Георгиос Барцокас: «Тренировать в Греции – это как участвовать в войне»
Георгиос Барцокас – о войне между «Олимпиакосом» и «Панатинаикосом», выходе в Топ-16 баскетбольной Евролиги и краснодарских болельщиках
- Вам удалось выйти из группы, где есть «Барселона» и чемпион Турции, с первого места. Какие ощущения?
– Ощущения просто непередаваемые. Так всегда случается, когда ты выигрываешь, чувствуешь подъем; когда проигрываешь – причем, абсолютно неважно, как, кому и где проигрываешь, – чувствуешь разочарование. Это даже не зависит от твоего возраста и от того, насколько ты опытен. Чувства всегда примерно одни и те же. В последнем матче группового этапа с «Барселоной» нам удалось не просто выиграть, но сделать это ярко, при своих болельщиках, в такой неповторимой атмосфере. Этот матч – лишнее доказательство того, что «Локомотив» достоин играть на таком высоком уровне. Это доказательство тем ценнее, что у нас в команде много новичков, я сам тоже новичок. Для игроков было не так-то просто привыкнуть к моей философии и принять ее, ведь она в корне отличается от философии предыдущего тренера – мистера Базаревича.
- Но, тем не менее, сам по себе выход «Локомотива» в Топ-16 был вполне ожидаем.
– Да, конечно. Но нужно понимать, что мы – не такой клуб, как «Барселона», «Реал» или ЦСКА. Мы – не фавориты Евролиги. Это только второй раз, когда «Локо» играет в этом турнире, и для всей организации, для президента клуба, для болельщиков, для игроков и тренерского штаба это предмет для гордости. Поверьте, это было не так легко. Нам попалась очень тяжелая группа, а кроме того, тяжелые перелеты. Ведь нам всегда приходится лететь чрез Москву. А для того, чтобы добраться до Москвы, нужно еще несколько часов. Это было сложно, но мы все же справились.
- Когда после жеребьевки вы осознали, что в соперниках по группе будет греческая команда, да еще и давний враг, что почувствовали?
– У меня не было какой-то особой мотивации на этот счет. Хотя я знаю, что фанаты «Панатинаикоса» меня просто ненавидят из-за моего прошлого с «Олимпиакосом». Но теперь, когда я работаю за границей, мои старые чувства остались там, в Греции. Все неприятные моменты, связанные с этой непрекращающейся войной между этими двумя клубами, – это уже не моя история. Все, что меня беспокоит сейчас – это «Локомотив». Рад, что нам удалось дважды обыграть «Пао». Это не самая простая команда, шестикратный чемпион Евролиги, и против них никогда не бывает просто играть.
«В ЕДИНОЙ ЛИГЕ ВТБ НЕ ХВАТАЕТ КОНЦЕНТРАЦИИ»
- Если отойти от матча против «Барсы», какие впечатления от сезона в общем и целом? Как вам Единая Лига ВТБ?
– О, я все еще учусь многим вещам. Да, у меня есть кое-какой опыт в Евролиге, но вот что касается Единой Лиги ВТБ, тут я новичок. Я стараюсь выжимать из себя максимум, работаю с командой, с игроками отдельно, пытаюсь привнести что-то свое. Лига ВТБ – это одна из самых лучших и самых сложных лиг в Европе, наравне с испанской АСВ. Потому что в этой лиге играют много команд с хорошим составом, с дорогими игроками. Ну и кроме того, на некоторые игры тебе нужно выбираться за пределы страны – в Чехию, в Финляндию, в Грузию. Иногда мы путешествуем так много, что кажется, будто живем в самолетах. Конечно, это происходит из-за того, что мы располагаемся в Краснодаре, и нам приходится, как я уже упоминал, летать через Москву. Это не так-то легко. Думаю, во многом именно поэтому у нас пять поражений.
- Из-за перелетов? Но ведь летают все, и большинство клубов тоже сначала вынуждены добираться до Москвы.
– Нет, не только из-за этого, конечно. Мы теряем концентрацию в некоторых моментах, потому что иногда слишком сосредоточены на играх Евролиги. Первоочередной задачей было выйти в Топ-16, желательно с первого места, и, выполняя эту задачу, иногда мы забывали про внутренний чемпионат или не уделяли ему должного внимания. Возможно, это цена, которую стоило заплатить за успешное выступление в Европе. Я и президент клуба стараемся иногда повлиять на игроков, внушить им, что и в Единой Лиге ВТБ тоже нужно показывать максимум. И ведь все это понимают. Но иногда недооценка соперника происходит на подсознательном уровне. Мы, определенно, будем очень стараться улучшить свое выступление в Лиге ВТБ.
- Значит, перелеты и потеря концентрации.
