Неправильный jump shot
Идея написания этого поста пришла от следующего статуса одного из моих друзей на sports.ru. Поскольку мы не дождались экспертов в обсуждении, пришлось поразмыслить самому.
Sherlock Holmes: А на спортсе есть специалисты по броску? #Расселл Уэстбрук и #Деррик Роуз бросают неправильно? На pro shooting system вот такой разбор есть – действительно ли они слишком высоко прыгают (объясняется тем, что при таком прыжке нужно еще и вперед прыгнуть прилично для того, чтобы была так называемая "арка броска") и не до конца поворачиваются в сторону кольца? И если это так легко исправить – почему до сих пор не исправлено?
Есть два аспекта, которые позволяют ответить на этот вопрос. Один – чисто технический, и здесь я буду рад добавить к своему мнение профессионального игрока/тренера. Я же, человек по первому образованию более близкий к профессиональной медицине, чем к профессиональному баскетболу, подойду к ответу с другой стороны.
1. Техника броска. И Рассел, и Деррик не используют энергию прыжка – оба бросают за счёт мышц рук и плеча. Обратите внимание, что релиз происходит в момент, когда они "зависают" в воздухе, а не заканчивают движение вверх. То есть вся энергия прыжка, позволяющая придать ускорение мячу, уходит только в прыжок. Если для бросков со средней дистанции силы мышц хватает, а точность нарабатывается годами тренировок, то при дальних бросках, ещё и с чуть неправильной техникой (я про плоскость кисть-локоть-плечо-глаза), они вынуждены "дотягивать" бросок дополнительным усилием и % попадания заметно снижается. Гляньте на технику Корвера или Аллена: 1) невысокий прыжок, 2) релиз на восходящем движении корпуса. Ну да, и 3) идеальная техника исполнения самого броскового движения. Сравните технику Корвера с тем, что видели в исполнении Уэстбрука:
2. Физиология. Тут всё зависит от стиля игры. За счёт чего в основном запомнился Роуз? Чем поражал в прошлом сезоне Уэстбрук? Оба они – суператлеты, и им надо использовать это своё преимущество. Легче всего его реализовать в проходе под щит, так как в этой ситуации они могут оббежать/продавить менее атлетичного оппонента. Вся ЭФФЕКТИВНАЯ игра Деррика в сезон MVP (как и Рассела в прошлом году) – это головокружительные проходы под кольцо и невероятные атлетические номера. Как это относится к броску? Попробую объяснить. В проходе надо:
1) выпрыгнуть повыше, чтобы иметь шанс забить через более высокого страхующего
2) перевисеть своего оппонента в воздухе (как в своё время делал MJ) и сделать бросок, когда защитник уже опускается
3) выпустить мяч (зачастую, только за счёт мышц предплечья), чтобы тот залетел в кольцо
Если твоя игра построена на этом, если ты привык так играть, если ты видишь своё превосходство в этом компоненте, над чем ты работаешь в зале? Правильно, развиваешь необходимые для использования своей сильной стороны качества: мышечную силу, резкость, гибкость + технические аспекты движений (а не броска!).
Ты привыкаешь выпускать мяч в высшей точке прыжка даже при джамп-шоте потому, что ты так играешь всю жизнь, потому что именно это ты и тренируешь всю жизнь. Это автоматизм, это твоя механика, твоя физиология.
Почему это значимо? Клэя Томпсона поставили бросать «трёху» в темноте. Результат – 8 из 10.
В видео детально объясняют, почему. Действие, которое ты повторяешь миллионы раз, в принципе не требует мыслительного усилия. Это уже рефлексы. Внесение изменений в такое действие – это процесс настолько время- и трудоёмкий, настолько требующий жесточайшего ментального контроля, что большинству просто не под силу переучиться. Есть и ещё один момент – фактор времени. Ты тратишь часы тренировок в зале и концентрируешься на развитии своей сильной стороны – атлетизма. Ты веришь, что выигрываешь за счёт этого. Как найти мотивацию тренировать бросок? Как найти на это время и заставить себя делать то, эффективность чего, по твоему убеждению, ниже?
