали в излишней сдержанности в вопросах, касающихся проявлений расового неравноправия – позиция, надо сказать, не слишком характерная для представителей афроамериканского истеблишмента.
Окажись на месте Его Воздушества любой другой, менее богоподобный персонаж, всенародная обструкция была бы гарантирована. Однако мало кто осознает фактический вклад Джордана в развитие афроамериканского комьюнити. В отличие от многочисленных мастеров воздевать руки к небу вроде Джесси Джексона, экс-игрок предпочел добиться финансового успеха, как когда-то и его предкам удалось преодолеть трудности, чинимые законами Джима Кроу в недружелюбной к меньшинствам Северной Каролине.
Вклад Джордана–предпринимателя едва ли уступает наследию, оставленному Джорданом-спортсменом: помимо сотен рабочих мест, созданных в рамках Jordan Brand, помимо самого многонационального фронт-офиса среди всех тридцати клубов НБА, Его Воздушество продемонстрировал миру, что чернокожий бизнесмен, несмотря ни на какие препятствия, способен достичь невероятных вершин. Успех Джордана, наряду с примерами Барака Обамы и Бена Карсона, призван расширить перечень перспектив для будущих поколений темнокожих американцев, доселе ограниченных порочным кругом профессий рэпера, спортсмена или наркодилера.
Социальная активность
Лидерство, как известно, бывает двух типов: первый тип стремится мотивировать окружающих собственным примером, избегая излишней помпезности и публичности; второй тип, напротив, для привлечения внимания к проблеме активно прибегает к собственной харизме и положению в иерархии медийного пространства. И если упомянутый выше Майкл Джордан, несмотря на статус величайшего баскетболиста всех времен, тяготеет к первой разновидности, то подавляющее большинство современных звезд НБА принадлежит ко второй, более распространенной категории.
Социальная активность игроков НБА включает в себя ряд направлений, которые в большинстве своем объединены глобальной целью – помощи людям, попавшим в трудные жизненные ситуации. Материальными аспектами вроде сбора пожертвований, благотворительных мероприятий занимаются преимущественно программа NBA Cares либо индивидуальные фонды игроков. Причем участие в подобных процессах принимают отнюдь не только игроки первого эшелона: так, например, Дэвин Джордж, некогда глубокий резервист «Лейкерс», вполне успешно реализует программу по улучшению жилищных условий в неблагополучных городских кварталах Миннесоты.
Вторым – и наиболее распространенным – аспектом общественной деятельности является помощь духовная, которая в условиях пронизанного демократией воздуха Северной Америки воплотилась в разнообразные правозащитные движения.
Ниже представлены наиболее яркие примеры последних лет:
В апреле 2015 г. в Балтиморе был задержан 25-летний Фредди Грэй, который во время транспортировки в полицейском автомобиле получил многочисленные травмы и позднее скончался в медицинском центре. Случившееся послужило причиной волнений среди афроамериканского комьюнити и местных правозащитников; в городе даже было введено чрезвычайное положение. Успокоить собравшихся приезжал целый ряд знаменитостей – в том числе, Кармело Энтони, который вырос в тех же кварталах, что и Грэй, и в детские годы даже подрабатывал «попрыгунчиком» у наркодилеров Балтимора.
В июле 2014 г. в Нью-Йорке при задержании серьезно пострадал 43-летний Эрик Гарнер, многодетный отец, которого полицейские арестовали по подозрению в незаконной торговле сигаретами. При задержании к страдающему астмой Гарнеру был применен удушающий прием, а последние слова мужчины – «я не могу дышать» – вскоре стали символом очередной волны протеста против полицейского произвола. Многие игроки Ассоциации, включая Кобе, Леброна и Гарнетта, выразили поддержку митингующим и в процессе предматчевых разминок облачились в черные футболки с надписью I can’t breathe. Не остались в стороне и игроки NCAA: в аналогичные одеяния облачилась баскетбольная команда Университета Джорджтауна.