– Да, а еще мы потеряли в начале сезона из-за травмы Рэндольфа. Никита Балашов ломал кисть. У Дрэйпера были проблемы с ногой. Травмы нам очень мешали. И даже не в смысле игр, там-то мы кое-как могли их заменить. Но что делать на тренировках? Как набрать состав для того, чтобы организовать нормальный тренировочный процесс? А потом они восстанавливались, вливались в состав, и снова нужно было какое-то время, чтобы сыграться.
«СЧАСТЛИВ РАБОТАТЬ С ДИЛЭЙНИ»
- Мистера Базаревича, которого вы упоминали, в прошлом сезоне обвиняли в «дилэйнизависимости». Как считаете, вам удалось решить эту проблему?
– Это зависит от того, как на это посмотреть. Во-первых, хочу сказать, что я очень счастлив иметь в составе такого игрока, как Малькольм. В октябре он был признан самым полезным игроком Евролиги, и я считаю, что во всей Европе найдется один-два защитника, которые были бы одного с ним класса. Поэтому то, что «Локомотив» зависит от Дилэйни, это просто данность, нельзя этого отрицать. Он – настоящий профессионал, всегда оптимистично смотрит на вещи и тренируется очень много. Я счастлив, что у меня есть такой игрок. Он заслуживает того, чтобы играть в этой команде, и чтобы считаться одним из лучших защитников в Европе.
- То есть, Базаревич с этим ничего не мог сделать?
– У него была одна философия, и она принесла команде успех в прошлом году в Еврокубке. Его рекорд с «Локомотивом» был просто потрясающим, девятнадцать игр без поражений. Но досадная неудача пришлась именно на тот матч, когда он не смог рассчитывать на Деррика Брауна и Энтони Рэндольфа. Иногда ты можешь сделать для победы все, но тебе не хватает немного удачи. И я согласен, что наше выступление в Евролиге перекрыло достижение «Локо» в прошлом сезоне, потому что здесь ты не можешь недооценить соперника, не можешь потерять концентрацию. Каждая игра очень важна и очень тяжела. Но я все же ушел от темы… Мы стараемся использовать Дилэйни как основного игрока, как лидера. Дрэйпера мы подписали для того, чтобы помочь Малькольму: Донтэй отлично защищается, умеет создавать моменты для партнеров, играет неэгоистично. Они прекрасно дополняют друг друга.
- Как вам краснодарская публика? После сумасшедших греческих болельщиков, наверное, непривычно тихо…
– Я вас уверяю, что я бы скорее предпочел краснодарскую публику греческой! Фанаты «Олимпиакоса» – просто безбашенные. «Оли» – самый популярный клуб в Греции, поэтому после некоторых неудач они могли даже атаковать команду. Речь идет уже даже не о каком-то прессинге со стороны болельщиков. Тренируя там, я чувствовал, что принимаю участие в какой-то войне. Поэтому я наслаждаюсь тем, что происходит в Краснодаре. На наши матчи приходят семьи, наши болельщики поддерживают команду даже тогда, когда мы проигрываем. Нас знают, нам доверяют. Здесь все понимают, что даже если мы сегодня проиграли, мы, по крайней мере, отдали всех себя игре. Могу с уверенностью сказать: для меня наши болельщики – лучшие болельщики в России. Возможно, потому, что Краснодар – южный город, и здесь особый темперамент, люди более эмоциональны.
- Кирилл Фесенко говорил, что, когда бы он ни вышел из дома, его всегда узнают.
– Хм. А меня никогда нигде не узнают! Ни разу еще не было такого. Этим, кстати, Краснодар кардинально отличается от Греции, потому что там диаметрально противоположная ситуация: «Олимпиакос» так популярен, у него так много фанатов, что куда бы ты ни пошел, тебя в любом случае узнают. В «Баскет-Холле» ко мне постоянно подходят дети, мы с ними разговариваем, мне это очень нравится. Но в городе такого нет. Думаю, что иногда во мне все же признавали тренера «Локомотива», но русские – более закрытый народ, и просто не подавали виду. Впрочем, я даже в какой-то мере наслаждаюсь своим положением инкогнито. После нескольких лет жизни в Греции это для меня в новинку и даже немного волнительно.
«НЕ ХОЧУ БЫТЬ ВОВЛЕЧЕННЫМ В КАКУЮ БЫ ТО НИ БЫЛО ВОЙНУ»
- Что думаете о новом формате Евролиги? «Локомотив» может быть тем самым клубом, которому не хватит места в новом турнире.
– Нас скорее всего не будет в новом розыгрыше. И это очень прискорбно.
