Вундеркинд в трусах наизнанку
Сразу хочу оговориться – это статья Владимира Димитрова, опубликованная в журнале «СПОРТ-ЭКСПЕРСС» №7 за июль 1999 года. Хотел ее запостить на сайт аж год назад, когда еще не было блога «San Antonio» и свои мысли я «секретно» излагал на форуме техасской команды. Дело в том, что для меня она особенная, с этой статьи так или иначе началось мое «боление» за «Сперс». Десять лет назад не было легкого доступа в интернет, события в НБА широко не освещались – это был своего рода вакуум. Информация поступала по крупинкам. Прочитав отличный текст о молодом тогда форварде «САС», я проникся к Данкану искренней симпатией. Помню, мы с друзьями частенько бились в те времена на приставке «Sega Mega Drive» в 16-битную NBA. Я застолбил за собой «Сан Антонио». Ну и стал потихоньку болеть за «Шпор» в чемпионате…
К выходу этого номера будет уже известно, завоевал ли Тим Данкан чемпионский перстень НБА. Если да, то обязан он этим не только таланту, но и цепочке случайностей, порой не имеющих к баскетболу никакого отношения.
Случайность первая. Тайфун «Хуго».
Данкану тогда было 13 лет. Он рос в семье, принадлежащей к среднему классу, как это было принято считать на Виргинских островах. Его мать Иона тяжело болела. Отец Уильям работал курьером и официантом, вкалывая на двух работах, чтобы прокормить семью. Жили трудно. Единственным шансом для Тима достичь чего-нибудь в этом мире было плавание. Такой путь выбрала его старшая сестра Трисия, выступавшая за олимпийскую сборную США в Сеуле-88. Данкан тоже подавал надежды: 400 метров вольным стилем он плыл быстрее всех американских сверстников. И неизвестно, как бы сложилась его судьба, если бы на острова в Карибском море не обрушился разрушительной силы тайфун. На клочке суши под названием Сент-Крус, где проживала семья Данканов, были выведены из строя все бассейны.
Оставалось одно – тренироваться в океане. Но девятиклассник Тим Данкан жутко боялся акул, которых в этих водах предостаточно. И переключился на баскетбол.
Случайность вторая. Крис Кинг.
В 1992 году на Виргинские острова прибыла студенческая баскетбольная команда, в составе которой находились и несколько номеров последнего драфта НБА. Целью поездки была популяризация баскетбола и его сильнейшей лиги. Студенты и новоиспеченные профессионалы встречались с местными баскетболистами. Когда Крис Кинг из колледжа «Уэйк Форрест», участвовавший в этой миссии, вернулся домой, ему позвонил его тренер Дэвид Одом: «Кто-нибудь тебе приглянулся?». «Да был там один паренек, – ответил Кинг, – вот только фамилию его я не запомнил».
Одом не поленился разыскать бесфамильного паренька. Им оказался Тим Данкан. Год спустя Данкан появился в «Уэйк Форресте», хотя его к тому времени приглашали и в более солидные команды университетов Джорджтауна, Провиденса и Дэлавэра.
Случайность третья. Обещание маме.
Увидев первый же проход к кольцу в исполнении Данкана, Одом понял, что «материал» сырой и работа предстоит нешуточная. Но ученик оказался фантастически способным и восприимчивым. Всего два года спустя он считался безоговорочно сильнейшим игроком NCAA. В 1995 году выиграл практически все возможные призы и титулы, которые существовали в студенческом баскетболе. Перед ним уже открывалась новая дверь с красивой табличкой «НБА», но он хотел получить степень по психологии и решил поиграть в колледже еще два сезона.
Решение по нынешним временам довольно странное. Мало кто из студентво упустит возможность побыстрее перейти в профессионалы и резко улучшить свое материальное положение. Лишь бы быть уверенным, что тебя задрафтуют. И желательно в первом раунде, что позволяет сразу рассчитывать на миллионные заработки. Законченное образование обошлось Данкану в шесть с лишним миллионов долларов – именно столько бы получил первый номер драфта, каковым он, несомненно, стал бы, за два сезона. Но он не мог поступить иначе, потому что помнил о том, какое обещание дал маме.
Тайфун «Хуго»не только разрушил на Сент-Крусе все бассейны. Стихия повредила медицинское оборудование, вызвала перебои в подаче электроэнергии. А у Ионы Данкан был рак, и жизнь ей продлевала только химиотерапия. Без должного лечения болезнь стала быстро прогрессировать…
На прощание Иона попросила младших детей, дочь Шерил и сыновей Тима и Скотта только об одном: получить высшее образование. Все трое обещали.
Все трое слово сдержали.
За четыре года в колледже Данкан превратился в легенду. Выиграть чемпионта ему так и не удалось (все-таки «Уэйк Форрест» – команда средненькая). Но его индивидуальные показатели не могут не восхищать. Приведу всего два: Данкан стал вторым в истории NCAA после Эдонала Фойла по числу блокированных бросков (481) и вошел в десятку тех, кому за время существования первого дивизиона покорился «гроссмейстерский рубеж» в 2000 очков и 1000 подборов. Фантастическая игра в защите!
