12 мин.

«Вся система российского баскетбола нуждается в обновлении». Личное дело Евгения Воронова

Воронов

 

«Барцокас требует дисциплины вне площадки и на площадке, и мне это нравится!»

Евгения Воронова мы зацепили в Skype сразу после тренировки на сборах в Германии. Уставший, но довольный, он беседовал прямо из кровати своего гостиничного номера, пока за кадром оживленно и громко разговаривал с кем-то его сосед Алексей Зозулин.

- Каким стал для тебя прошлый сезон?

– Неровным. Сначала я выступал средне, потом стало хуже, но концовку сезона, думаю, я провел на хорошем уровне. Я ждал, что сезон пройдет ровней, и очень хотелось выиграть один из турниров тем составом. Так что в предстоящем году я хочу выступить более стабильно и соответственно лучше помочь команде в достижении целей.

- Когда стало известно, что Дрейпер и Быков переходят в «Локомотив», один друг написал мне такое сообщение: «Воронов, Быков и Дрейпер в одной команде? Дилейни может вообще не возвращаться на свою половину». Ты представляешь себе пятерку, в которой ты будешь выходить вместе с Сергеем и Донтеем?

– Почему нет! В определенных игровых ситуациях это может сработать. Когда в команде много игроков, которые любят и умеют играть в защите, это всегда круто, потому что, как показал наш прошлый сезон, не всегда выигрывает нападение. Нет, все-таки Дилейни надо возвращаться на свою половину – мы вчетвером не сможем.

- Какие у тебя первые впечатления от работы с Барцокасом? Такой ли он поклонник дисциплины, как все говорят, чувствуешь ли ты это сейчас?

– Да. Чувствую. Почувствуй его любовь (смеется)! На самом деле, положительные впечатления от начала работы с Барцокасом. Он требует дисциплины вне площадки и на площадке, и мне это нравится. Остальные выводы будем делать, когда уже будет полный состав.

- Вспомни свой пиковый сезон.

– Скажу, что сезон в «Динамо». Он был сложным в плане обстановки вокруг команды, но удачным для меня в плане игры: именно после него я сделал качественный скачок в развитии. Лично для меня сезон тот был самым результативным, а команде не хватило одной победы до попадания в плей-офф. Но опять же – и это не отмазки – у нас была куча огромнейших проблем. За весь сезон мы получили две зарплаты и просто выживали, но это было прикольно в плане опыта и баскетбольного, и жизненного (Евгений Воронов выступал за «Динамо» в сезоне-2010/11 и в среднем набирал по 12,8 о, 3,8 п, 2,7 рп за игру – прим. ред.).

 

maxresdefault.jpg

- Ты представляешь себе сейчас повторение эксперимента с абсолютно русской командой, и чего бы она могла добиться на нынешнем уровне Единой лиги ВТБ?

– В плей-офф бы мы точно попали.

- Ок, но это не такая уж высокая планка…

– Если ты имеешь ввиду, что будет, если мы превратим сборную России в клуб и поставим ее в Единую лигу ВТБ? Минимум – будем в четверке! Минимум! Сто процентов! А при правильном подходе, при тренере, который бы смог расставить приоритеты, мы бы стали чемпионами. Ну ладно, надо будет еще Тиму Мозгова из НБА вернуть, и все будет шикарно!

- Самый важный бросок в твоей жизни?

– Вот я смотрел на этот вопрос, думал… Не было такого броска! Не было! Я защищающийся игрок, я только защищаюсь против важных бросков!

- Да вам просто лень вспоминать, поэтому все и будут в ответе на этот вопрос говорить «не было» или «надеюсь, еще впереди».

– Ну реально не было! Я никогда не бросал на победу.

- Это может быть бросок на любом уровне.

– Хорошо, могу вспомнить квалификацию какого-то бородатого года, когда у нас была еще юниорская сборная, я попал броском из своей штрафной на последней секунде. Давай вот это напишем! Это был 2004 год, отборочный турнир со сборной U18, мы играли с Израилем.

«Изначально на подсознательном уровне я больше думал о том, как остановить соперника, чем пройти и попасть самому»

LOKO1961-Edit-XL.jpg

 

- А в какой момент к тебе прикрепилось вот это реноме защищающегося игрока? За те же юношеские сборные ты не мало набирал очков…

– Не то чтобы сразу… Я хочу сказать, что в детстве я никогда не отличался какими-то снайперскими способностями. И, наверное, на каком-то подсознательном уровне изначально больше думал о том, как остановить соперника, чем пройти и попасть самому. Еще в Казани в сезоне-2008/09 у меня были большие проблемы с броском в плане психологии. Это все из детства и подсознания – не могу вспомнить, когда именно, но в какой-то момент, наверное, тренер сказал «ты не можешь бросать» или «не бросай». И это отразилось не на технике броска – она не идеальная, но достаточно нормальная – а именно на психологии.