В феврале 2012 г. патрульным-волонтером был застрелен 17-летний Трэйвон Мартин. Сотрудника служб правопорядка насторожил подозрительный внешний вид подростка – в частности, надвинутый на лицо капюшон; возникла потасовка, в результате которой безоружный Мартин был застрелен в упор. Суд присяжных оправдал патрульного Циммермана, что вызвало бурю негодования во всей стране, к которому присоединились практически все заметные деятели НБА прошлого и настоящего.
Свою позицию игроки и функционеры НБА выразили и по ряду других, не менее противоречивых моментов:
В ходе плей-офф 2010 г. игроки «Финикс Санс» облачились в джерси Los Suns – при том, что «латинские ночи» в НБА обычно проходят в начале марта. Таким образом, Стив Нэш сотоварищи выразили протест касательно ужесточения иммиграционного законодательства в штате Аризона.
В 2013 г. Джейсон Коллинз стал первым открытым геем, выступающим в составе команды четырех основных спортивных лиг США. Со словами поддержки к центровому обратились действующий и бывший президенты США – Барак Обама и Билл Клинтон, Дэвид Стерн и многие партнеры по баскетбольному цеху. В течение первой после каминг-аута домашней игры Коллинз был удостоен стоячей овации – первой в 13-летней игровой карьере.
Самым громким проявлением гражданской позиции стал памятный скандал с участием Дональда Стерлинга в 2014 г. Одиозный владелец, неоднократно уличенный в проявлениях расизма, на сей раз превзошел сам себя, повелев своей частично чернокожей (!) подруге не приводить на игру «этих черных». Как это бывает с подобными девицами, запись беседы вскоре стала достоянием общественности, и вскоре Стерлинг в полной мере осознал на себе силу всеобщей обструкции. Публичное порицание закончилось отстранением бизнесмена от владения клубом, пожизненным запретом на посещение матчей и любые связи с НБА и последующей, фактически принудительной продажей «Клипперс» куда более толерантному владельцу.
Будущим летом руководством Лиги может быть принято решение об отмене проведения Матча асех звезд НБА. Поводом для столь радикального шага послужил новый указ штата Северная Каролина, ущемляющий права ЛГБТ-сообщества. Комиссонер НБА Адам Сильвер призвал чиновников внести корректировки в закон, обязующий трансгендеров использовать туалетные комнаты в соответствии с полом, имевшемся у них при рождении. Как было сказано ранее, окончательное решение еще не принято, однако вероятность отмены ASG гораздо выше, чем может показаться.
Политические пристрастии в мире НБА
Не секрет, что практически любую проблему возможно решить за деньги (особо сложные задачи логично решаются за большие деньги). Посему процессы глобального масштаба – вроде президентских выборов – также зиждутся на материальных составляющих, важнейшим из которых являются пожертвования.
В США и прочих странах, где выборы хотя бы условно имеют место быть, сбор пожертвований – процедура, обязательная для любого кандидата, что вполне объяснимо: в лучшем случае поддержанный кандидат займет заветное место руководителя державы, в худшем – как говаривал Вито Корлеоне, щедрости будет придана личная окраска, что в дальнейшем может не раз сослужить хорошую службу.
В НБА, как самой аффилированной с большой политикой Лиге, культура политических взносов поставлена на поток: жертвовать здесь принято много и не обязательно в пользу одной политической партии.
В ходе выборов 2012 г. действующий президент Барак Обама получил более 128 тыс. дол. от 42 источников в НБА, тогда как кандидат от республиканцев Митт Ромни – немногим меньше: 118 тыс. дол. от 32 «доноров». Среди жертвовавших Обаме были замечены Дэвид Стерн, Адам Сильвер, Майкл Джордан и Грегг Попович; в пользу Ромни вложились Дэнни Эйндж, Пэт Райли и Дэн Гилберт.
Если верить статистике, в ходе нынешней президентской гонки в баскетбольной Америке донатят чаще и в куда больших масштабах. Если размер индивидуального взноса в ходе праймериз 2012 не превышал $7 500, то в этом году абсолютный рекорд был установлен Гилбертом, который вложил в Криса Кристи, ныне бывшего кандидата от республиканцев, целых $750 000!