Многие до сих пор вспоминают матч «Уэйк Форреста» с университетом Северной Каролины, в котором Данкан не позволил суперзвезде соперников Рашиду Уоллесу набрать ни одного очка. Мне же хочется упомянуть о другом матче. Это была одна из традиционных встреч Dream Team со сборной студентов в рамках подготовки к Олимпиаде в Атланте. Шакил О’Нил, Реджи Миллер, Пенни Хардуэй вышли на площадку, намереваясь показать класс и весело провести время. Не тут-то было! Студенты бились отчаянно и в первой половине (матч проводился по правилам FIBA) начисто переиграли именитых соперников. Во втором тайме все встало на свои места, и реноме олимпийской надежды Америки было спасено. Но трудно забыть беспомощный взгляд Шакила: кто этот мальчик, что куралесит под обоими щитами? Шло лето 1996 года. Тогда мальчика знали не все. Драфт 1997 года в народе уже окрестили: «Данкан и остальные».
Случайность четвертая. Фиаско «Сан Антонио».
В 1996 году Дэвид Робинсон по прозвищу Адмирал пропустил начало сезона из-за травмы. С возвращением лидера дела у «Сан Антонио Сперс» вновь пошли на лад, и команда рассматривалась специалистами как одна из сильнейших в Западной конференции. Но Адмирал успел сыграть только в шести матчах. Неудачное падение на паркет – и сезон для него был закончен. А дальше, похоже, за «Сан Антонио» взялся злой рок. Травмы косили ведущих игроков одного за другим. Был момент, когда вся стартовая пятерка «Сперс» в цивильных костюмах взирала за игрой партнеров со скамейки запасных! Понятно, что играя вторым составом в НБА на многое рассчитывать не приходится. «Сан Антонио» закончил сезон с худшим показателем в лиге. Провал! Но с привкусом надежды. Ведь по правилам НБА «Сперс» получали предпочтительные шансы на первый номер драфта.
Случайность пятая. Лотерея драфта.
В компьютер было введено 250 «шаров» с эмблемой «Сан Антонио». У «Филадельфии-76» их было 200. Теория вероятности говорила в пользу техасцев, но сколько раз в последние годы слепой случай подшучивал над математическими выкладками. На этот раз электронный жребий был милостив к главным претендентам: правило первого голоса досталось «Шпорам».
Обычно генеральные менеджеры, отвечая на вопросы журналистов, редко раскрывают карты. Темнят, бормочут что-то уклончивое. Когда генерального менеджера «Сан Антонио» Грегга Поповича спросили, определился ли он со списком кандидатур, тот аж поперхнулся: «Неужели кто-то думает, что мы можем не задрафтовать Данкана?!»
Случайность шестая. Дэвид и Тим.
Дэвид Робинсон был тоже в свое время выбран на драфте под первым номером. На его плечи тут же водрузили всю команду. Так продолжалось долго. Адмирал уже прочно стал одним из лучших центровых НБА, а «Шпоры» по-прежнему не могли похвастаться особыми успехами. Текучка кадров в конце 80-х – начале 90-х в клубе была просто невероятная! Каждый сезон состав обновлялся чуть ли не наполовину, но достойных партнеров у Робинсона по-прежнему не появлялось.
«Сан Антонио» ходил в середняках, Адмирал молча нес свой крест. Но в конце концов не выдержал и он – потребовал от хозяев приобрести нескольких сильных баскетболистов. Началась очередная реконструкция. Впервые со знаком плюс. Пришли Эвери Джонсон, Шон Элиот, Вини Дель Негро. Поиграл пару сезонов Деннис Родман, но не поладил с тренером и перешел в «Чикаго». «Шпоры» превращались в реальную силу, но максимум чего смогли добиться – выхода в финал Западной конференции, где уступили будущим чемпионам «Хьюстон Рокитс». Адмирал стал MVP сезона-94/95.
Чтобы исполнить мечту Робинсона о чемпионском перстне, «Сан Антонио» нужен был еще один игрок экстра-класса. И тут сложилась та самая цепочка: травма Адмирала – провальный сезон – первый номер драфта – Тим Данкан. Робинсон казался самым счастливым человеком на свете. Будущему партнеру он позвонил сразу же, как только был объявлен выбор «Сперс». Поздравил, задал пару вопросов и предупредил, что ждет Тима в Сан Антонио. Встретил в аэропорту и отвез к себе домой.
Так началась их дружба. Теперь, по прошествии двух лет, смело можно сказать, что она всем дала очень многое: команде, добившейся в последнем чемпионате лучшего показателя в лиге; Адмиралу, получившему реальный шанс наконец-то завоевать чемпионский перстень. И, конечно, Данкану.
Тим провел выдающийся сезон для новичка: 21,1 очка, 11,9 подбора, 2,7 передачи, 2,5 блок-шота в среднем за матч, 55 процентов попаданий с игры. Это показатели звезды! Стартовая пятерка Западной конференции для участия в «Матче всех звезд», первая сборная лучших игроков чемпионата, вторая сборная по игре в защите. Полная коллекция призов «Новичок месяца», 113 голосов из 116 возможных при определении новичка года. Это – признание.