- Как ты думаешь, подобная история только с одним тобой происходила из российских баскетболистов?

– Когда ты ребенок, ты более восприимчив, у тебя нет опыта защиты от подобных нападок. Если сейчас мне кто-то скажет «ты не можешь бросать», я на него посмотрю и скажу «да ты сам не можешь бросать». Не так много игроков или вообще людей в возрасте 12-14 лет, услышав слова «знаешь, друг, ты не умеешь», ответят «слушай, тренер, ты вообще сумасшедший, я все смогу, у меня все в порядке». Я просто пример привожу. В этом и есть проблема нашей российской школы. Если у тебя рост два и пять, тебе скажут, что ты не можешь водить мяч и должен идти под кольцо. А почему ты не можешь быть первым номером? Если у тебя есть талант, ты обучаем и ты хочешь? Или почему с ростом два метра не можешь быть центровым, как Хайнс? Наша школа все еще находится в рамках таких суждений. Было бы намного круче, если бы детские тренеры доверяли игрокам и настраивали на то, что они всему могут научиться.

- Величайшая игра, которую ты видел своими глазами и в которой принимал участие?

– Игра за третье место Олимпиады в Лондоне. Она в обе категории попадает. Я в ней не выходил на паркет, но все равно считаю себя ее участником. У нас там была самая сумасшедшая банка в истории Олимпийских игр! Вы посмотрите, какой состав: Саймон, Хвост, Карась и я – мы просто взрывали лондонские банки! На видео это хорошо заметно! На самом деле, это только звучит смешно, но всякий, кто садился на скамейку – неважно, много ли у него было минут по ходу турнира – так же поддерживал партнеров на паркете. Нельзя сказать, что это сыграло определяющую роль, но это было очень важно. В той команде была уникальная атмосфера.

- Как создать хорошую атмосферу в сборной?

– В первую очередь тогда была здоровая атмосфера вокруг команды – я бы назвал ее профессионально-позитивной. Не было никаких скандалов и передряг. Второе – такую же атмосферу на тренировках создавал весь штаб, от тренеров до врачей. И, конечно, сама команда. Для того, чтобы не возникало каких-то конфликтных ситуаций неигровых, все должны понимать свои роли, что от кого требуется. В той команде все знали, что Андрей Кириленко, Виктор Хряпа и Виталий Фридзон – основные игроки. Мы с Саймоном могли подносить патроны и играть в защите. Но это все понимали, принимали и выполняли. И это принесло успех.

«Результат этого Евробаскета не отражает истиной силы нашей сборной»

Для сборной цитата.jpg

 

- С каким чувством ты смотрел прошедший Евробаскет? И увидел ли какие-то поводы для веры в хорошее будущее?

– Обидно за ребят. Я большую часть подготовки прошел вместе с ними и видел, как все работали, выкладывались и старались. Но где-то не повезло, где-то другие причины сыграли не на руку ребятам. Результат этого Евробаскета не отражает истиной силы нашей сборной. Я уверен на сто процентов, что этот состав мог бы отобраться на Олимпиаду, если были бы исправлены некоторые обстоятельства. Не хотелось бы углубляться в разбор этих недостатков и подводных камней.

Позитивный момент? Наверное, тот результат, который мы сейчас показали на Евробаскете, вскрывает все минусы, весь спектр проблем, которые были уже давно вокруг сборной и в нашем баскетболе вообще. Я надеюсь, что Андрей Кириленко сможет изменить ситуацию в лучшую сторону. Потому что хуже уже, наверное, просто некуда. Это касается не только результата сборной, хотя я согласен с теми, кто считает, что результаты сборной – отражение состояния всего баскетбола в стране. Вся система нуждается в обновлении. Не только сборная, но и Единая лига ВТБ, и другие лиги, и молодежные сборные, и подготовка игроков и так далее. Думаю, что это очень большая, долгая и кропотливая работа.

- Выступление твоего партнера по лондонским банкам Дмитрия Хвостова тебя удивило?

– Нет. Я знал, что все это в нем есть. Он играл уверенно и зрело. Он на этом же уровне провел сезон в «Нижнем», и, если ему в клубе будут и дальше доверять так, как в сборной, то от этого выиграет и «Нижний Новгород», и национальная команда. Он на самом деле очень крут. И еще, конечно, надо отметить Андрея Зубкова – он показал очень мощную игру и, надеюсь, в этом же ритме войдет в клубный сезон!

- На прошлой неделе мы сыграли в «Топ-5» с Алексеем Зозулиным, давай теперь составим твою пятерку самых любимых и самых ненавистных вещей в жизни.

Давай начнем с «хорошей» пятерки. Первое место – семья: жена, ребенок, мама и папа. Второе – мои близкие друзья, которых не так много. Третье… Баскетбол! Четвертое – страну, я люблю жить в России. Пятое – люблю просто наслаждаться жизнью.

- Вот это последнее – очень широкое понятие. Как ты наслаждаешься жизнью?