Для большинства игроков, единственная мотивация – лишиться своей сильной стороны. И лишь единицам удавалось успешно изменить себя и свой стиль игры. Ярчайший пример – Джейсон Кидд. Всю карьеру он играл «от прохода», раздавая фантастические передачи партнёрам и грызя паркет в защите. Он имел в среднем по сезону FG% около 40% и все его современники, партнёры, тренеры и зрители называли его «лучшим в Лиге разыгрывающим, который не умеет бросать». И лишь в 34 года, когда он прилично потерял в скорости и окончательно осознал, что не в состоянии быть столь же полезен команде, как в молодости, он всерьёз занялся своим броском. В своём возрасте, проведя в Лиге уже 13 лет, Кидд всё ещё не потерял страсти к игре. Джейсон был мотивирован играть, хотел выигрывать, и оставался таким до конца карьеры. Он искал способы улучшить свою игру, остаться своим на празднике жизни, называемом NBA. Результат: после перехода в Даллас в 2008-м и на протяжении двух последующих сезонов он бил «трёхи» с точностью не ниже 40%, а его EFG% впервые в карьере превысил 50% и оставался таковым до последнего сезона (за исключением лишь чемпионского 10-11). Но наиболее показательной будет доля трёхочковых бросков среди всех его атак кольца:
до конца сезона 03/04 Кидд бросал в среднем 30% «трёх» из всех бросков
за последующие 4 года (до сезона 07/08) «трёхи» составляли 41% его атак
08/09 – 52%
09/10 – 61,7%
10/11 – 65,6%
11/12 и 12/13 – 80% от всех атак
Среди других игроков, которые столь же радикально сменили собственный игровой стиль, можно назвать Винса Картера. Это же пытается делать сейчас Роуз.
Большинству профессиональных баскетболистов достаточно трудно равнозначно угрожать в атаке проходом и броском. Именно поэтому хотелось бы упомянуть уникальное сочетание этих качеств в Хардене: хоть игра Джеймса во многом построена «от прохода», его техника броска близка к идеальной, и 3FG% = 37,5% – вполне достойное значение для его стиля игры.
Я бы еще привел в пример ЛеБрона - вот уж у кого упали цифры издали так упали (22% против 41% в ПО), а все почему? Механика у него осталась прежней, зато в эффективности командных взаимодействий Кливленд пока здорово уступает Майами, и все трехи там с рукой на лице, в лоб, с жутким сопротивлением и отклонением. Да и нагрузки несравнимы. Это же подходит и к Расселу - его нагрузки абсолютно не сравнимы с Корверовскими, он лидер нападения, а не одна из опций, ему нужно очень много двигаться, делать энергичные проходы-данки-передачи-бежать в отрыв-защищаться на ногах-брать подбор-опять лететь вперед, а не просто свеженьким выбегать на дугу и класть как автомат. Быть специалистом в чем-то одном проще, чем all around player, который вынужден штамповать трипл-даблы без Дюранта (да и с ним там все равно приличный usage%).
По идее, трехочковый бросок можно поставить отдельно, просто как иной вид деятельности, вроде флоатера, или fadeaway, процесс трудоемкий, но изменить конкретно трешку проще, чем менять весь бросок целиком. Пусть бы Рассел бросал свои атлетичные средние и хоть полкоманды перевисит в краске, но трешка была бы отдельным элементом, где он мог сделать все по науке. Считаю, что это возможно, но тут действительно сомнения в том, уделяет ли сам игрок этому такое внимание? Если бы уделял, то процент рос от сезона к сезону, тут же мы не видим планомерного развития именно снайперских качеств. Вот Роуз точно будет пахать над броском, он понимает, что его здоровье не позволяет ему играть так, как он привык, и нужно искать себе немного иную роль. Посмотрим, что изменится.
Теперь по технике Джордана. Правильно ли я понимаю, что Вы считаете Джордана отличным снайпером и не находите отличий между понятиями "снайпер" и "богоподобный забивала"? Доля трёхочковых атак кольца в исполнении Джордана ни разу за карьеру не переваливала за 16% (при 3FG% = 33%). У того же Корвера доля "трёх" среди всех его атак за последние 4 года была не ниже 65% при 3FG%>43%.
У каждого свой хлеб :)
Всё зависит от желания игрока. От его настроя. Думаешь, тому же Винсу было легко переходить на роль шутера после феерии данков начала века?
Насчёт сравнения Уэстбрука с Корвером. Я сравниваю не их игру, а их бросок. Хочешь сравнить Рассела с кем-то похожим? Пример Хардена в тексте. Итоги сезона тут: http://www.basketball-reference.com/leagues/NBA_2015.html. Поищи, в чём Рассел выглядит лучше Джеймса с точки зрения эффективности игры в атаке :))
Но есть пара нюансов:
1. Так бросают без сопротивления. Через руки так не бросишь, т.е. бросить можно, но если ты захочешь выбросить мяч повыше, или перевисеть,ты наверняка не попадёшь. Соответственно куда проще накрыть. А уж такая штука, как 3 с фолом становится просто невозможной.