Сомневаюсь, что Данкан добился бы подобных результатов, если бы у него не было возможности изо дня в день тренироваться с одним из лучших центровых лиги, если бы Адмирал не раскрывал ему всевозможных тонкостей и нюансов, из которых и складывается игра под кольцом. Ни для кого ни серкет, мощным форвардам и центрам обычно требуется несколько лет, чтобы занять доминирующую позицию на площадке. Так было с Хакимом Оладжьювоном, так было с Карлом Мэлоуном, так было и с самим Робинсоном. Исключения крайне редки: Уилт Чемберлен, Билл Рассэлл да Данкан.
Робинсона и Данкана прозвали Twins – Близнецы (есть такие две башни-небоскреба в Нью-Йорке). Они действительно похожи. Оба умеют на площадке абсолютно все. Оба способны обыграть любого соперника в одиночку, при этом никогда не станут жадничать и отдадут передачу открытому партнеру. Оба ведут себя на площадке более чем скромно, никогда не поддаются эмоциям, даже забрасывая мячи-шедевры, а со всех ног бегут назад – в защиту. Но абсолютного равенства в НБА не бывает. И как ни парадоксально, Робинсон в этом сезоне ушел в тень Данкана. Реже молодого партнера бросает по кольцу, меньше набирает очков. Зато больше занимается черновой работой, толкается под кольцом, собирает подборы, скидывает мячи Тиму, который вколачивает их в корзину. Адмирал, суперзвезда, многолетний символ «Сан Антонио», довольствуется второстепенной ролью?! Да, причем добровольно. Интересы команды сейчас для него важнее личных. И если Тим способен в нападении на большее, чем он сам, значит так тому и быть.
Случайность седьмая. Вновь среди акул.
Данкан вновь оказался среди акул. Только на этот раз баскетбольных. В первый его сезон «Сан Антонио» проиграл во втором раунде «Юте Джаз». Проиграл во многом потому, что Карл Мэлоун был сильнее лучшего новичка сезона. Можно сказать, что Данкану просто не повезло – он нарвался на Мэлоуна весной 1998-го, в лучший сезон лидера «Юты» (не зря же ему, а не Майклу Джордану присвоили тогда титул самого ценного игрока чемпионата). Позже Данкан признался, что просто не знал, что его ждет в плей-офф. Уровень самоотдачи и эмоциональный заряд игроков были для него внове, и к подобному баскетболу он оказался просто не готов. Но выводы сделал правильные.
В нынешнем плей-офф, и тоже во втором раунде, «Сперс» пришлось сразиться с «Лос Анджелес Лейкерс». А значит, Данкану пришлось помогать Робинсону сдерживать Шакила О’Нила (в одиночку это в лиге не может сделать никто). Талантливый подросток с двухлетним стажем НБА против опытной и безжалостной машины.
Подросток показал в той серии свой лучший баскетбол: 29 очков и почти 11 подборов в среднем за матч. Шак подобными показателями похвастаться не мог и перед четвертым матчем попросил тренера «Лейкерс» Курта Рамбиса дать ему сыграть персонально против Тима. О’Нил набрал 36 очков, но этого оказалось недостаточно: Данкан был великолепен, а «Сан Антонио» выиграл четвертую игру подряд и досрочно закончил серию.
Последняя случайность.
Он выглядит вполне взрослым, рассудительным в своих высказываниях, ответственным за свои поступки. Но ему всего лишь 24 года. Руки украшены татуировками, по-прежнему много свободного времени он тратит на видеоигры, любит похвастаться коллекцией ножей, центральный экспонат которой – полутораметровый самурайский меч.
Однажды, еще в колледже, Данкан случайно надел спортивные трусы наизнанку и в таком виде отправился тренироваться. Все долго над ним смеялись. Но вечером на Данкана будто снизошло вдохновение, и он провел одну из лучших игр в составе «Уэйк Форреста». С тех пор он всегда тренируется в вывернутых наизнанку трусах.
Да я тоже за НБА не так давно начал так пристально следить, раньше все из СЭ черпал)И сейчас тоже читаю, но меньше уже, к сожалению, квалификация некоторых журналистов оставляет желать лучшего...
Робинсон живет в СА, у него своя академия в городе. Посещает большинство матчей команды, его постоянно показывают, берут интервью, после игры он спускается на паркет итд итп. Не удивлюсь, если он когда-нибудь займет важное место в руководящих структурах САС.
У Данкана на лопатке вроде что-то набито. И все. Автор тут переборщил, для антуража добавил несуществующую подробность)
Этот игрок сделал команду Династией, лучшим клубом десятилетия. Один игрок.
Кстати, Шак в Сан-Антонио... Хмм... Было бы прикольно. :)
Я тоже футболом раньше увлекался намного больше. Собственно, и сейчас слежу)) А итальянский Милан для меня главная команда в любом случае)