– Можно сказать, это все первые четыре пункта вместе, какие-то простые радости, которые они приносят. Прогулка с ребенком, посиделки с друзьями, дружеская игра в баскетбол.

Так! Тут Алексей Зозулин разговаривает по телефону просто нереально громко, я не могу сосредоточиться!

Совсем простые вещи – тот момент, когда ты едешь на тренировку, светит солнце в окно, ты думаешь о том, что все твои близкие здоровы, все складывается, и настроение супер. Или, как сейчас, только после тренировки, чувствуешь эту прекрасную усталость во всех мышцах и суставах, но настроение просто отличное – ты знаешь, что ты отработал на совесть. Эти моменты можно находить ежедневно, на самом деле.

- На первое место ты поставил семью. Скоро год, как ты отец. Что изменилось с появлением сына?

– Ощущение ответственности. Ты понимаешь, что должен воспитать человека, поставить его на ноги, и многие свои решения теперь принимаешь, исходя из этого. Да и просто – вот я сейчас возвращался в Краснодар из Москвы за рулем, и ехал гораздо медленней обычного. Я и раньше старался не делать глупости, но теперь каждый поступок просчитываешь на несколько шагов вперед – не доставит ли он дискомфорт твоему ребенку.

- Тебе важно, чтобы, когда сын вырастет, ему рассказывали о тебе как о хорошем баскетболисте?

– Нет. Я хочу, чтобы он вырос хорошим человеком и видел в отце пример мужского поведения, воспитания и отношения к окружающим, семье и взрослым. Баскетболист? Ну был баскетболист… Это не так важно. Возможно, ему баскетбол будет вообще не интересен. Баскетбол не имеет отношения к тому, какими в его детстве были мама и папа, и какие они совершали поступки, а это самое важное.

- В топ Алексея Зозулина, который нам сейчас мешает разговаривать, тоже вошла Россия. Ты можешь себя представить живущим не в России?

– Да, я могу себя представить живущим не в России, но это будет все-таки временно. Это возможно на год, на два, может, и на дольше. Но я думаю, что не смогу уехать навсегда, оборвать все корни и стать ментально другим человеком.

- Давай теперь топ-5 того, что ты ненавидишь…

– Предательство. Лицемерие. Бескультурье. Лень. И, наверное, хамство. Хотя нет, на пятое место поставлю неумение держать свое слово.

- Что из перечисленного ты замечаешь за собой и с чем из этого стараешься в себе бороться?

— Я никогда не предавал людей и, надеюсь, не предам. Я практически всегда держу свое слово, в крайнем случае это происходит не сразу, но через какое-то время я обязательно сделаю, что обещал. Из того, что я перечислил, я замечаю за собой лень. Вот иногда она хочет меня одолеть, и с этим я борюсь.

«Не хочу, чтоб все знали о моей главной цели, но мне она ясна»

inside3.jpg

 

- Самое сложное препятствие, которое тебе приходилось преодолевать? Не обязательно в спорте.

– К большому счастью, чего-то по-настоящему сложного со мной не происходило, если говорить о глобально важных вещах. Если говорить о карьере, то неприятной можно назвать ситуацию, когда я до середины августа сидел без команды летом 2009-го года. В начале того межсезонья был интерес со стороны нескольких клубов, но он исчез, и только в десятых числах августа я нашел команду – «Красные Крылья». Но об этом я сейчас легко вспоминаю.

- Самый счастливый день в твоей жизни?

– 7 февраля 2015 года. В 3 часа 25 минут моя любимая жена прислал мне фотографию новорождённого сына – у нас как раз начиналось собрание перед матчем с УНИКСом (7 февраля 2015 года «Локо» обыграл УНИКС в Единой лиге ВТБ со счетом 74:72, Евгений Воронов набрал 2 очка, 1 передачу и 1 подбор за 16 игровых минут).

- Твой самый большой недостаток?

– Иногда лень. Хотя я вроде не ленивый человек, но бывает трудно ей сопротивляться.

- Качество, которым ты гордишься?

– Стремление идти к своей цели.

- Какая у тебя цель?

– Не хочу, чтобы все знали о ней, но для меня она ясна.

- Сформулируй свой жизненный девиз и самую ценную для тебя мысль на этом этапе?

– Никогда не сдаваться, не опускать руки. И все, что ни делается – все к лучшему – я в этом убедился на своем примере, в своей жизни. Пока что это работает.

- В чем смысл баскетбола?

– В результате. Ты должен что-то выиграть. Если ты выигрываешь, ты находишься на вершине. Если ты на вершине, на тебя есть спрос. А еще это лучшая игра с мячом. Мне трудно представить себя на трибуне, потому что я по другую сторону, но мне кажется люди получают важную для них эмоциональную разрядку. Хотя я вот перед отъездом в Краснодар был на матче «Спартака» на новом стадионе – не то, чтобы эмоции захватили меня, но было прикольно покричать, попереживать.