В целом Кристи, несмотря на провальную кампанию, получил в совокупности 43,9% всех политических пожертвований, исходивших от НБА (благодаря небывалой щедрости владельца «Кливленда»). Настроения в американском обществе обусловили и изменения в политических пристрастиях функционеров НБА: если раньше львиную долю пожертвований получили деятели Демократической партии, то в 2016 г. Хилари Клинтон стала единственным кандидатом, в чью пользу жертвовали завсегдатаи Баскетбольной Ассоциации. Потенциально первая женщина-президент США записала на свой счет менее 5% всех пожертвований; среди неравнодушных замечены привычные Стерн и Сильвер, а также Мэджик Джонсон, Грант Хилл и Вивек Ранадиве. Владельцы «Сакраменто» и «Индианы» вообще стали единственными, кто открыто поддержал демократов.
Активнее всех в фонды республиканцев инвестировали владельцы «Орландо» – более 500 тыс. долл. Что примечательно, не единого задокументированного пенса не получил одиозный Дональд Трамп – как и его визави из стана демократов, главный сторонник лайтового социализма Берни Сандерс.
Как видно, неравнодушных к политике любителей баскетбола не впечатлили бросковые качества президента Обамы.
Политики из мира НБА
Впрочем, президент Обама или Арни Данкан, бывший министр образования и по совместительству частый гость Всезвездного Уикэнда НБА, являются не единственными чиновниками, причастными к профессиональному баскетболу. Более того, некоторым игрокам НБА удавалось транслировать успехи на паркете в полновесный, индивидуальный политический триумф.
Билл Брэдли
Еще один член Зала Славы НБА и легендарный участник чемпионской династии «Нью-Йорк Никс», Билл Брэдли, после завершения спортивной карьеры решился войти в мир большой политики. В 1978 г. Брэдли удалось одержать победу в выборах на пост сенатора от штата Нью-Джерси; данный пост бывший «никербокер» занимал на протяжении последующих двенадцати лет. В 1999 г. Брэдли выдвинул собственную кандидатуру на пост президента США. Социально ориентированная программа Билла (финансовая помощь семьям с одним кормильцем, программа доступного здравоохранения, ограничение оборота оружия) не нашла широкой поддержки у местного эстеблишмента, и в противостоянии с Элом Гором Брэдли набрал мене 20% голосов. Стоит отметить, что в поддержку экс-игрока выступили Фил Джексон, Спайк Ли и Майкл Джордан.
Дэйв Бинг
Некогда семикратный участник Матча Всех Звезд и лучший игрок «Детройта» – 70-х, Дэйв Бинг успешно совмещал спортивную карьеру с работой в Национальном банке Дейтрота, где прошел путь от кассира до сотрудника службы ипотечного кредитования. После завершения карьеры Бинг некоторое время отработал в компании, занимавшейся обработкой стали, а вскоре открыл собственное дело. В 1984 г. экс-игрок был удостоен звания Лучшего представителя малого бизнеса в США. К 1985 г. его компания насчитывала 63 рабочих. Которые трудились на двух заводах; доходы новоявленного магната доходили до $ 40 млн.
В 2009 г. Дэйв Бинг был выбран на должность мэра Детройта, где и провел один, не слишком успешный срок. Проблемы со здоровьем не позволили Бингу в должной мере реализовать собственные политические идеи, и в 2013 г. он отказался от переизбрания.
Кевин Джонсон
В отличие от предыдущего функционера, карьера Кевина Джонсона не нуждается в особом представлении. Еще в 1989 г. разыгрывающий основал фонд под названием St.HOPE, призванный помогать детям из малообеспеченных семей в Оук Парк, одном из неблагополучных районов Сакраменто и, по совместительству, родине самого Джонсона. Возглавляемая бывшим игроком организация способствовала реставрации исторических зданий, успешно противостояла закрытию Sacramento High School и преобразованию последней в независимую школу. Под руководством фонда St. HOPE успеваемость выпускников школы значительно улучшилась. Аналогичная школа была открыта в 2007 г. и в нью-йоркском Гарлеме.