2. После первой фазы ноги стоят рядом, повёрнутые в сторону кольца. Рэй или Дэнни по факту ещё и стоят на носочках с полусогнутыми в коленях ногами. В видео нам говорят о том, что при таком положении ног игрок более вариативен в дальнейшем движении. Во все стороны мол может пойти. А вот хрена с два. При таком положении ног всё, что он может- это бросить. Или не бросить: если защитник успел, отдать передачу. Нет у этого человека первого шага, нечем ему шагать.
Получается отличная техника для узкоспециализированных ролевиков- снайперов. С минимальной опасностью повреждений. Но по-моему это совсем не про Расса или Роуза.
Лично я считаю, что игроки такого плана (а вообще есть ещё такие?) не должны бросать 3 на регулярной основе. Ведь можно найти человека, который бросит открытую трёху и будет пахать в защите. А Расс или Дэррик- это люди, благодаря которым эта трёха и будет открытой.
У Оклахомы и Кливленда таким обстоятельством стала эпидемия травм у ключевых игроков, а у Чикаго - тактическая слабость тренера, который, имея неплохих исполнителей, не смог поставить команде сколько-нибудь вариативную атаку.
Ребятки из Про Шутинг Системз слишком упарываются по технике броска, по их теории даже Майкл Джордан был посредственным снайпером.
Они так восхваляют Кайла Корвера, а он кроме бросания открытых трёх ничего не умеет, причём приличный процент реализации у него только в регулярке, а в плей-офф у него самые заурядные 35,5%, всего на 0,7% больше, чем у Роуза, который, как нам объяснили, вообще неправильно бросает, хотя в среднем за игру набирает в два раза больше очков, чем Корвер.
Парадокс однако.
https://www.youtube.com/watch?v=uak1Zf2oYt8
Всё доступно, подробно и по делу. Очень похоже на то, что я вижу в играх от молодых профессионалов. Посмотрите на броски Уиггинса, на ТОПовых студентов - всё как здесь разобрано.
Если хотите учиться ещё более детально - просто смотрите игру Корвера, используйте замедленный повтор при броске. Последние два сезона это просто азбука снайпера. Или посмотрите на игру Рэя Аллена в сезонах 11-12 и 12-13.
А вообще, только очень хороший профессионал может поставить идеальный бросок. Недаром Энгеланд зарабатывает весьма приличные деньги, а Стэф Карри стал тем, кем он является только благодаря отцу.
Что говорит тренер Пол Гувер, гуру "самого правильного способа забросить мяч в кольцо":
- Мы разработали уникальную инновационную тренировочную программу по развитию бросковых навыков, основанную на самых современных научных методах. Она универсальна, разбита на простые шаги и позволит в кратчайшие сроки кардинально улучшить бросок практически любого игрока. КУПИТЕ ЕЁ У НАС!!!
А вот что говорит Джордан, если не обрезать его цитату:
"Ты можешь тренировать бросок по 8 часов в день, но если твоя техника неправильная, ты не станешь выдающимся шутером. Ты станешь всего лишь тем, кто хорошо научился бросать неправильно. Вернись к тому, чему тебя учили в школе и колледже, отшлифуй свои базовые баскетбольные навыки, оттолкнись от этого фундамента и стань лучше."
А вот что думает по поводу "уникальной системы Пола Гувера" в прошлом весьма приличный снайпер и нынешний бросковый тренер Миннесоты Тимбервулвс Майк Пенберти:
"Garbage. Show me 1 great shooter who does this! Kyrie isn’t one and won’t be with this. Terrible, in so many ways. Sad."
А вот что Пенберти думает по поводу их роликов на Ютубе: "The illusion of video. String 5 clips together of something working and it becomes gospel."
И я с ним абсолютно согласен - если бы не лень, я запросто мог бы слепить видео из десятка шикарных трёх Уэстбрука, когда мяч, не задев дужки, проваливается в кольцо с характерным звуком, столь приятным уху настоящего баскетбольного гурмана. А потом обосновал бы, что Рассел стал таким выдающимся снайпером благодаря уникальной технике броска - мяч выпускается из рук в верхней точке, когда игрок находится как бы в состоянии невесомости и паразитное движение не мешает филигранному исполнению броска :)))