- Если вы не выиграете Лигу ВТБ…
– Нет уверенности, что и в таком случае мы попадем в Евролигу. Так вот, я только могу сказать, что это будет совершенно другой турнир. Да, он все еще будет очень интересным, но со стороны многих европейских баскетбольных лиг интерес к такой Евролиге определенно упадет, ведь эти лиги уже не смогут отправлять туда своих участников. Для многих инвесторов тоже будет нецелесообразно тратить деньги на такой турнир. Евролига приняла очень тяжелое решение. Тяжелое в том плане, что есть команды, которые достойны играть в лучшем клубном турнире Европы, но не смогут этого сделать. Хотя, знаете, я никогда не критикую людей, которые принимают большие решения. Скорее всего, эти люди знают больше, чем я, и знают лучше, чем я. В любом случае мы увидим.
- Что думаете по поводу этой войны между ФИБА и Евролигой?
– Я против любой войны, в том числе и этой. Самое важное – это мир во всем мире. Я баскетбольный тренер, и мне бы очень не хотелось быть вовлеченным во все эти перипетии. Но тот, кто принимает решения, должен делать все для того, чтобы баскетбол развивался.
ИТУДИС, ХАЙНС И ГРЕЧЕСКИЙ «ФИНАЛ ЧЕТЫРЕХ»
- Раскройте секрет: у двух греческих тренеров, стоящих во главе двух российских топ-клубов, есть какая-то кооперация?
– Мы друзья с Итудисом. Должен сказать, что он прекрасно делает свою работу на посту наставника ЦСКА. Это большой клуб, но быть его главным тренером очень сложно, потому что и ожидания у болельщиков очень высоки. Единственный приемлемый результат – это победа во всех турнирах, в которых ЦСКА принимает участие. Димитрис приглашает отличных игроков, подписывает качественных ролевиков, мотивирует своих баскетболистов. А что касается кооперации… В европейском баскетболе очень много греческих тренеров, и все они очень талантливы.
- Да, но пока что вы – первый и единственный из тех, кому покорилась Евролига.
– Да, пока что никто из моих греческих коллег этого не добивался…
- Может, в этом сезоне ЦСКА встретится с «Локо» в финале Евролиги, и эта статистика нарушится?
– Может быть, кто знает. Но надо вот что понимать: ожидания от «Локомотива» и от ЦСКА очень разные. Приведу один простой пример. Вот у «Барселоны» есть собственный самолет. Это означает, что после игры они садятся в него, взлетают и через несколько часов оказываются дома. Значит, завтра у них будет время для того, чтобы отдохнуть или потренироваться, в зависимости от графика игр. И есть мы: такой же маршрут в Барселону займет у нас 18 часов. Сначала из Краснодара в Москву, потом из Москвы в Барселону. А плюс еще трансфер. Знаете, во сколько мы оказались в Барселоне, когда летели туда на матч первого круга? В половину десятого! На следующий день у нас уже была игра. А на следующий день после игры мы рано утром отправились обратно домой и оказались дома только поздно вечером. ЦСКА, «Барселона», «Реал» – у всех этих команд есть собственный самолет. Это – очень серьезное преимущество. Но мы все же должны сделать все, что от нас зависит, чтобы оказаться в финале, и неважно, будет нам там противостоять греческий тренер или нет. Команда приняла мою философию, и однажды нам это уже принесло успех. Нужно и дальше продолжать развиваться в этом же направлении.
- И все же, рады, что не придется встречаться с Итудисом в Топ-16?
– Ох, знаете, я бы не хотел выбирать соперника. Потому что каждый раз, когда ты делаешь это, ты проигрываешь. Должен сказать, что я уважаю все команды в нашей группе, в любом случае, легких игр не предвидится. Мой опыт подсказывает мне, что как только ты недооценишь какую-то команду, даже аутсайдера, ты обязательно проигрываешь. Мы проиграли в Краснодаре «Зелена Гуре», но вместе с тем обыграли здесь «Барселону» и «Панатинаикос». Поэтому каждая игра – это даже не столько о сопернике, сколько о нас самих, о том, как мы готовимся к матчу. В конце будет видно, повезло нам с группой или нет.
- У Итудиса в распоряжении есть ваш экс-центровой Кайл Хайнс. Не скучаете по нему?
– Мы общались с Кайлом, когда он приезжал в Краснодар с ЦСКА. Разговаривать с этим парнем – одно удовольствие. У меня от него только приятные воспоминания, он прекрасный человек, великолепный боец, никогда не сдается. Знаете, даже скажу так: если бы у меня была сестра, я бы без раздумий отдал ее замуж за Кайла!
- Даже так? О чем же говорили с Хайнсом?
– О жизни в России, в основном. Он спрашивал, как я тут себя чувствую, я спросил у него про его семью. Это был приятный разговор с приятным человеком.
Фото: Федор Обмайкин