В 2008 г. Кевин Джонсон стал кандидатом на пост мэра Сакраменто, где во втором туре одержал волевую победу над действующим мэром Хизер Фарго. В течение первых трех лет на руководящем посту Джонсон запустил несколько крупных политический проектов, среди которых программы по экономичному использованию электроэнергии Greenwise, образовательная программа Stand Up, ряд инициатив по борьбе с бродяжничеством Sacramento Steps Forward и др. В конце концов, именно стараниями КД в Сакраменто до сих пор присутствует собственная команда НБА.
На следующих выборах мэра триумф Джонсона стал еще более убедительным: 58,7% избирателей высказались за продолжение работы экс-разыгрывающего на посту градоначальника.
Крис Дадли
Спортивная карьера центрового запомнилась прежде всего добротной игрой в обороне и колоссальным неумением попадать штрафные броски (45,8% – третий худший результат в истории Лиги). Политическая карьера стартовала в 2010 г., когда Дадли, на тот момент известный своей общественной деятельностью (помощь детям, больным сахарным диабетом; ряд благотворительных программ), бросил вызов действующему главе штата Орегон. До победы бывшему центровому не хватило самой малости (48% против 49% у губернатора Кицхабера).
Терри Дехер
Игровая карьера Терри Дехера едва ли оставила глубокий отпечаток в памяти баскетбольных болельщиков: защитник провел в Лиге 6 сезонов, в течение которых выступал в составе «Клипперс», «Кингз» и «Гриззлис». В 2001 г. Дехер безуспешно выдвигался в качестве независимого кандидата на муниципальных выборах Джерси-Сити. В 2007 г. экс-игроку НБА удалось-таки стать членом Комитета по образованию Джерси-Сити, а спустя 2 года Терри дорос до должности вице-президента. В 2010 г. его полномочия истекли; переизбраться повторно не удалось.
Том МакМиллен
Перед тем, как ступить на кривую дорожку большой политики, Том МакМиллен получил степень бакалавра по химии в Университете Мэриленда и в 1974 г. был выбран под 9 пиком драфта, где в роли железного середняка провел 11 сезонов. В 1987 г., через год после завершения карьеры, МакМиллен был избран представителем четвертого округа штата Мэриленд в Конгрессе США. Вскоре, по решению Департамента Юстиции, границы первого и четвертого округов штата были перераспределены, и МакМиллену пришлось вступить в борьбу за место в Конгрессе с республиканцем Уэйном Гилкристом, победу в которой в итоге одержал оппонент.
В политическую историю США МикМиллен вошел, как самый высокий (рост 6’11”) член палаты Конгресса.
***
Согласно маркетинговым исследованиям Harris Poll, в 2015 г. НБА занимает лишь третью строчку по популярности среди спортивных ассоциаций США. В то же время пресловутая «местечковость» МЛБ не позволяет ей всерьез конкурировать с НФЛ и НБА по темпам мировой экспансии. НФЛ, в свою очередь, сфокусирована на отвоевании места в медийном пространстве Соединенного Королевства, где к 2018 г. планируется проводить до 5 игр регулярного сезона. Международные планы НБА в данном контексте выглядят на порядок глобальнее: еще более активная экспансия на рынки Поднебесной и других стран АТР; увеличение количества баскетбольных лагерей и программ по обмену в африканских странах; в конце концов, открытие официальной страницы НБА в российском интернет-пространстве.
По мере возрастания мировой популярности лучшей игры с мячом будет возрастать и степень ее влияния на различные глобальные процессы – в том числе, политические. Возможно, в один прекрасный день НБА, как инструмент политического воздействия, достигнет такого уровня, что дружеский звонок Денниса Родмана сможет предотвратить очередное обострение конфликта на Корейском полуострове.
Что не умаляет заслуг Майкла, конечно
Только Мэджик как пример чернокожего бизнесмена подходит лучше, чем Майкл)
У Барксдейла работал?
Плюс ко всему любой человек, в той или иной мере ответственный за жизни/аспекты жизни других людей, обречен на негативное отношение.
И как-то в одну сторону написано о МВЗ с трансгендерами и Стерлинге, если это не перевод. Я не вижу ущемления прав в первом случае. Там все наоборот. Если в туалет будут пускать всех, кто назовется трансгендером, то можно сразу делать общий сортир. Стерлинга же вообще вмиг недееспособным оформили, чтобы не гундел и отобрали команду.