текст из журнала Sportweek
Текст: Денис Мостов
Экономика, как известно, должна быть экономной. В национальной баскетбольной ассоциации это прекрасно понимают. Стараются не сорить деньгами направо и налево. Но даже у правил бывают исключения. Звездные игроки, собирающие полные трибуны и одним только появлением на площадке вызывающие овации. И клубы-богачи, которым не страшны финансовые передряги.
Лос-Анджелес Лейкерз» и его солист Кобе Брайант – сразу два исключения в одном. На днях хеппи-эндом завершилась история по удержанию 31-летнего Кобе в его родном и любимом клубе. Четырехкратный чемпион НБА подписал с «Лейкерз» новый трехлетний контракт на сумму $83,5 млн, став самым высокооплачиваемым баскетболистом лиги. Примечательно, что с каждым годом зарплата Брайанта будет только расти и в итоге зашкалит за 30 млн за сезон. А вы говорите – кризис…
Честно говоря, никто и представить не мог, что Брайант расстанется с «Лейкерз». Поскольку к 31 году Кобе превратился в настоящую визитную карточку, икону этого великого клуба. Баскетболиста, сравнимого по значимости для Лос-Анджелеса, пожалуй, только со знаменитым Мэджиком Джонсоном. Ну и играющего соответственно, то есть просто-напросто феноменально. «Когда я подписал свой первый контракт с «Лейкерз» в 17 лет, у меня еще даже не росли усы», – с улыбкой вспоминает Кобе. Даже не верится, что этот элегантный джентльмен в расцвете своих творческих сил играет за команду уже почти 14 сезонов. А ведь все верно, просто в НБА Брайант попал прямо со школьной скамьи. Он матерел вместе с клубом, выигрывал с ним чемпионские перстни в 2000-м, 2001-м, 2002-м и после долгого перерыва еще раз повторил этот успех в 2009-м. Естественно, именно феноменальный Кобе был главным катализатором успехов, в минувшем сезоне он стал самым полезным игроком финальной серии. Да и могло ли быть иначе?
В общем, с баскетбольной точки зрения Брайант чувствовал себя вполне комфортно: «командообразующий» игрок одного из самых мощных и богатых клубов НБА. Нашедший, пусть и не сразу, общий язык с великим тренером Филом Джексоном. Обожаемый, боготворимый болельщиками. Не карьера, а малина какая-то. Кобе явно хотел остаться надолго, но, само собой, только на своих условиях. Которые по идее не предусматривали никаких финансовых отступлений. Явно на руку Брайанту были и последние успехи «Лейкерз» – как на баскетбольном (победа в финале чемпионата НБА 2008/09 г.), так и на финансовом (самая большая среди всех клубов операционная прибыль – $51,1 млн) фронтах.
В общем, великий спортсмен начал ковать железо, пока горячо, и добился поставленной цели заранее, ведь действующий контракт у него закачивается только по окончании следующего сезона. Брайант наверняка мог бы тянуть до последнего, пугать клубное руководство своим возможным уходом через прессу или в приватных беседах, стараться выбить денег по максимуму. Но зачем, когда в пределах разумного в Лос-Анджелесе всегда готовы идти главной звезде навстречу? Конечно, стороны немного поторговались. По слухам, Кобе требовал $135 млн на пять сезонов, в то время как владельцы клуба считали, что платить по $27 млн в год в 2016-м пожилому Кобе, скажем так, несколько рискованно. Мало ли что… Ну ничего, обсудили в спокойной обстановке и ударили-таки по рукам.
«У нас замечательная команда, поэтому не хочется отвлекаться и искать от добра добра. Мы просто поставили подписи под соглашением за закрытыми дверьми», – заявил мистер Брайант. Да, срок контракта не пять лет, а три. Зато денег он заработает за это время больше, чем изначально планировал. По действующему соглашению в следующем сезоне Кобе ждет $24,8 млн в год, а затем он будет получать соответственно 25,2 млн (сезон-2011/12), 27,8 млн (2012/13) и 30,2 млн (2013/14). Не самые маленькие деньги, не так ли?
На данный момент в НБА столько никто не зарабатывает. Так и до феноменального рекорда Его Воздушества Майкла Джордана, положившего на свой банковский счет благодаря игре в баскетбол $33,13 млн в сезоне1997/98, недалеко. Кобе, кстати, заокеанские СМИ постоянно сравнивают с Джорданом и с другими небожителями прошлого, и молодой наследник старается соответствовать. По крайней мере, по результативности. В минувшем ноябре превзошел достижение Уилта Чемберлена, став самым молодым игроком, набравшим за карьеру 24 000 очков.
Впрочем, реальность такова, что Брайант со своей зарплатой в $30 млн за сезон может и не стать через несколько лет самым высокооплачиваемым игроком НБА. Поскольку другие «суперстары» тоже не дремлют, торгуясь со своими нынешними клубами по поводу будущих соглашений. Вот, к примеру, великолепный ЛеБрон Джеймс из «Кливленда». В 2006-м он отклонил предложение своей команды на сумму $80 млн на пять лет, предпочтя более короткий контракт. И явно не прогадал, за таким лакомым баскетболистом охотятся многие топ-клубы вроде «Нью-Йорк Никс», и ради того, чтобы сохранить 25-летнего на данный момент Джеймса, в следующем сезоне «Кливленду» наверняка придется раскошелиться на очень-очень круглую сумму.
Хотя, надо признать, Кобе, ЛеБрон, еще несколько суперзвезд – это скорее исключение из правил. Белая кость НБА, которая может себе позволить пир. Если и не во время чумы, то как минимум в период финансовых волнений. В недавнем прошлом Национальная баскетбольная ассоциация, ведомая опытным рулевым – комиссионером Дэвидом Стерном, регулярно получала прибыль. Но бушующий во всем мире в целом и в Северной Америке в частности финансовый кризис наложил определенный отпечаток и на НБА. Перед началом чемпионата-2009/10 всего лишь во второй раз в истории пойти на снижение потолка зарплат.
В отличие от хоккея, где у НХЛ есть какой-никакой, но конкурент в лице КХЛ, в баскетболе финансовое первенство НБА оспаривать невозможно и попросту глупо. Однако в Европе существует, пожалуй, 10–12 клубов, способных предложить отдельным баскетболистам из НБА $3–5 млн за сезон. То есть склонный к перемене мест крепкий игрок основы одного из клубов лиги или стареющая звезда вполне может рассмотреть предложения из Старого Света. Из Греции, Испании или России. И ведь рассматривают и даже порой переходят. Пусть и не в массовом порядке.
Но кто знает, что ждет лигу в будущем. Ведь если суперзвезды только улучшают свои финансовые условия, а потолки зарплат падают, то в минусе, причем серьезном, остаются как раз крепкие середняки, трудяги, «рабочий класс» НБА. А если вдруг посещаемость матчей упадет буквально на 5–7%, то пояса, глядишь, придется затянуть и парням покруче. Хотя некоторые и так уже затягивают – Аллен Айверсон и Стефон Марбери совсем недавно получали по 20 млн в год, сейчас Айверсон зарабатывает гроши (чуть больше миллиона) в НБА, а Марбери гордо отказался от предложенного миллиона, после чего отправился на заработки в Китай за унизительные $25 000 в месяц!
Впрочем, Брайанта это не касается, нынче он настолько уникален и силен, что готов получать деньги (и это не считая сравнимых с зарплатой рекламных контрактов), что называется, за себя и за того парня. Но главное – ему готовы платить. Поскольку именно на таких уникумах, как Кобе, и держится популярность североамериканского баскетбола.