4 мин.

«В 25 лет я понял, что не хочу идти на тренировку». О самом молодом главном тренере Единой Лиги ВТБ

alt

Уже два месяца, как я не работаю в «Нижнем Новгороде», но за командой продолжаю следить и переживать. Новости о назначении Артурса Шталбергса лично я очень рад. 

Для начала скажу, что я благодарен Айнарсу Багатскису за совместную работу, для меня он был почти идеальным коллегой. Любой пресс-атташе может только мечтать о красноречивом главном тренере, который уважает и понимает работу прессы и всегда открыт к общению.

Но новый главный «НН» Шталбергс не менее интересный персонаж. В 31 год он, скорее всего, будет самым молодым тренером в Единой Лиге ВТБ. Он уже успел выиграть серебро молодежного чемпионата Европы со сборной Латвии и уже четвертый сезон будет работать с Багатскисом в основной национальной команде.

Очень жду дебюта Шталбергса в качестве главного тренера клуба. Есть ощущение, что он к этой роли готов, тем более, после двух сезонов в качестве ассистента в Нижнем. Но в моем ожидании основную роль играет даже не баскетбол – тут просто уж очень интересная история получилась.

Артурс выучился на политолога в американском университете, начал профессиональную карьеру, стабильно играл за сборную… и в 25 лет понял, что больше не хочет быть баскетболистом. И просто уехал со сбора национальной команды. Потрясающе, нет? 

В прошлом году в «НН» мы делали небольшое интервью со Шталбергсом для программки к матчу с ВЭФом. Я его поставлю ниже, чтобы вы тоже с вдохновением ожидали нового сезона этой команды, которая в очередной раз будет готовиться всех удивить. 

– Артурс, тебе 30 лет, ты уже помощник главного тренера клуба Евролиги. Как так вышло?

– Я рано закончил играть. И думаю, что я просто много работал. И заслужил приглашение в такой большой клуб. Где-то повезло: оказался в нужное время в нужном месте. Когда я играл, я уже понимал, что хочу быть тренером. Последние пару лет мы работаем вместе с Айнарсом в сборной, и он меня позвал сюда.

– Почему ты так рано закончил?

– Как-то так все сложилось, что в последний свой игровой сезон, когда я был в ВЭФе и в сборной, я не получал большого удовольствия от того, что делаю. И летом не появилось хорошего предложения от клуба, которое меня бы устроило. И была возможность начать работать тренером. Я и подумал: зачем мучиться, если можно стать тренером?

– Ты же понимаешь, что это очень странная ситуация. Ты играл за сборную, был одним из лучших в своей стране. У тебя не было травм. И вдруг ты прекращаешь играть.

– Да, я понимаю, как это звучит со стороны. Но вот такой вот я уникальный. Просто так, пожалуй, бывает у всех, что просто тебе надоедает то, что ты делаешь. Мне перестало нравиться ходить на тренировки, это больше не было моим. Я по-прежнему любил баскетбол, но видел себя в другой роли в нем.

– Ты помнишь день, когда решил, что закончишь?

– Хорошо помню. Мы должны были играть матч квалификации Евробаскета с Италией. Я сидел дома и решил, что больше не хочу. Посоветовался с семьей, они меня поддержали. Позвонил Багатскису, который тогда тренировал сборную, и сообщил о своем решении. Он помолчал какое-то время, но потом спокойно его принял. И все же он, конечно, удивился.

– И как потом складывалась твоя тренерская карьера?

– Когда я еще играл в Лиепая, я закончил тренерскую школу. И пока был игроком там, немного помогал в качестве тренера молодежной команды. И, когда я закончил, то стал работать в этом клубе отвечающим за молодых баскетболистов. Так поработал пару лет. Затем был момент, когда оба ассистента Багатскиса в сборной не могли приехать в команду летом, и он позвал меня.

– У вас с ним схожая баскетбольная философия?

– Да, конечно. Мне нравится в нем, что он любит рисковать. Я тоже сторонник иногда принимать нестандартные решения по тактике. Мы оба продолжаем учиться каждый день, совершаем ошибки, но всегда полезно и важно иметь рядом с собой единомышленников.

– В нашей команде только Тэренс старше тебя, но все же остальные не сильно тебя младше. Как тебе удается соблюдать субординацию?

– Да у меня нет с этим проблем. Я могу и после тренировки с кем-то пообщаться из игроков, и по телефону. Я думаю, что тренер может быть другом. И может общаться с баскетболистами не только два часа на тренировке. Иногда с баскетболистами нужно поговорить.

– Ты отдаешь себе отчет в том,  что со стороны выглядишь довольно брутально и старше своих лет?

– Ну, такое возможно, да. Может быть это даже полезно для моей работы. Но на самом деле я довольно заботливый человек, я люблю свою семью и своих друзей. Может быть, просто я на работе такой.

– Тем не менее, тебе лишь 30, и тебя называют одним из самых перспективных молодых тренеров в Европе. Настолько велики твои амбиции?

– Надо много работать и быть терпеливым, и тогда все получится. У меня, как у всех нормальных людей, есть амбиции. Конечно, в какой-то момент я бы хотел возглавить команду Евролиги.

Тебе приятно, что о тебе так говорят?

– Скажем так, я знаю себе цену. Я знаю, как мы здесь работаем в Нижнем, как это влияет на наш результат. И надеюсь, что такие комплименты станут хорошим толчком в моей карьере.